Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. 17 октября 2015 г., канун дня памяти Московских Святителей (Всенощное бдение)

Дата: 
17 октября 2015, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братия и сёстры, всех вас поздравляем с воскресным днём, а также, в день памяти Московских Святителей, призываем вас помнить о том, что в прежние годы, когда наш московский люд отличался знанием церковных правил, ни одно мало-мальски большое дело в столице не начиналось без молитвы у мощей этих угодников Божиих, которые находятся и в соборах Московского Кремля, и в прочих местах, куда определила эти святыни незримая Божья Десница.

Мы с вами слышали сегодня Евангельское чтение, в котором повествовалось об одном удивительном обстоятельстве – о благословении Божием, которое Господь передал ученикам Своим, апостолам, а через апостолов, по преемственности рукоположения, то есть священства, – всем пресвитерам, входящим в лоно Церкви. Священнику дано право «вязать и решить», то есть отпускать грехи или не делать этого. Бывает, по незнанию, человек, пришедший в храм и услышавший о том, что здесь он может что-то получить, требует от священника разрешительную молитву, которая, по данной пастырю от Господа власти, освобождает человека от особого состояния греховности. Но отпускать грех или нет, священник, предстоя перед Господом и руководствуясь традицией Церкви, решает сам, имея на это особые духовные полномочия. Потому что за всем этим стоит особенное состояние человека: готов ли он получить эту Божественную милость? И, молясь, священник всматривается в душу приходящего человека для того, чтобы принять правильное решение. Иногда может показаться, что в обилии людей уставший священник порой чего-то недопонимает и не слышит. Но это не так. Потому что незримо совершается то незаметное, но значимое и сакральное действо, за коим стоит Сам Господь, вверяющий в руки священника человеческие души и влагающий в его сердце и уста верные слова.

Святой праведный Иоанн Кронштадский отмечал, что священники – это земные ангелы. Отмечал, рассуждая не о немощи пастырей, – поскольку у каждого есть немощи, в том числе и у священников, – а отмечая ту высоту служения, к которой каждый священник призван, и то пастырское предстояние у Божьего Престола, за которое каждый священник понесёт ответственность перед Богом в ином мире.

Один из московских протоиереев так отвечал на каверзный вопрос, заданный ему неким современным фарисеем: «Мне судья, – сказал батюшка, – Господь. И то Священноначалие, которое от Господа поставлено». Почему апостол Павел и пишет о необходимости судиться людям церковным в церковном суде. Хотя, конечно, каждый из нас порой нарушает и светские законы, но ведь как важно человеку руководствоваться в этой жизни, в первую очередь, Божественным Законом! Ведь по окончании пути земного нас там Господь будет судить не по Конституции.

Полученные священником в Таинстве рукоположения право и власть пасти Христово стадо и совершать Таинства – сокровенно, и залог, который Господь даёт священнику в тот день, когда он получает из рук архипастыря частицу Тела Христова, вводит его на ту высоту, за которую он будет отвечать как за часть линии фронта. Ему вверяется особое незримое, но глубоко проникновенное состояние, поручение и назидание.

Порой в жизни мы испытываем моменты большого торжества, радости сугубой, внутренний восторг (как важно не путать его с состоянием эйфории!). Вот здесь церковная традиция предлагает человеку войти в понимание значения и смысла того, что хранится в Церкви как предложение человеку освоить новые духовные рубежи, связанные с особой духовной жизнью. Войти в неё невозможно без поста, без молитвы, без покаяния. Всякое доброе дело, совершаемое человеком, невозможно совершить ему, человеку, без Божьей помощи – так и всякое действие священника невозможно без Божественного участия. И, получая от Бога особый дар, священник распоряжается этим даром согласно Евангельской традиции.

Сегодня мы слышали отрывок Евангелия от Иоанна, но в другой части Евангелия, у апостола Матфея, мы читаем о том же самом. Апостол Матфей восклицает: «Приимите Дух Свят, – говорит Господь, – на ком оставите грехи – на том останутся, кому отпустите – отпущены будут. Шедше, научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, научая, – сказано, – соблюдать то, что Я вам заповедал. И Я, – отмечает Господь, – буду с вами во вся дни до скончания века». Невозможно получить Истину нигде в полноте своей, кроме как в Церкви Православной. Она хранится здесь, и эта сохранность безупречна. Она здесь бережётся, и это состояние сокровенно.

В сегодняшнем Евангельском чтении говорится о праве и власти, которую Господь даёт священнику, и только ему. И пока имеет право священник совершать то, на что он получил благословение Божие, никто не в состоянии ему запретить это делать. Да, по-разному можно этим воспользоваться. Можно по-разному применить ту силу, которую Господь даровал священнику. Мы читаем в Священном Писании о том, что раздосадованный апостол, выходя из того места, где не приняли его самого и его Божественного Учителя, Христа, обращается ко Господу: «Давай низведём огонь с неба и сожжём сие селение!». И в ответ слышит: «Ты не ведаешь, какого духа ты. Ибо пришёл Сын Человеческий не наказывать, но прощать, врачевать и исцелять недуги». Одно из апостольских правил гласит о важности хранить молитву священника. Если перевести дословно – «ту молитву и то, предложенное человеку в качестве пищи, что священник вкладывает в сердца людей, проповедуя Божие Слово». «Горе мне, аще не благовествую!» – пишет апостол Павел. А святой Иоанн Кронштадский вслед за ним восклицает: «Священник, пастырь, не молчи!» Вот почему значимо быть внимательным к тому, что священник произносит.

Я был потрясён, прочитав у духоносных отцов Церкви поучение о том, что для находящихся в храме мирян толкование на Евангелие, которое священник произносит, важнее чтения Евангелия. Нет ли противоречия здесь? Нужно верно понять эти слова. Если священник говорит «не от ветра головы своея», а руководствуется Божественным Словом и толкованием святых отцов Церкви, он адаптирует это Слово, он его приготавливает, подобно пище, и предлагает вкусить этой пищи приходящим в храм Божий. Он обрабатывает эти продукты особой солью, и предложенная пища очень важна и для души, и для тела. Потому что человек – это душа и тело. И бывает нередко, что от одного слова может человек подняться… А может и опуститься. Вот почему значимо быть внимательным и не нарушать это состояние связи. Ибо «религия» – это связь и соединение.

В сегодняшнем Евангельском повествовании говорится о той нити, которой соединяет Господь Небо и землю через священника. Если хотите, о той струне, которая натянута оттуда, из Горнего мира, сюда, в мир дольний. И священник является этой струной. Она по-разному может быть натянута, эта струна, она может быть разного качества. Но она всегда будет звучать. И если человек настраивает свой внутренний духовный камертон на слышание Слова Божия и готов воспринимать это звучание, он непременно, из уст любого священника, услышит то, что ему должно услышать сейчас.

Вспоминаю, как, будучи ещё мирянином, приезжал в разные храмы и слушал разные проповеди. Порой – из уст очень искусных знатоков Слова Божьего и толкователей его, из уст маститых преподавателей духовных школ и приходских священников. А вместе с тем порой – и из уст очень простых, даже малограмотных пастырей, но очень глубоко и тонко духовно заточенных. И в их проповедях я так же отмечал те слова, которые находили отклик в моей душе.

Порой наша гордыня, высокоумие, ощущение от себя мешает нам слышать Божье Слово. Мы себя на равных ставим с теми, которые нам Его доносят. На равных в отношении полученного права. Мы все перед Богом равны, но есть священное неравенство, оно сакрально, и к этому правильно нужно отнестись. Ибо нет равенства ни на земле, ни в аду, ни в раю, а есть иерархия. И вот тут невозможно равенство. Но это неравенство проявляет Сам Господь, когда омывает ноги ученикам Своим, показывая, что речь идёт о другом состоянии: о готовности, смиряясь, возвыситься и, уступая, будучи всем слугой, стать первым.

Сегодня, в день малой Пасхи, Русская Церковь и Московская епархия чтят святых Московской земли. Будучи разными людьми, все эти воины Христовы вошли в святую армию и получили особые духовные погоны и знаки отличия. Все они прославились на фронтах духовных сражений, и душа их посечена незримыми мечами, саблями духа злобы. Но, пока эти святые с нами, Москва будет стоять: таково пророчество. И пока эти святыни с нами, мы должны быть достойны этой чести. Ведь мы утратим эту честь, если забудем, что это такое. И, к нашему стыду, не будем даже понимать, о ком идёт речь в день этого торжества. Кто они? Пётр святой, святые Иона, Филипп, Ермоген, Алексий, Иов. Святые Филарет, Иннокентий и дальше – и Илларион, и прочие московские святые священномученики и новомученики, исповедники русские, которые прославили московскую Церковь во Вселенской Церкви.

Порой мы в нашей жизни перед собой не ставим примеры тех, на кого нам должно быть похожими. Примеры святых людей. В образе жизни, в поведении, в манерах, в образе мысли порой мы ставим перед собой на пьедестал иных героев! Подражаем их жизни, уподобляемся их существованию. И постепенно, по слову Антония Великого, начинаем быть похожими на этих людей. Куда бросается человек, вернувшись домой и устало, как ему кажется, передвигая ноги? Он бросается часто к источнику информации. Как там, в большом мире, без меня? Ну-ка, напитаться этими новостями! Курс иностранной валюты, погода на завтра, новости из мира политики, искусства и спорта. Вспоминайте, что мы обычно делаем… Многие ли открывают каждый день жития святых? Многие ли из стоящих сейчас здесь готовы пересказать житие одного из них, сегодняшних московских защитников Церкви? Вопрос в том, что дальше. Если это всё будет нами не востребовано, тогда постепенно всё происходящее в Церкви станет фарсом, просто игрой. Как важно заставлять себя открывать жития святых! Ежедневно открывать поучения святоотеческие, хоть немного читать, черпать оттуда, из этого колодца. Ну хватает же сил у тебя на пустое, ежедневное! Почему же ты так беспечен, что не кормишь свою душу, не пьёшь из криницы этой, не нагибаешься к ручью, не утоляешь свою жажду духовной влагой? И что будет с губами твоими, с горлом твоим и сердцем твоим, если обожжёшь их горьким ядовитым нектаром похоти плоти, и страстей, и соблазнов века сего?

Наверное, каждый из нас сейчас испытал некое неловкое состояние. Это хорошо. Значит, совесть наша жива. Значит, можно порадоваться тому, что в нашем сердце жив Господь. И, возможно, у кого-то шевельнётся желание что-то изменить и исправить. Значит, это слово прозвучало не напрасно и сподвигло, возможно, одного человека, стоящего здесь, что-то исправить в своей жизни. Внести какое-то маленькое изменение в рацион своего питания, в распорядок дня своего. Хотя кому-то, возможно, всё это и невыносимо слушать, и внутри бьётся понятно откуда пришедшая и от кого полученная мысль: «Быстрее бы ты закончил! Сколько можно? Время!» Мы на фронте с вами. И на этом фронте есть генералы и солдаты, есть вожди и воины.

Сегодня, в день малой Пасхи, 18 октября по новому стилю, святая Православная Церковь почитает московских святых. Тех святителей, которые, будучи епископами (здесь есть первенство чести: кто-то был архиепископом, кто-то митрополитом, кто-то – Патриархом, но все они были епископами), в этом сане Богу угодили. Возможно, для кого-то сказанное здесь не останется втуне. И если хотя бы один человек, придя сегодня или завтра домой, откроет и почитает житие хотя бы одного из них – обещаю вам, без мзды он не останется. И помощь от этого святого он непременно получит, свидетельствую об этом. По праву, полученному мною не от людей, но от Бога. И, напитав себя этим Божественным соком, он испытает радость от встречи с тем, о ком пока он, возможно, ничего ещё не знает. Или почти не знает, или забыл. Состояние это будет возвышенным и радостным. И проникновенным, и неземным.

Вот на сегодня и всё. Обед закончен. Всех вас с Праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев