5 декабря 1924 года – в старинном русском селе Палех созданы Палехские художественные мастерские

Иконописный промысел в Палехе возник в XVII веке, а наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII – начале XIX вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела – их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием.

Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и других.

В начале XX века иконописный промысел в Палехе по понятным причинам пришел в упадок. С 1920 года палешане занялись росписью деревянных изделий, а 5 декабря 1924 года несколько художников объединились в «Артель древней живописи». В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи, которую в 1935 году преобразовали в художественный техникум, а затем в училище. Программу преподавания палехского мастерства разработал Николай Зиновьев. Творческий опыт художников-палешан он изложил в книге «Искусство Палеха», вышедшей в 1968 году.

Современный Палех считается одним из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, который отличается особой тонкостью художественных приемов. Мотивы палехских композиций – это сюжеты песен и былин, фольклорных и авторских сказок, изображение традиций и обычаев русского народа.

Но богатейшие традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня. Почти двадцать лет палехские художники активно участвуют в деле возрождения русской иконописи. Палеху, как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей древнерусской живописи, в этом процессе отводится особая роль. По количеству занятых в настоящее время в иконописном промысле мастеров, по объёму выполняемых заказов Палех можно вновь назвать крупнейшим центром православного искусства.

Немаловажное значение в развитии современного иконописного промысла принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы местного иконописания, а также Палехскому художественному училищу им. А.М. Горького, в котором готовятся кадры будущих мастеров. Один из принципов обучения здесь – копирование древних образцов русской иконописи, в том числе и работ прославленных мастеров-палешан.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: