6 июля 1174 года – был убит князь владимиро-суздальский, святой Андрей Боголюбский

В ночь на 6 июля 1174 года (по другим данным – в ночь на 30 июня по старому стилю) в селе Боголюбове под Владимиром-на-Клязьме был убит 62-летний Великий князь Владимиро-Суздальский Андрей, по прозвищу Боголюбский, второй сын Великого князя Киевского Юрия Долгорукого и половецкой княжны Анны.

Он вырос и возмужал в Суздале, получил прекрасное образование, которое давали своим сыновьям Рюриковичи по завету князя Ярослава Мудрого (знавшего пять европейских языков, в совершенстве владевшего и воинским искусством, и знанием градостроительной науки, и богословием). Как и Владимир Мономах, князь Андрей обладал пытливым философским умом, любил читать Священное Писание, заниматься богомыслием. С детства он привык простаивать длинные церковные службы, святцы знал наизусть. За своё благочестие и получил он наименование Боголюбский. Воспитание юного княжича включало в себя упражнения в воинском искусстве, развитие храбрости, находчивости и других качеств, необходимых для князя-военачальника. Привычка к воинской дисциплине, умение организовать себя и даже при самых неотложных делах найти время для молитвы не раз помогали ему впоследствии в жизни.

После того, как в 1155 г. Юрий Долгорукий становится князем киевским, он окружает себя своими сыновьями, отдав им соседние киевские уделы. Ближе всего он помещает своего старшего и талантливого сына Андрея, сделав его князем Вышгорода, расположенного от Киева всего в 10 верстах, чтобы тот был всегда «под рукой» отца. Около года княжил Андрей в Вышгороде. Но не по нраву пришлась ему здешняя жизнь. Не любил он ни разгула, ни пиров, не мог терпеть и постоянных смут и распрей своих родственников. Понимая всю тщетность попыток изменить порядки на юге, князь Андрей начал искать возможность своего отъезда на север, чтобы там организовать жизнь на принципах сильной и мудрой княжеской власти.

Столицей своих владений он сделал Владимир, ранее «город-спутник» Ростова Великого. При Андрее Боголюбском новый стольный град быстро возвысился и стал одним из важнейших русских городов, превратившись в огромную крепость, окружённую валами длиной 7 км; он превзошёл в этом отношении и Киев (валы протяжённостью в 4 км), и Новгород (6 км).
Вокруг города были возведены боевые укрепления с высокими деревянными стенами и бойницами, перед которыми был вырыт широкий ров.

Время правления этого князя отмечено расцветом архитектуры северо-западной Руси, шедеврами которой являются церковь Покрова на Нерли (праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал отмечаться на Руси именно при Андрее Боголюбском – по преданию, именно он учредил это празднование), владимирский кафедральный Успенский собор (там Андрей и был похоронен), владимирские Золотые Ворота. При построении Золотых Ворот произошло чудо. Князь хотел приурочить открытие Золотых Ворот к празднику Успения Божией Матери, поэтому леса и кружала были сняты раньше срока и извёстка ещё не успела высохнуть и укрепиться. Во время молебна, при большом стечении народа, часть ворот рухнула, и камни засыпали собой двенадцать человек. Тогда князь горячо взмолился к чудотворной иконе Божией Матери: «Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти!» Когда подняли врата и разобрали камни – все придавленные оказались целы и невредимы.

Большую часть времени князь проводил в Боголюбове в уединении и молитве. Часто выезжал в устье Судогды на охоту с малым числом близких людей. Там же он принимал иноземных послов и купцов. В Грузии князя Андрея Боголюбского называли «государем Андреем Великим», а в Армении – «царём русских». Князья: киевские, смоленские, черниговские, рязанские и муромские, даже волынские князья, а в конце концов и вольный «господин Новгород» – ходили по его великокняжеской воле.

Летом 1174 года против князя был составлен заговор. Это было дело рук бояр Кучковичей, родственников его первой жены, дочери казнённого Юрием Долгоруким боярина Кучки, первоначального владельца Москвы, и второй жены Андрея, болгарки родом: она не могла ему простить славных побед над своим племенем. Поводом к убийству послужило приказание Андрея казнить одного из Кучковичей. Заговорщиков было двадцать человек, причём никто из них не был лично обижен князем, а многие, наоборот, были им облагодетельствованы, в особенности же два инородца – Анбал, по происхождению яс (осетин), и жид Ефрем Мойзич.

Как гласит предание, убийцы-заговорщики для храбрости напились хмельной медовухи и совершили нападение на отдыхавшего князя прямо в его покоях. Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших, которого заговорщики тут же зарубили мечами, приняв впотьмах за князя. Но вскоре убийцы поняли свою ошибку: «и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами, и саблями, и копийные язвы даша ему».

Копьём был пробит лоб князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они бросили его, унося убитого сообщника. Но князь был ещё жив. Со стонами, обливаясь кровью, он спустился по дворцовой лестнице, созывая стражу. Но стенания его услышали убийцы и повернули обратно. Князь успел укрыться в нише под лестницей. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», – в ужасе вскричали негодяи, не найдя князя в спальне. Но кругом было тихо, никто не пришёл на помощь страдальцу. Тогда злодеи осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу нашли свою жертву. Боярин Иоаким Кучкович отсёк ему левую руку. «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой», – были последние слова святого князя-мученика.

Когда утром на место убиения князя пришёл его друг Кузмище Киевлянин и, не найдя его, начал спрашивать: «Где убит господин?», заговорщики ему ответили, что «вытащен в огород и там лежит, но не смей его взять, так мы все тебе говорим, что хотим бросить его псам, и ежели кто примется за него, тот наш враг и мы того убьём». Не испугавшись угроз, Косьма сказал: «Изверг Анбал! Сбрось хоть ковёр или что-либо постлать или чем прикрыть господина нашего. О, неверный! И ужели хочешь бросить его псам? Помнишь ли, жид, в чём ты пришёл сюда? Ты теперь в аксамите стоишь, а князь лежит нагой; но умоляю тебя, сбрось мне что-либо». И Анбал скинул ковёр и покрывало.

Игумен Арсений решился все-таки организовать предварительные похороны: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб». Верный слуга киевлянин Косьма отнёс тело своего князя в храм. Игумен Арсений на третий день совершил чин погребения, Андрея Боголюбского отпели и опустили в гробницу, выложенную камнем. На шестой день (4 июля 1174 г.) духовенство и народ с плачем предали земле честное тело князя в златоверхом Успенском соборе во Владимире.

В 1702 г. были обретены нетленные мощи святого князя Андрея.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: