Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, 13 сентября 2015 г.

Дата: 
13 сентября 2015, воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Когда мы движимы нечистым духом – а такое нередко случается в нашей жизни – мы, бывает, провоцируем кого-то на некий поступок. Когда нам бывает плохо, но мы не боремся, – мы делаем больно ближнему, и порой даже сильно раним самых-самых близких.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как движимый таким духом человек вопросил Христа о том, какая наибольшая заповедь в Законе. Фарисеи – это направление, созданное в элите иудейского народа в годы Вавилонского пленения. Это религиозная партия, заразившаяся духом халдейской мудрости, практиковавшей, в нарушение Божьего Закона, оккультные знания. Идеи её, проникая в душу, разлагали ум и сердце человека. И с этим багажом фарисеи вернулись из Вавилона в Палестину вместе с богоизбранным народом, и постепенно в их учении буква Закона убивала дух его.

Почему фарисей спрашивает о большей или меньшей заповеди? По слову святого Иоанна Златоуста, фарисеи разделили Закон на большие заповеди, обрядовые: когда что нужно сделать, как правильно что-то совершить, и на меньшие заповеди: это, если перевести на язык христианского закона, жизнь добродетельная. Буква стала на первое место, а дух постепенно упразднялся. По слову святителя, вопрошавший делал это, провоцируя Христа, чтобы обвинить Его в богохульстве. Потому что как только Христос назвал бы из существовавших заповедей какую-то одну большей, Его можно было бы обвинить в том, что Он взял на Себя право решать, как Бог, а это уже была бы возможность Его убить. То есть, по существу, вопрошавший ожидал только маленькой осечки, чтобы совершить преступление.

Так бывает и в нашей жизни: держа власть над каким-то человеком, издеваются над ним, зная, что сей человек в нашей власти, и мы можем, по слову Федора Михайловича Достоевского, испытать административный восторг от того, что издеваемся над ближним.

Слова, сказанные Спасителем, звучат очень часто. Как священник, который по роду своего миссионерского служения бывает в разных светских местах, могу сказать: мне нередко приходится слышать эти слова от людей внешних, даже малознакомых с христианским учением, хотя номинально крещеных. Слова о том, что должно Бога возлюбить всем сердцем, всею душою, всею мыслию своею, и ближнего своего как самого себя. А о чем здесь идёт речь? Дело в том, что Бог предлагает человеку посмотреть в глубину своего сердца и для себя осознать, является ли Он центром нашей с вами жизни. Вот сегодня воскресный день, и собравшиеся в храме люди по слову Священного Писания должны тоже задуматься: является ли Бог центром их жизни? И если не является – тогда, значит, этот человек не исполняет наибольшую заповедь.

Что предлагает Христос? Он предлагает, чтобы человек, всматриваясь в глубину своего сердца, определился: он хочет сделать Бога центром своей жизни или нет? Он желает или нет? И если человек этого не желает – значит, он Бога не любит.

Любовь – вот ещё одно понятие, которое вводится в Священном Писании. Оно трудно воспринимается в современном мире, потому что понятие любви – это чувство. Порой сентиментальное, нередко умилительное, восторженное. А здесь о другом речь идёт, совершенно о другом чувстве. Если ты любишь – то значит, ты готов если не пожертвовать, то хотя бы уступить. Часто в современном мире, когда кто-нибудь восклицает: «Я люблю тебя!», то слово «я» стоит на первом месте. А готов ли ты что-нибудь сделать ради того, чтобы доказать свою любовь? И как ты её понимаешь? В этой заповеди – величайшая глубина того, что в принципе существует в мире. Любовь – это высшая христианская добродетель, и невозможно человеку научиться любить по-евангельски, если человек находится вне Бога и Его не ищет. Потому что только тогда открывается ум человека и сердце отверзается, кода человек ищет Бога. И в первую очередь, когда он начинает искать Бога, он понимает, что он сам ничтожен, и эта мерзость, эта грязь выливается наружу в понимании того, что он грязен. А ведь можно жить, и не ощущая своей грязи. Ну, или почти не ощущая. Быть самодовольным, самонадеянным и… любить себя? Там же сказано: «И возлюбить ближнего как самого себя!» Невозможно понять человеку не духовному, о чём здесь идёт речь. Есть несколько сфер нашего бытия. Самая поверхностная сфера – это наши эгоистичные порывы и понятие моего «я», моего эго – такое близкое и родное. Мы только немногим можем поступиться ради наших ближних, и то в момент нашего расположения к ним. Но – малейший момент недовольства, раздражения, и вот уже мы ненавидим наших ближних, причём чем они ближе – тем больше мы их ненавидим (вот почему так трудно бывает детям с родителями и наоборот).

Что же предлагает Христос? Он предлагает заглянуть в глубину этих сфер, чтобы там увидеть, в глубине, Его образ в человеке. Он есть в каждом. Божий образ, или икона! – восклицают святые отцы. Не то мерзкое, то поверхностное, что есть в каждом из нас, а то глубокое, что невозможно словами выразить. Вот этого человека предлагает Христос сначала увидеть, а потом полюбить – в себе самом и в ближнем. И невозможно полюбить в ближнем этого человека, если для начала не научиться уступать этому человеку и жертвовать ради него чем-то. Если этого не происходит, если человек в глубину этих понятий не войдёт – он ничего не поймёт. Более того, он будет кощунствовать и богохульствовать. «Как я себя люблю – и ты меня люби так же!» Страшные слова. Самое страшное, дорогие братья и сестры, это когда человек, внешний христианин, усваивая внешние евангельские слова, но – без понимания их сути – начинает поучать ближних своих. «Вот там сказано в Евангелии, слышишь? Ты должна мне подчиняться, ты жена моя!» «Там написано: жена да боится мужа своего. Трепещи! Я – твой господин». Вы знаете, всё ломается тогда. Да, действительно: муж – глава жены, как Христос – глава Церкви, и вот эта высота служения, на любом поприще, если ты поставлен над кем-то, то ты в большей степени должен в себе рассмотреть этот образ Божий, ты в большей степени должен стремиться рассматривать его в том, кто возле тебя, и поднимать близкого человека – оттуда, из глубины, чтобы лучшее в нём расцвело, и создавать те условия, которые нужны для раскрытия в нём этого лучшего. А если этого не делать – невозможно Бога полюбить. Ты, прикрываясь Священным Писанием, показывая ближним своим эти слова, можешь творить страшные беззакония. Ты можешь превратиться в «святого сатану», цитируя наизусть – так нередко бывает – слова Евангелия. Это очень страшно: видеть перед собой образованных, богословски подкованных, но духовно слепых людей.

Мы сегодня переживаем с вами последствия именно этого. Почему Бог закрыл храмы русские? Почему пылали мощи? Почему на иконах катались как на санках? Потому что не искали Бога в себе и не желали видеть Его в ближнем. И подобно этим фарисеям поставили букву выше духа, ещё же и Христа обвиняя в том, что Он виноват. Совершается страшная подмена. Святой жизни митрополит Вениамин Федченков, рассуждая о христианстве эпохи конца XIX – начала XX веков, говорит: «Мы в вере нашей не горели. Мы тлели, и никого зажечь мы не могли». Поэтому Бог и школы наши духовные закрыл и попустил храмам быть разрушенными – потому что в них уже Христа почти не оставалось. Вновь вспоминаются слова, произнесенные в X веке одним подвижником благочестия, который воскликнул: «Господи! Почему у нас такой правитель? Почему беззакония, почему ужас, почему страх?» Это был человек благочестивой жизни, и Господь явил к нему глас Свой: «Худшего Я для вас не нашел».

Вначале сам изменись, что-нибудь начни делать на маленькой родине своей. Не ругать правительство, не искать виноватых на стороне – а в себя посмотри. Как ты Бога любишь в себе? Ты себя вот этого поверхностного любишь, или ты Бога любишь и что-то делаешь, чтобы найти Его? И как благодаришь Его за благодеяния, которые Он бесконечно посылает тебе? – а ты ещё имеешь дерзость роптать на Него. «Мне так плохо, так тяжело живётся с моим мужем!» А не ты ли виновата сама в том, что тебе плохо живётся с твоим мужем? «У меня такие дети!» Так это же твои дети! Ты расписываешься в собственной несостоятельности. Тебе плохо живется? А почему? Какое место в твоей жизни Бог занимает – по-настоящему? И что сделал ты, чтобы это изменилось? Стал ли хоть что-нибудь делать? Потому что если что-нибудь начнёшь делать – постепенно будет всё меняться.

Совсем недавно так было радостно наблюдать за одной семьей. Эти люди уже много лет в Церкви, но они дошли до того, что они друг друга ненавидели – муж и жена. И так долго мы пытались понять друг друга, понять, что всё это христианством назвать невозможно. Они так долго боялись начать учиться уступать друг другу, служить друг другу, заботиться друг о друге – и даже не так, как когда-то в годы влюбленности, а более основательно, более серьезно. Они пытались войти в эту воду – и тут же отскакивали, с ненавистью взирая друг на друга. И это продолжалось долго, это уже взрослые люди. Но – они попробовали, и у них получилось. Они пришли однажды с улыбкой на устах. Они увидели там, в глубине, что-то такое, что их потрясло – и в себе самих, и в ближнем своем. Это было потрясающее откровение! «Ты такой красивый!» «Ты такая замечательная! Я тебя люблю!»

Кто желает продолжить – откройте «Песнь песней», книгу Ветхого Завета. Но непременно положите рядом толкование, и – почитайте, поговорите с Богом от этой книги. Это разговор души с Богом. Откройте, почитайте.

Сегодня – воскресный день, в который Господь положил нам задуматься о любви – к Нему, к себе, к ближним. Какая удивительная возможность. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев