Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 11 октября 2015 г., день памяти прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Литургия)

Дата: 
11 октября 2015, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Евангельское чтение сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, – о чудесном улове апостолами рыбы, после бессонной ночи и после тщетных трудов, – нам с вами хорошо знакомо. Но попробуем поставить себя на это место: когда у нас с вами, после стольких потраченных сил и положенных стараний, ничего не получается, – каково наше настроение и вера? А ведь апостолы питались от того, что, будучи рыбаками, продавали эту рыбу, получали деньги и содержали семьи. И вот всю ночь они ловили, возвращались мокрые, потные, уставшие, а после неудачи, конечно, и разочарованные. Сил столько положено – и ничего! Сколько ни бросай – ничего. Бывают такие дни – рыбаки знают – приходишь на речку (на пруд, на озеро, на море), ловишь, и нет клева. Но ты-то ради забавы это делаешь, а они питались от этого – и ничего не получили. Домой возвращались, силы потрачены, нужно отдыхать, а накормить-то семью чем? Вот такие примеры избирает Господь в жизни человеческой, чтобы оставить их в памяти как свидетельство всемогущества Своего, величия и безграничности милосердия Своего.

– Забрось-ка, сынок, сеть.

– Да мы ловили всю ночь, Господи. Что бросать-то тут у берега? Мы там ловили…

– Забрось.

И мурашки по коже у апостолов – поднять нельзя! Только забросили – сразу полная сеть, настолько, что ещё вторую лодку нужно, чтобы всё это поднять. Ужас объял апостола Петра, и он сказал: «Господи, выйди, я не могу находиться с Тобой рядом. От величия Твоего осознаю ничтожность свою. Это невозможно».

Так в жизни бывает, что мы Бога вдруг в какой-то момент начинаем сильно призывать в помощь, забывая, к Кому обращаемся. Требовать начинаем: «Дай! Дай сейчас, нужно мне вот сейчас!» Конечно, Он – любящий Отец, конечно, Он слышит, но мы с вами нередко утрачиваем чувство трепета перед Всемогущим Творцом, Который дал нам вообще право жизни, возможность прийти к Нему. Он – милосерден, Он – очень добр, Он – снисходителен. Но мы-то с вами должны воспитывать в сердце благоговение пред святыней. А бывает – так сильно хочется, что, попросив какое-то время усиленно после сухой молитвы или вообще после бездождия нашего молитвенного и не получив – мы ропщем! Мы обижаемся на Бога, мстим Ему. «Вот не буду этого делать. Ты не дал мне сейчас!»

А ещё страшнее бывает, когда кого-то из близких, дорогих людей, очень дорогих, призывает Господь – не ко времени, не вовремя. И как поднимается в нашем сердце: «Зачем?» «Почему?» «Как Ты мог?» Милый! Родная! Благодари Бога, что получил такого человека в жизни и столько лет был вместе с ним. Но по Божьим часам пришло время этому человека уйти отсюда. Что ты делаешь? Или ты не христианин, что воешь, уподобляясь язычникам? Разве не знаешь, что нет конца? Чтоб воскреснуть – нужно умереть, чтоб научиться – нужно потрудится, чтоб оценить – нужно потерять. Вспоминаются слова дивного вчерашнего рассказа, услышанного от последнего исповедника, прибежавшего в храм через лет пять после освящения квартиры. Когда совсем плохо стало, начал искать священника, который ему квартиру освящал. Нашёл! Звонит:

– Срочно, батюшка, увидеться можно?

– Можно.

– Семья гибнет, помогите!

Сидели вчера на лавочке, общались, тезка мой.

– А ты когда брал кредиты, спрашивал благословения?

– Нет.

– А когда ты, в ужасе от того, что могут растерзать семью, ушел на три года из дома – ты спрашивал на это благословения? А сейчас скитаешься там, в стороне, и вся семья на пределе…

Но слава Богу, что он пришёл. Я ему рассказал вчера одну историю. Пришёл к Богу человек: «Господи, дай мне мужества, я труслив». И что – Бог сорвал ему с дерева мужество и дал? Нет. Он опасности ему послал, трудности, сложности – чтобы, преодолевая их, человек понял, что такое преодоление и потом оценил это мужество. Иначе он втопчет его в грязь и не заметит даже. А другой пришёл: «Господи! Прошу Тебя, дай мудрости, я глуп». А ведь нужно ещё знать глупость свою, а то ведь мы все сами для себя очень умные. Нам Господь столько дал таланта! Приписав себе все победы и прочее, мы тщеславимся, гордимся, на свой счёт записываем: «Как я хороша, Господи, ну как я хороша. Весь курс хуже, чем я. Я такая умная, такая чудная, красивая, замечательная, всё при мне. Ай да я!» От кого получила и зачем получила? На что тратишь? Как ответишь? Что Бог сказал человеку, вопрошавшему о мудрости? Он стал ему вопросы трудные задавать. И в поисках ответа, ошибаясь, оступаясь, но продолжая движение, обрёл мудрость человек.

Сегодняшний Евангельский рассказ – повествование о важности понимать, к Кому мы обращаемся и Кто этот Богочеловек. Любящий Отец, Милосердный Судья, снисходительный Защитник, наш самый большой Друг. Но, дорогие, эта дружба и нас к чему-то обязывает, и нас призывает к чему-то малому – тому, с чего важно начать свой путь христианину.

«Опять то же самое, батюшка, сколько можно? Устали. Про утренние и вечерние молитвы, про постные дни, про то, что Евангелие нужно читать каждый день и толкования к Евангелию, жития святых, поучения святоотеческие каждый день. Тошно уже»…

А как Богу тошно! Как Ему трудно! Это мы по-человечески мыслим – «трудно». У Него другое понятие о труде, оно совершенное. Как Он терпелив! как Он любвеобилен! снисходителен! как Он терпит нас с вами – в непостоянстве наших отступлений и падений, и предательства нашего! И когда доходит уже до последней черты человек, уже без сил, и лодка жизни уже у берега, и прожито всё напрасно –

– Сынок! Дочка! Забрось сеть!

– Какой смысл, Господи? Уже всё! Прожито всё, сожжено, нет смысла.

– Забрось, тебе говорю, и не бойся.

Всех вас ещё раз поздравляю с праздником и надеюсь, что услышанное позволит и нам с вами, наши сети починив, забрасывать, а получая улов – Бога благодарить и радоваться. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев