Проповедь в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне. 29 мая 2016 г. (Литургия)

Дата: 
29 мая 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Ин. 4:5-42

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее долгое Евангельское чтение, дорогие братья и сестры, для кого-то было очень тяжелым. Тяжелым оттого, что современный человек привык ко всему быстрому: короткий тезис, небольшое высказывание в электронном пространстве… И воспринимать что-то на протяжении долгого времени для них трудно. Плюс ко всему, забот житейских много в голове, и из-за них кто-то из присутствующих вообще Евангелия не слышал. Поэтому возникает вопрос: стоит ли говорить на эту тему? Может быть, лучше коротко всех поздравить с Воскресным днем? Пожелать всего самого хорошего? Ну, и с Богом отпустить, потому что все торопятся…

Однако рискну продолжить, потому что иначе потом будет совесть беспокоить меня.

Женщина-самарянка удивлена уже самим обращением к ней человека-иудея – то есть Спаситель уже совершает некоторый нестандартный шаг, поскольку иудеи с самарянами не общались. Вы знаете, ведь у нас так тоже бывает в жизни, когда люди одни с другими с трудом общаются. Или друг друга с трудом переносят. Я вчера вечером с одним человеком общался и говорил этому достойному человеку (неважно, кто это – мужчина или женщина): «Вы знаете, что Вы своим поведением смутили других людей? Разве так можно? Вы знаете, вот все Ваши заслуги перед Родиной, перед каким-то сообществом других людей – это, конечно, замечательно, но Ваше поведение смутило людей, вызвало то, что разрушает человеческие души – и взрослые, и детские, поскольку душа не имеет возраста». И я очень был рад, что этот человек меня услышал. Потому что если бы он не услышал меня, тогда все те заслуги и труды, даже очень большие, были бы напрасны.

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам о тех людях, с которыми не общались иудеи. Без смирения в жизни ничего, совсем ничего невозможно достичь. Но вот иудеи не общались с самарянами, считая их даже не за людей – за скотов. Потом эта печать скотского отношения перешла у иудеев и к остальным людям, но это уже отдельная история, это уже современные события, и не тема сегодняшней проповеди. Хотя это страшно! В доктрине Иудаизма только иудеи являются людьми, а остальные – не людьми. Увы, но это правда. Возвращаясь к сегодняшнему Евангельскому чтению, хочу сказать, что сам факт разговора Христа с самарянкой был недоумением и для учеников, и для женщины, и для жителей города, потому что они не привыкли, что с ними разговаривает кто-то, тем более пророк! Поскольку именно так сказала о Нем эта женщина своим соседям-горожанам, делясь с ними тем, что Он сказал ей, как она живет, сказал о её жизни, посмотрев внутрь её сердца. То есть Он там прочитал то, о чем ей сказал, и тогда она поняла, Кто с ней говорит, поняла, что Он видит духовными очами. А тем более, когда речь зашла о Мессии, и Он сказал: «Я есть тот, кого ожидают», и подтвердил это знанием тайников её сердца – она была потрясена! Эта женщина, которая имела пять мужей, то есть не была с ними в браке, и тот, с кем жила тогда, в момент разговора, тоже не был её супругом, а был сожителем, и вдруг с ней – мало того, что она самарянка, да еще и блудница! – разговаривает такой Человек! И ученики были в недоумении – как вот с ней, с самарянкой, вообще можно вести разговор? Они не перечили Христу, но были в смущении и недоумении.

Нестандартное, необычное поведение. И вот женщина эта спрашивает Христа о самом главном: о том, что для многих, не вникающих в глубину Евангельского повествования, не совсем понятно. Там речь о поклонении Богу идет. Где будем кланяться? Дело в том, что был только один Храм в Иерусалиме. Это было положено так, по благословению Божьему: только один Храм, Один Бог, и тогда, в период Ветхозаветной Церкви, – так называется в Богословии это время, – был только один Храм Единого Бога в Иерусалиме. И самаряне, поскольку вышли из этого же народа, но смешались с иными народами и стали называться самарянами, они вместе с тем имели чувство благоговения к Иерусалимскому Храму и переживали, что не имеют права ходить туда. Хотя чтили определенные иудеями порядки, но уже находясь в стороне и внеся изменения в чистоту веры. И вот женщина переживает, беспокоится – где же поклоняться Богу? В Иерусалиме ли? Еще в каком-то месте?

