17 февраля 1852 года – открыли для посещения публики Эрмитаж

Эрмитаж возник в 1764 году как частное художественное собрание Екатерины II – после того как она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 работ голландских и фламандских художников.

Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage – уединенное место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа – одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце (1784-1864). По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а затем устроен праздничный ужин на 600 персон. Тогда же для публики был открыт и весь музей, насчитывавший к тому времени богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII – XIX веков. Существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа внёс Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров – например, всемирно знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке.

В XIX веке в Эрмитаж также начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность великого искусствоведа и учёного Андрея Ивановича Сомова, титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунка, а также проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупке картин у отечественных коллекционеров и некоторых музеев.

После революции Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также сокровища Великих Моголов, преподнесённые Надир-Шахом.

Также в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Так, непоправимый урон собранию нанесли инициированные новой властью распродажи в 1929-1934 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров; в том числе ушли в США произведения, купленные Николаем I, – например, «Мадонна Альба» Рафаэля Санти.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую часть экспозиции потребовалось реставрировать.

Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. За два с лишним столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. А интерьеры центра Эрмитажа – Зимнего дворца – сохранились до нашего времени практически в неизменном виде.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: