Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 10 октября 2015 г., канун дня памяти прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Всенощное бдение)

Дата: 
10 октября 2015, суббота

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сёстры, всех вас поздравляю с воскресным днём, с памятью наших московских святых, радонежских святых – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, благочестивых родителей преподобного Сергия. И, преподавая вам благословение на воскресный день, чем бы хотел поделиться с вами, о чём бы хотел сказать?

Сегодня освещал квартиру, был у одного доктора, у врача. Посещая его жилище в предыдущий раз, когда он оказывал мне содействие в своём искусстве, я обратил внимание на то, что в его жилище не всё было согласно с христианским уставом. И только я об этом подумал – как получил приглашение от доктора это его жилище освятить. Я ответил, что тогда, наверное, придётся с чем-то расстаться. А он сказал, что… что позовёт жену. Нет-нет: не то чтобы он защищался от меня, нет-нет. Он просто сказал, что он с женой должен посоветоваться, потому что нажитое непосильным трудом и купленное за определённые деньги не только им, но и супругой, нуждается в совместном осмыслении; что он готов был бы расстаться с теми предметами, которые нарушают уклад жизни христианской, но вот как жена посмотрит на это? Таков был его ответ. Вместе с тем сегодня, в назначенное время, ровно в 14 часов, я был на семнадцатом этаже дома №8 по улице Коктебельская. Меня принимают очень интересно и неожиданно. Внучка этого доктора нарисовала мне двух ангелов. Причём один из них был настолько искусно сделан! Даже не просто рисунок, а целая аппликация с потрясающим ангельским платьем, с такой одеждой… И цвет был белый, и так здорово получилось! А внизу было подписано: «Священнику Андрею Алексееву». Я не ожидал: я первый раз видел эту девочку. Оказывается, она слушала стихи. Я подумал, что мне будет легче. Потому что вид бабушки этой девочки не внушал ничего хорошего: она уже готовилась защищаться.

И началось! Что же началось? Взгляд священника упал не только на иконы, которые в обилии были представлены в кабинете у доктора и в прочих местах: и в прихожей, и в детской, и в спальне, и на кухне. А возле них по соседству располагалось всё что угодно. Вот в задумчивости, вперив взор в глубину своего сердца, сидит Будда. Я сказал, что подобного соседства образ Матери Божьей вынести не может (поскольку они на одной полочке расположились), и кого-то нужно убирать. Вот там, внизу, куда обычно немощные люди падают, на топчане, где врачует этот человек, притаился домовёнок и бородой своей едва ли не касается тех болящих, которые ложатся на эту кушетку. А вот здесь был танцующий Шива… вместе с Ангелом-Хранителем. А вот там – мученик Трифон и великомученик Георгий. По соседству с оберегами. А вот здесь – подкова. И святые Косма и Дамиан. Полный набор.

Вспомнилась одна старая история, вы знаете её. Некая женщина пришла в храм помолиться. Совершив крестное знамение, поставила свечку у образа великомученика и Победоносца Георгия. Облобызала образ и пошла домой. Возможно, плохо молилась вечером. И вот является ей змей и говорит: «Что ж ты, старая, только одну свечку поставила, Георгию? А мне?» – «Ты же бес!» – «Ну и что. А вдруг ты ко мне пойдёшь? Не боишься? Давай мы лучше подружимся с тобой заранее?» Задумалась бабушка. Пришла на следующий день, взяла две свечки: одну поставила с одной стороны подсвечника и поцеловала образ великомученика. А потом облобызала хвост змея.

Разговор наш с насельниками этого дома был очень серьёзным. Но дошли мы до того, что хозяйка спросила меня: «А почему я должна всё это сделать? Почему я должна добровольно и свободно своими руками убрать всё это?» На что я сказал, что я не заставляю её этого делать и что в моей пастырской практике было всего лишь два случая, за все годы служения, когда подобного не случилось. И что я не исключаю, что сегодня будет третий. «А вместе с тем, поскольку Ваш супруг помог мне подняться на ноги, поскольку я чувствовал немощь, я не могу отплатить ему злом. Я должен рассказать ему, что тому, что происходит в вашем доме, не надлежит быть в доме православных христиан. Если, конечно, они себя таковыми считают». И мы коснулись Символа Веры. И вот, к удивлению своему, этим людям вначале пришлось признать, что они православные христиане, а потом – исповедать каждый член Символа Веры. И когда мы дошли до «верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», я спросил их ещё раз: «Так вы в Бога верите или нет? Вы православные?» – «Конечно!» – «Тогда, дорогие мои, по слову святителя Иоанна Златоуста, по высказываниям святителя Василия Великого, по утверждению преподобного Иоанна Дамаскина, не надлежит быть в вашем доме подобных образов, ибо они противоречат укладу жизни христианской. Мы стали рассуждать дальше. Вспомнили книги Второзаконие и Левит, вспомнили книгу Исход, вспомнили пророков Исаию, Иеремию и Иезекииля, их поучения о недопустимости в наших жилищах подобного. И я предложил им: «Как будем дальше? Я всё приготовил: вот святая вода, вот крестики, Голгофа, я готов их расположить вот там, вот там и вот там, и ещё вот здесь вместо всего вот этого. Готовы ли вы расстаться с этим?» Хозяйка задумалась: в ней совершался переворот внутренний. Она уже склонялась к пониманию значимости, но чего-то не хватало.

Я вспомнил ещё одну историю. «Знаете, – сказал я им, – в моей пастырской практике был ещё один случай, возможно, самый яркий, связанный с этим событием. Я пришёл в один дом, – помню хорошо, это было на Плавском проезде, Южное Бутово. Хозяева детей не имели, а были уже в годах очень зрелых. Но имели средства. Их дом был похож на музей. Уже с порога они сказали мне, что они храм восстановили, показали фотографию этого храма, а ещё орден, данный Патриархом Алексием. Но чем дальше мы двигались в комнаты, тем смущение моё было всё больше, потому что со старинными иконами, с очень интересными замечательными картинами достойных художников соседствовали страшные скульптуры, различные бесовские морды и всяческие амулеты и обереги, привезённые из разных стран мира, куда хозяева приезжали … и не жалели средств. Это – для счастья, это – для денег, это – для здоровья. А это – вообще для всего хорошего. Огорчённый всем этим, я обратился к ним и сказал (но не строго, а очень печально): «Простите, я не смогу ничего здесь у вас освятить». «Как же, батюшка?! – воскликнул хозяин, – мы же храм Богу построили! Нам Патриарх орден дал!» – «Так может, вам сюда Патриарха и позвать? Пусть он посмотрит, как вы живёте, и уже решает сам, как поступать с вами? Кто вы, христиане или язычники?! Если в Бога верите, как в вашем жилище могут быть демоны и бесы? Как можно позвать священника сюда, Божественную Благодать? Она же не привьётся здесь, не приживётся! И я буду преступником, если об этом вам не скажу. Какие знаки Зодиака?! Какой прогноз астрологический на месяц?! Задумайтесь». Они задумались. И стали снимать. Большая гора идолов заполнила богатую гостиную. Рассказывая сегодняшним хозяевам об этом событии, я вспомнил, что бОльшую гору в моей жизни в жилище христианском мне не доводилось встречать до сего дня. Если они снимут своё, то это будет только маленькая кучка. Эта история с людьми, которые получили орден, закончилась тем, что хозяйка, просматривая эту гору, сказала: «Что же делать дальше?! Столько денег потрачено! Жалко!» Она задумалась. И вдруг радостная улыбка озарила её уста, глаза её просветлели, и лицо стало нежным. И она сказала: «Знаю! У нас дача неосвящённая. Я это туда отвезу. Пусть там и хранится». На что муж сказал: «Мария! Маша… Ну не знали мы с тобой вдвоём… Надо выбросить». Когда я уезжал от них после освящения, задержался, сидя в машине, и беседовал по телефону, не торопясь выезжать от подъезда. И наблюдал, что они и возле помойки ещё спорили. Но потом жена всплакнула, а он поставил туда большую коробку.

Хозяйка нынешнего дома убрала идолов. И все они Христа исповедали. А в детской комнате у этой девочки, которая столько потрудилась и сделала два замечательных рисунка для священника, я наблюдал другую картину. Я сказал маме её: «Вы знаете, это не препятствие к освящению жилища. Но очень прошу Вас, пожалуйста, не покупайте таких кукол Вашей дочери. Есть замечательные слова у премудрого Соломона, он пишет: «Блудницу узнаю по поднятию глаз». Вам не кажется, что внешний вид этих кукол, их взор, их поведение, их манера одежды, их манеры и одежда… непотребны?» Мама смутилась. Потому что видела, что это так. Самодовольство, нецеломудрие, дерзость – вот печать на лице у этих кукол. Купленных за родительские деньги. Располагающихся в обилии над головой у этой девочки, которая, слава Богу, рисует ещё ангелов. Но возле неё – откровенные бесы. Когда я ушёл, мы договорились, что они придут. У них не получается прийти завтра, но в будущее воскресенье они желают прийти, я обещал найти им провожатого по нашей воскресной школе. Если кто-то из девочек, а вместе с тем из мам девочек, которые в храме сегодня есть, захотят быть провожатыми в нашей воскресной школе, по которой нужно не только провести Сонечку, которая носит имя Премудрости Божией, но и пригласить её записаться в нашу школу, можно подойти ко мне после службы и взять благословение. И в будущее воскресенье об этом мне напомнить, чтобы я вас благословил вместе пройти, чтобы они посмотрели, что есть другой мир. Они очень хорошие люди. Просто нужно им помочь сейчас в этой жизни, когда что-то надломилось в их сознании и они готовы воспринимать Правду, готовы слышать. Важно, чтобы кто-то их поопекал. Важно, чтобы кто-то им улыбнулся и не оттолкнул их, не обозвал, не нагрубил, а позвал их с готовностью поддержать в них лучшее.

Сегодня, дорогие братья и сёстры, воскресный день, и мы чтим преподобных схимонахов Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия. Они воспитывали своего ребёнка – в глубине сердца и внешне – в том православии, которое явило миру светильник веры и дало русской Церкви маяк, движение к которому просвещает всякого человека. И когда мы с вами в нашей жизни, имея примеры благочестивого воспитания детей, будем учиться ответственности у тех, кто прошёл до нас и преуспел, мы многое можем получить. Над многим можно задуматься, осознать, что начинается всё с малого. С нашего исповедания веры. Чем окружаем мы себя в жилищах наших? Что вносим в алтарь нашего сердца? Чем возвышаем или оскверняем наш ум и взор? Куда обращаем наше внутреннее и полагаем наше внешнее? Сегодня день малой Пасхи и день великой Победы. Победы над смертью, над грехом и над диаволом. Постараемся быть более бдительными в нашей жизни. Ну а если кто-то оступился из близких – будем учиться искать правильные слова. Не оскорбить, но призвать. Не изгнать, но пригласить. А пригласив, потерпеть на человеке, чтоб постепенно и он изменился и задумался, а потом пришёл и пересмотрел не только свои полки, не только свои шкафы, не только свои сундуки, но и сердце своё, и ум свой, пуская туда свет, правду, Христа. Потому что, когда это происходит, совершается глубокая перемена в человеке. И это ощущается и внутри его сердца, и вместе с тем и в его жилище.

Протоиерей Андрей Алексеев