Почему сегодня актуально это повествование? Поскольку Господь говорит о поклонении в духе и истине. Речь не идет о том, что не будет храмовых служб. Это неправда. Речь не об этом. Речь идет о состоянии человека, которого Бог слышит. То есть когда ты поклоняешься Богу – и Он слышит тебя. Можно ведь кланяться – и Господь не слышит. И Каин тоже приносил жертву, но Господь ее не принял от Каина. О чем же здесь идет речь? Дело в том, что, конечно, каждого из нас Бог всегда слышит, но связь с Ним иметь и получить от Него силу или Божественную благодать спасительную можно только тогда, когда человек признает себя грешником. Когда он раскаивается и замечает свою неправоту. Не чужую неправоту, что чаще всего мы совершаем с вами, а свою неправоту. Я не прав – не кто-то, а я. Если этого нет, если я себя считаю правым, если я, в какой-то ситуации находясь, не замечаю своей личной неправоты, а вижу только чужую, – то тогда Бог и не слышит. Ибо Ему нужен не ложный праведник, а кающийся грешник, по слову преподобного Амвросия Оптинского. И по-другому – никак. Почему, когда читаешь жития святых, повествования о жизни людей благочестивых, то наблюдаешь, что они были готовы извиняться? Мы у них учимся, и когда мы практикуем это на людях – это, бывает, кого-то смущает.

Я общался с одним генералом и в конце нашего разговора извинился за то, в чем, может быть, был не прав.

– «Что Вы извиняетесь? Никогда не извиняйтесь!»
– «Товарищ генерал, вот тут я не могу с Вами согласиться».
– «Правда?..»

Потом пришлось по Евангелию отвечать на его вопросы – и он задумался. Но не привык он, в этом формате не привык. Но он задумался, потому что у него был интерес ко мне как к священнику. Был вопрос, который мы с ним вместе решали, и он был готов к восприятию всего этого. Вот так и мы должны в нашей жизни. Бывает, к чему-то привыкаем, а потом – нестандартная ситуация, и трудно нам бывает. А вот здесь – конкретное обращение. Если ты своей неправоты не увидишь здесь, в пространстве твоей жизни (а мы сегодня все несовершенны с Вами), – ты и самого себя погубишь, а если бороться не будешь с неправотой своей – то и остальных смутишь поведением своим.

Жители, которых позвала эта женщина, пришли поговорить с Ним, со Христом. Им открылось через эту женщину окно в небо, из которого они почувствовали ветер Царства Божьего, и пришли общаться с Ним. И ученики были в недоумении от того, что опять стали свидетелями нестандартного поведения, выходящего за привычные пределы. И вот сегодня этот отрывок из Евангелия предлагается нам с Вами. Нам, выходящим после этой службы в большой-большой мир, где мы непременно будем ошибаться с вами. Нам предлагается признавать свою неправоту, и через это признание неправоты своей, через раскаяние искать с Богом диалог. Ибо Бог – это личность, и Он ожидает от наших личностей, от нас с вами, признания того, что мы не в состоянии сами преодолеть свои греховные немощи, ибо дьявол дробит все, он разделяет, разрушает – всегда. И там, где разделение, где неприязнь, ненависть, раздоры, конфликты – там дьявол. Если это так оставить – тогда все разрушится. Такие ситуации в нашей жизни часто случаются – вопрос в том, чтобы не оставить их без внимания, без должного духовного осмысления и без исправления.

Сегодняшнее Евангельское чтение – о важности единения с Богом через признание своей вины и готовности жить по Его Закону. Это касается всех – и взрослых, и детей. Но дети – они ведь смотрят на взрослых. А если мы им подаем пример не единения, а разделения? А если мы разделяемся сами? Я одному человеку недавно говорил: «Вы знаете, что я с большим трудом удерживаю уважение к Вам со стороны Вашей семьи? Еще немного – и я уже не смогу этого делать больше как священник. Вас перестанут уважать Ваша жена и Ваши дети. Что Вы делаете? Вы себя как ведете дома? Это же безумие! Почему Вы так себя ведете? Еще можно что-то изменить. Можно – но уже очень трудно потом будет, если Вы сейчас не исправитесь. Вас уважать не будут Ваши дети. Вы с ними поломаете отношения и потом – попробуй выстроить дальше!» Он задумался, Слава Богу! Но дело в том, что он привык так поступать: чуть что – и пошли эмоции, крик. И Вы знаете, вот тогда вся та правота, которую он пытается донести до детей, облекается в жуткую оправу. Это ужасно, это трудно терпеть. По сути все правильно, а по форме и по поведению человека – все ужасно. И отторгается близкий человек от того, что этой правды ему уже не хочется. Она невыносима, как еда, которая приготовлена и положена в смрадное блюдо, а потом подана к грязному столу. И приборы не вымытые, не чистые. И предлагает он – не «ешь», а погрубее что-нибудь. Кусок в горле застрянет! Если вообще положишь его туда, в горло...

Вот об этом сегодняшнее Евангельское чтение. А вот дальше человек решает сам, стоит или не стоит так поступать – то есть признавать свою неправоту или немощь, и, перед Богом, смиряясь искать правильный путь. Не стандартный, а правильный. И вот дальше человек решает сам, стоит ли ему правильно поступать, или не стоит. Вот с этим обращением сегодня Святая Церковь стучит в сердца приходящих в храм. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев