Дорогие братья и сестры! Очень сложно рассуждать о сегодняшнем событии. Речь идёт о глубине веры и о глубине духовной жизни.
Мы порой все застреваем на ранних ступенях нашего религиозного делания. Наша страстность не пускает нас, мы сами ограничиваем себя.
Потому что не входим в систему духовного делания, включающую в себя ежедневный труд и подвиг. Без этого христианин не растёт.
Я помню, как меня просто ударили слова мужа апостольского Ерма. Ему Господь дал пророческий дар, и через него Он обращается к нам и говорит: «Я так тебя люблю, что не остановлюсь до тех пор, пока не сокрушу костей твоих». Настолько Я тебя люблю, что буду бить тебя, погружать в страдания, в болезни, в скорби, чтоб ты проснулся и стал работать, грести, иначе ты пропадёшь. Так и сказано в писании: «Кого люблю, того наказываю». Зачем? Чтобы пробудить к деятельности, к пониманию смысла жизни.
По слову нашего выдающегося богослова, святой жизни архипастыря, московского митрополита, а ныне – Святителя Филарета Московского, в комфортных условиях человеку спастись невозможно. Господь ставит нас в неудобное положение, чтобы мы стали трудиться и вошли во Святая Святых, в общение с Ним, в полноту возраста Христова. Что это значит? Постепенно возрастая в вере, то есть живя по Божьему Закону, мы вошли в то понимание смысла христианской жизни, которое Бог вкладывает в нашего внутреннего человека, который от пут освобождается и нас созидает новыми людьми. В нас Христос отражается. В нас есть образ Божий, подобие Божье, затемнённое и искажённое, и только при определённой температуре, при усилии, при трудностях, идя в верном направлении, мы освобождаемся от лени, трусости, мерзости, свойственной нашему естеству.
Мы очень затемнены, мы очень плотные, облечённые в очень основательные кожаные ризы, очень земные, очень поверхностные. Если в эту сторону не смотреть, не идти и через боль не преодолевать, то это невыносимо тяжко, от этого хочется сбежать, ибо за это мучает совесть, и хочется не позволить кому-то вообще об этом вести разговор, потому что это травмирует нашего падшего человека, ветхого человека, он не хочет сражаться. Он хочет найти любой повод, чтобы сойти с дороги и не бороться. И как только он начинает искать Бога, дьявол перед ним открывает массу аргументов, но ложных. Дьявол никогда не отступится от этого. И Бог попускает ему нас бороть. Более того, Бог постепенно борцу даёт победу, но тому, кто не борется, нужно знать – он проиграет, он обречён, это путь в тупик.
Иоанн Лествечник говорит в первую очередь молиться о врагах: они наши большие помощники, они первые замечают наши недостатки и показывают, на что нам надо внимание обратить. Это бывает невыносимо больно, но это правда.
Если не включать добрые помыслы, если не включать Святых отцов, есть величайший соблазн для христианина – застрять в очень поверхностном христианстве: надел крестик, хожу на исповедь, а обиды не прощаю, за обидчиков не молюсь, совесть усыпил, живу кое-как и полноценной духовной работы не веду.
День такой сегодня – Введение во храм, а я сам становлюсь храмом, в который Господь должен войти, я готов ввести Бога в себя? Он-то с крестом стучится, а я-то – с комфортом... Он рассказывает, что за этим неудобством наступает удобство, только духовное, состояние радости и сладости, через боль и скорбь. Но человек пугается этих понятий, он держится за эту жизнь. Он устроился здесь, хочет жить здесь вечно. Ещё бы годик как-то прокряхтеть, пропотеть, провонять... Видите, как дьяволу удалось свить гнездо нашем сердце?
Бог стучится, но не пускает человек крест. Хлеб пускает, масло пускает, блуд пускает, удобство пускает, Бога – нет.
Неудобный праздник донельзя сегодня, братья и сёстры, неудобный. Такой честный, звонкий, болезненный ужасно.
Пусть каждый посмотрит, чего же Он хочет от меня. В чём я могу уподобиться Богу и Богородице, чтобы стать храмом, куда Бога ввести. И, следовательно, с Ним войти в храм.
День Введения – это преддверие Рождества, Рождества в нас. Каждый человек должен добровольно и сознательно либо согласиться в своём сердце зачать Бога, потом выносить Его, по Его Божьим правилам, потом с Ним пройти по жизни и войти во Святая Святых.
Она смогла, пример дан. Дальше – только мой личный выбор. «Да» или «Нет». Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев
17 мая прошла первая конференция учащихся воскресной школы «Библейские растения – прошлое и настоящее», в которой приняли участие настоятель нашего храма, кандидат богословия, кандидат исторических наук иерей Андрей Алексеев, учащиеся кружка «Гармония» под руководством доктора фармацевтических наук, профессора Мизиной Прасковьи Георгиевны. Гостем конференции был автор книги «Прекрасные библейские растения», кандидат фармацевтических наук Сокольский Игорь Николаевич.