23 сентября 1980 года – в городе Северодвинске (Архангельская область) спущена на воду самая большая в мире подлодка «Акула» («Тайфун»)

Первая лодка этого типа – ТК-208 (что означает «тяжёлый крейсер») – была заложена на российском машиностроительном предприятии оборонного комплекса «Севмаш», которое расположено в городе Северодвинске Архангельской области. Это произошло в июне 1976 года, а спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы; позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.

Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй шесть лодок типа «Акула».

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» – самые большие в мире атомные подводные лодки. Размеры нового корабля, который находится в строю и сейчас и с 7 октября 2002 года называется «Дмитрий Донской», превзошли не только размеры всех когда-либо строившихся надводных кораблей, но и габариты тяжёлого авианесущего крейсера «Баку» (с 4 октября 1990 – «Адмирал Горшков», а с 4 декабря 2008 – «Викрамадитья»). Водоизмещение подводного крейсера «Тайфун» при полном его погружении составляет 27000 тонн, длина – 170 м, ширина – 25 м. На палубе «Тайфуна» может развернуться КАМаз. Высота от киля до верха ограждения рубки – 25 м, что соответствует семиэтажному дому, и, кстати, с высокими потолками. А при поднятых выдвижных устройствах вообще получается девятиэтажный дом.

«Акулы» были грозным противником, и на Западе их боялись просто панически. Поэтому вскоре после развала Союза под давлением новоявленных «партнёров» было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Сегодня лишь «Дмитрий Донской» продолжает нести службу – его переделали под носитель неопасных для нашего врага ракет «Булава». Два же других неутилизированных подводных крейсера – ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» – пребывают в ожидании решения: на утилизацию или на переделку под «Булаву».

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: