Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. 18 октября 2015 г., канун дня памяти Московских Святителей (Литургия)

Дата: 
18 октября 2015, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня очень короткое Евангельское чтение – буквально несколько стихов, совсем немного. В нашей с вами жизни всё бывает, но на службу нужно стараться приходить вовремя, чтобы Евангельское чтение не пропускать. Апостол Павел пишет: «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит намерения и помышления сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Вот почему Евангельское чтение так значимо для человека.

И сегодня в этом маленьком Евангельском отрывке говорилось о том, как нам нужно жить. Евангелие, конечно, везде об этом говорит – то есть Господь нам говорит через эту книгу, через Благую Весть.

Но вот здесь указано конкретно, что нам должно учиться поступать не по законам этого мира. Кто-то упрекнет сейчас меня в том, что я покусился, как сказал один герой известного фильма, на самое святое, на Конституцию. Но для нас существует святой Божий Закон, и в этом законе сказано, что мы должны прощать врагов и благословлять тех, кто нас обижает. Это невозможно сразу, это очень трудно. В сегодняшнем отрывке святые отцы усматривают для человека, начинающего христианскую жизнь, готовность начать учиться это делать. Потому что если человек, который не умеет летать на самолете, сядет за руль, за штурвал, поднимется на высоту и будет пытаться (если он поднимется, конечно) совершить фигуру высшего пилотажа, то он погибнет, и его смерть может за собой увлечь смерти ещё многих других людей.

В этом Евангельском отрывке сегодня было сказано о том, что мы должны учиться дарить любовь просто так, не ожидая взамен ничего. Это очень больно:

– Я тебе столько всего сделал! А ты? Я тебе денег дал, квартиру снял!

– Я тебе костюм подарила!

– Я тебе машину купил! Я тебе духи французские, лучшие, в Дьюти фри, нет – здесь, по другой цене! всё для тебя, а ты? ...

Мы все такие, у всех поднимается обида и боль. Как же так? Я столько всего сделала для него! я ей, я ему, а он? а она?

Здесь предлагается перепахать себя. Больно ужасно: не жди взамен, а просто отдавай. Да, и борись внутри себя с тем, что поднимается негодование. Апостол Павел пишет о любви: долготерпит, милосердствует и не ищет своего – то есть принципа: «ты – мне, а я тебе». Просто отдает, не ожидая ничего взамен.

Ничего не ожидая взамен – это, правда, трудно. Вот так мы привыкли рассуждать. Как только мы начинаем говорить о любви, тут же что-то такое происходит, что сподвигает нас в себе узреть нечто несовершенное, и очень важно быть хотя бы на первой ступени этого движения. Почему? Потому что иначе мы не сможем войти в Царство Небесное. В этом пространстве невозможно находиться тому, кто не собрал здесь некоего состояния, не вошел в него. Дети порой много проводят времени возле магнита, пытаясь соединить друг с другом те части, которые несовместимы. И так далеко отбрасывает один магнит другой от себя, что это вызывает детскую эмоцию: «А вдруг получится?» и сжимает маленькие пальчики. Но ничего не получается. Вот так же и в Царствии Небесном: ничего не получится. Войти невозможно будет. Будет закрытая зона, не позволяющая войти в нее. Потому что сам ты в этой жизни не постарался, не потрудился, используя данные Богом инструменты для того, чтобы понуждать себя бороться в себе самом с тем, что в тебе не так.

Достичь этой любви быстро невозможно, но в пути к ней должен пребывать всякий человек. В одном монастыре молился некий человек, и так он углубился в молитву: «Господи! кто самый смиренный подвижник в нашей обители?», и так было ему интересно, кто же там самый смиренный, что Господь послал к нему Ангела. И Ангел послал его к духовнику, чтобы через священника он услышал. И он был удивлен ужасно, потрясен безмерно, что самый смиренный – это келарь, который, когда что-то было не так, еле сдерживался, так что даже всем вокруг было видно, как он напрягается и наливается. «Да, – сказал духовник. – Если бы он не смирялся и не учился любить, он бы всех вас поубивал».

Начало пути к Любви – это и понуждение себя молчать и не мешать, стоя в храме. Остановиться и задуматься: «Как жить?». Потом непременно ежедневно открывать и просматривать карту: куда ехать, как идти, где пересадку сделать, где конечный пункт? Этот навигатор должен быть в постоянном пользовании, потому что если этого не делать, тогда либо это ужасно скучно и трудно, либо это невозможно и безумно –любить того, кто тебя обидел, благословлять его. Это же тяжко, сложно, порой так невыносимо. Так и хочется ответить злом на зло! Но тогда зло увеличивается ещё больше.

В этом маленьком Евангельском отрывке человеку предлагается начать тренироваться, надеть спортивную духовную одежду, прийти в духовный тренажерный зал, пригласить инструктора – тренера по духовной подготовке и начать упражняться. Возможно, будет растяжение мышц, и язык не сдержится и ужалит кого-то больно, невыносимо. Но потом можно подняться, позвать Бога в помощь, тут же поисповедаться Ему, а потом – и на исповеди у духовника, получив разрешительную молитву, очищающую от власти страсти. И снова бороться. Но непременно будет снова та же самая ситуация – возможно, с тем же человеком.

Я вчера общался с одним нашим прихожанином, и он мне рассказывал про другого нашего прихожанина, своего коллегу, который когда-то, ещё не будучи церковным человеком и не посещая храм, Великим Постом подходил к нему с тарелкой мяса и говорил: «Съешь, ну давай! Ну никто же не увидит, кроме меня».

Он мне рассказывал сам потом, этот второй прихожанин, со стыдом: «Что я делал? Я издевался над ним! Я специально покупал мясо повкуснее, то, которое он любит, приходил к нему в самые строгие дни и издевался, не давал ему покоя. Я нюхал это мясо, я чавкал перед ним и рассказывал ему, какое оно вкусное и сочное. Я был поражен, что он ничего мне не говорил».

Конечно, поднималось у человека. Но что такое в нем произошло, что он, который мог воспользоваться своей властью, будучи его начальником, терпел своего подчиненного, глумившегося над ним. Он услышал Евангельское слово о любви и решил потренироваться. Тяжело было ужасно. Я спрашивал первого: «Тяжело?» «Батюшка, тяжело, конечно, самое любимое мое мясо. Он узнал, какое мясо я люблю, свинину, специально заходил в супермаркет, брал самое свежее, только что приготовленное, и шел ко мне всякий раз. Весь Пост, сорок дней он мучал меня, пытал. А я учился его любить». «А чем закончилось?» «Ну, на Пасху мы вместе съели это мясо».

А собрат стал поститься в следующий пост, а потом стал прихожанином нашего храма. Что так его исправило? Божья любовь. Потому что чуть-чуть только, приоткрыв дверочку сердца своего, только слегка краник этот подкрутив, вот чуть-чуть – уже пускает в себя человек эту божественную силу, уже через него действовать начинает эта Божья любовь. Уже он отражает это в зеркале и может даже ослепить этим солнечным духовным зайчиком другого человека, обжечь его сердце. И вот глумитель сам постится и раскаивается в том, что издевался над своим собратом. Более того – над начальником, другом своим, так сложилось у них. Сказано ли об этой истории в сегодняшнем Евангелии? Да.

Апостол Иоанн Богослов отмечает, что если бы всё туда вложить, в Евангелие, что потом дальше происходило, последствия от того, когда люди начинали тренироваться жить по Евангелию, то и всему миру тогда было бы не вместить написанных книг. Это весть о Божией любви, живой и действенной, настоящей, неподдельной и неформальной.

Конец этого Евангельского отрывка – он потрясающий, он настолько оптимистичный! Вы знаете, кому очень плохо будет в жизни – вы открывайте этот последний стих, последние слова этого стиха, и читайте почаще. А можно их выучить наизусть, и когда больно будет и трудно, – вы их почаще произносите.

«Будьте совершенны, – там сказано, – как совершен Отец ваш Небесный».

То есть безграничное совершенство. Представьте себе, мы призваны к безграничному совершенству! И если мы в нашей жизни не станем на путь этого совершенствования, а подменим его только нашим земным, житейским, недуховным, тогда магнит незримый будет отталкивать нас от правды Божией, от любви в Небесном Царствии.

Я не спрашиваю: «Кто хочет войти в рай?» Потому что каждый скажет что, конечно, он хочет. Вот к тем, кто хочет, сегодняшнее Евангельское слово и обращается: Начни, потрудись, нет границ для совершенствования. Вначале остановись, задумайся, воздохни о несовершенстве своем, а дальше – продолжай это движение, руководствуясь божественным глаголом с готовностью Богу доверять и быть Ему верным.

Дорогие, всех вас с праздником, с Христовым Воскресением и днем Московских Святителей! Радуюсь этому дню и на всех на вас, дорогие, призываю божественное благословение! Спаси Господи!

Протоиерей Андрей Алексеев