2 марта 1911 года – в Москве состоялось первое выступление русского народного хора М.Е. Пятницкого

«Народная песня, – говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днём… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».

Митрофан Пятницкий был сыном священника, учился в духовной семинарии. Одновременно, будучи музыкально одарённым, он брал уроки пения и на протяжении ряда лет изучал народное певческое искусство.

С 1903 года М.Е. Пятницкий являлся членом музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии и вёл большую научно-этнографическую работу. Он посетил много деревень (главным образом воронежских), где записывал крестьянские песни; так, записанные им на фонографе около четырёхсот народных песен были опубликованы в 1904 и 1914 годах. М. Е. Пятницкий не ограничивался только коллекционированием песен и инструментальных наигрышей – он собрал также коллекции народных инструментов и костюмов.

В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их числа М.Е. Пятницкий создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные или вовсе неграмотные крестьяне, с помощью Пятницкого изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.

В 1910 году М.Е. Пятницкий создаёт из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний хор, который впоследствии будет назван его именем.

2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве, в зале Благородного собрания. Зал был заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба: вдоль бревенчатых стен – грубо сколоченные лавки, в углу русская печка, чугунки, кочерга, ухваты... Люлька, прялки, сундук... Исполнители – одиннадцать крестьян – спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актёрами. Никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления, простые русские крестьяне пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.

Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни прозвучали со сцены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвёл революцию в певческой культуре целой страны.

А сегодня Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого – известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, – продолжает с успехом выступать, является лауреатом Премии «Национальное Достояние страны» и обладателем других государственных наград.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: