20 мая 1742 года – русский штурман Семен Челюскин на собачьих упряжках достиг самой северной оконечности Евразии

Семён Челюскин – знаменитый русский полярный исследователь и мореплаватель. В 1733-1743 годах он, будучи в должности штурмана, принимал самое активное участие во второй Камчатской экспедиции. Челюскин работал в отрядах В. Прончищева и Х. Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова.

В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до –50° С, провизии постоянно не хватало. В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. После этого штурман с двумя казаками двинулись дальше на север, куда ещё не проникал человек.

В этом труднейшем походе Челюскин с особой тщательностью вёл и записывал наблюдения. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана, о его прекрасных организаторских способностях.

20 мая 1742 года штурман Семён Челюскин на собачьей упряжке достиг, как впоследствии будет доказано, самой северной точки материка Евразии – мыса, который спустя годы назовут его именем. Он записал в путевом журнале навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с «небольшим выгибом». По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошёл, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф. Миддендорф. По его предложению Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международную литературу и карты.

Лишь в 1919 году норвежский геофизик и океанограф Х. Свердруп, путешествуя на шхуне «Мод», точно установил, что этот открытый Челюскиным мыс действительно, как предполагал отважный русский полярник, является северной оконечностью Евразии.

В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция, радиометеорологический центр, где ежегодно зимуют от восьми до десяти человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин».

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: