Воспитание детей

«Деревенское детство»: летние фотозарисовки из жизни наших школьников

Закончилось лето, отшумели удивительные мелодии каникул… В памяти остались поля, перелески, речушки, озёра и моря… И так захотелось достать их оттуда, из памяти, для того, чтобы поделиться ими с теми, кто нам дорог и близок, чтобы ещё раз вместе подышать этим воздухом.

Так получилось, что в ряду прочих песен, звучавших и согревавших нас в эти первые дни сентября, оказалась одна – кем-то позабытая, а кем-то и ни разу не слышанная удивительная песня-история на стихи М. Пляцковского и музыку Е. Птичкина под названием «Деревенское детство моё». Я помню её в прекрасном исполнении великой Людмилы Зыкиной, а ещё самозабвенно и нежно её пели советские ребята в детских хорах… Как удивительно передаёт она настроение и особую культуру деревенской жизни, где из поколения в поколение передаётся самое главное, трепетное, настоящее, заглядывающее в самую душу, в самое сердце, – та глубокая традиция, которую важно беречь, ибо это не только часть нашей земной истории – за всем этим есть проникновенные религиозные чувства, свойственные каждому человеку, вложенные в него рукою Всемогущего Творца.

Матушка Ирина Алексеева: Советы психологов и опыт Святых отцов Церкви как подспорье в деле воспитания чад

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях».

Эта ёмкая фраза уже стала крылатым выражением. Именно она предваряет раздел «Азбука воспитания» одного из самых популярных православных сайтов «Азбука веры». Здесь в изобилии выложены статьи по душевному, духовному, физическому, умственному и эстетическому развитию детей, откуда мы можем подчерпнуть богатый опыт, накопленный как самими родителями, так и психологами и педагогами.

Мы, «книжные дети» XX века, привыкли всё постигать и изучать рационально. Так и в отношении воспитания чад: нам важно узнать сами механизмы этого процесса. Однако, познакомившись с этими механизмами, мы порой сами не понимаем, отчего у других они работают, а у нас нет...

Матушка Ирина Алексеева: И снова о воспитании. Полезная литература

Воспитывая детей, невольно задаёшься вопросом о том, как правильно их воспитать: ведь и примеров различных множество. Кто-то воспитывает принуждением, а кто-то – глубоким снисхождением; кто-то строгостью и дисциплиной, а кто-то, напротив, в широкой степени свободы. Но вот что можно сказать однозначно, так это то, что православный родитель всегда стремится показать ребёнку путь заповедей Господних, а вот научение может быть разным, в зависимости от того, кому что ближе. Кто-то и ремнём приложится, кто-то строгое слово скажет, а кто-то лишь посмотрит – и ребёнок сразу устыдится. Но успешно работает во всех этих случаях не внешний фактор, а сила любви. Об этом свидетельствуют и многочисленные авторы, оставившие воспоминания о своих родителях.

Матушка Ирина Алексеева: Современные верующие о своих родителях, добрым примером заронивших в сердца детей зёрна живой веры

Летняя пора – удивительное время для каждого родителя. Это и время отдохновения, и возможность побольше побыть со своими детьми, разделить с ними радости и тяготы их будней, присмотреться к ним, поразмышлять. Это время общения и совместной деятельности, время подготовки к новому учебному году. Время, когда у нас появляется наконец время на их воспитание.

Мы много заботимся о том, чтобы наших детей сопровождали по жизни только лучшие педагоги, и непременно ждём от них высоких результатов и достижений, полагая, что самое главное для нашего ребёнка – это самореализация.

Любая воспитательная концепция основывается на некотором комплексе антропологических представлений. Антропология отвечает на вопросы: кто есть человек? какова его физическая, психическая, нравственная сущность? каково его место в мире и высшее бытийственное предназначение?

На заметку родителям: развивающие игры для детей

Дорогие друзья, сейчас, в период вынужденного пребывания детей на домашнем режиме, становится особенно актуальным вопрос, чем и как занять их в свободное время, – когда уроки сделаны, лимит просмотра мультфильмов исчерпан, а установленные на время карантина особые правила не позволяют выйти на прогулку.

Предлагаем вам познакомиться с двумя материалами наших прихожан, имеющих немалый опыт проведения игр с малышами и подростками.

Раиса Дмитриевна Цингарелли – кандидат химических наук, мама двоих детей и бабушка 15 внуков. В течение нескольких лет она проводит игровые занятия с дошкольниками при нашей Воскресной школе. Пётр Ляпин серьёзно занимается практическим изучением настольных игр – и не просто из личного интереса, а потому, что умение играть помогает ему дружить с теми детьми, которые особенно нуждаются в общении и поддержке.

Матушка Ирина Алексеева: Зачем нужна Воскресная школа?

Для чего детям учиться в Воскресной школе? Казалось бы, этим вопросом может задаться только нецерковный человек… Но иногда и нам, чадам Церкви, полезно над ним поразмышлять.

Что современные христиане знают о своей вере? Увы, многие из нас имеют на эту тему лишь самые поверхностные знания, относящиеся скорее к области обрядоверия. Современные крёстные зачастую не живут церковной жизнью и перед тем как стать восприемниками младенцев проходят лишь одну или две огласительных беседы – при том что именно они должны постепенно, но неуклонно вводить своих крестников в таинственный мир Церкви…

Между тем в древней Церкви огласительный период мог продолжаться до трёх лет – за это время люди шаг за шагом раскрывали для себя веру и она становилась для них центром и смыслом жизни.

В помощь папам и мамам: книги современных авторов по православному воспитанию детей

«…Чтобы ребёнок полноценно развивался, ему нужны не только забота и любовь родителей, но и специальные занятия, которые помогут раскрыть его потенциал. В детских развивающих центрах и клубах Москвы опытные педагоги, психологи и логопеды занимаются эффективным обучением малышей, детей дошкольного и школьного возраста самым разнообразным дисциплинам, навыкам и умениям: от чтения, рисования, лепки и ритмики до вокала, игры в шахматы, ментальной математики и тхэквондо… Уже с 2-3-х лет ребята могут изучать иностранные языки или готовиться к поступлению в школу».

Современные родители часто встречаются на бескрайних просторах интернета с подобной рекламой, отвечающей на существующий социальный запрос: желание семьи всесторонне развить ребенка. Конечно, эта воспитательная позиция не нова. Ещё в XVIII-XIX веках в педагогике распространялись и укреплялись педагогические идеи Руссо, Нимейера, Песталоцци, Базедова, ставящих во главу угла желание вырастить полезную для государства и общества личность без участия в воспитании религиозного компонента. Что же получилось в результате следования таким идеям? По меткому замечанию известного педагога и психолога протоиерея Михаила Хераскова, «нынешний гуманный человек… похож на фосфорную спичку, готовую при первом жестоком прикосновении вспыхнуть, обжечь и надымить». Вот и надымили – хватило на весь XX-й век...

Протоиерей Андрей Алексеев: о молитвенном правиле для детей

Дорогие братья и сестры! Уважаемые родители!

Позвольте затронуть одну очень важную тему, которую ни в коем случае нельзя обойти стороной, рассуждая о воспитании наших детей в традиции православной духовной культуры.

Речь идёт о молитве, об обращении наших детей к Богу – каким оно может и должно быть. Ведь по своему внутреннему состоянию наши дети, будучи в юных летах, находятся в том состоянии чистоты, которое, к сожалению, не всякий сохраняет в годы юности и зрелости. И, конечно, живую, искреннюю молитву ребёнка Господь особенно слышит.

Материнские заметки. Когда начинать учить детей Закону Божию?

Воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Учить детей основам православной культуры. Учить детей Священному Писанию. Учить детей Закону Божию… Все это примерно одно и то же. Но вот как подступиться к этому делу – важному, важнейшему делу родительства? В конце концов, когда именно подступаться, с какого возраста начинать? Когда начинать чтение Библии, Евангелия с детьми? Когда начинать готовить детей к церковным праздникам, когда рассказывать им о том или ином событии в жизни Церкви? Когда начинать рассказывать об устройстве храма, богослужения?

Обучение Закону Божию вообще

Закон Божий – предмет особый. Конечно, это и собственно учебный предмет, набор неких знаний. Но ведь в первую очередь это нечто большее – образ жизни. Это вообще жизнь такая. Жизнь внутри православной культуры. Жизнь по Божию Закону. И в эту жизнь, по идее, мы и должны привести своих детей. В теории и на практике, словом и делом. Или, как говорили древние, βίον και λόγον – обучая «жизнью и словом».

Настоятель храма протоиерей Андрей Алексеев: «Пожелание юношам» и «Пожелание девушкам»

Дорогие братья и сестры!

Хочу поделиться с вами небольшой историей, связанной с двумя стихотворениями, к каждому из которых у меня есть своё сугубое отношение, имеющее прямую связь с теми образами, которые мы вкладываем в понятие «красота»: красота мужчины и красота женщины, красота юноши и девушки.

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский как-то написал о том, что красота спасёт мир. Комментируя эти его слова, профессор Московской духовной академии, доктор богословских и филологических наук, автор уникального шеститомника «Православие и русская литература» Михаил Михайлович Дунаев отметил, что Достоевский здесь рассуждает о Христе, ибо источником красоты является Господь. То есть спасёт мир Красота-Христос, и это правда…

Беседа с настоятелем храма протоиереем Андреем Алексеевым об участии детей в Литургии

Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки!

Слава Богу, у нас на Подворье есть множество направлений деятельности, которые помогают нам всесторонне развивать и образовывать наших чад, и мы очень рады, что наша воскресная школа, школа искусств, спортивный комплекс и художественная студия полны детьми самых разных возрастов. Слава Богу!

Но для нас с вами очень важно не забывать, что для каждого христианина центром жизни, самым главным делом является общение с Богом, то есть – молитва. Конечно, всем нам очень далеко до аскетов и подвижников, своими неустанными трудами стяжавших дар непрестанной молитвы. Однако всё же каждый из нас должен работать над собой, двигаться в эту сторону, навыкать в молитве и приучать себя к осознанному молитвенному участию в церковных службах. И детей это касается не меньше, чем взрослых. Безусловно, у них – своя мера, но если не начать с раннего возраста приучать их к благоговейному, серьёзному и вдумчивому участию в Богослужениях, то потом сделать это будет уже очень сложно, а иногда – даже невозможно.
– Батюшка, какое значение для духовно-нравственного воспитания ребёнка Вы придаёте его участию в Богослужении?

Аудиокнига для детей: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Сельма Лагерлёф)

Дорогие родители!

Предлагаем вашему вниманию замечательную книгу – сказочную повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», написанную шведской христианской писательницей Сельмой Лагерлёф.

За повесть о Нильсе Сельма Лагерлёф в 1909 году была удостоена Нобелевской премии и таким образом стала первой женщиной, получившей эту награду в области литературы.

История об удивительных приключениях хулиганистого мальчика Нильса из простой сельской семьи, написанная ещё в 1906-1907 годах, до сих пор остаётся одним из лучших сказочных произведений мировой литературы. Изначально книга писалась как занимательный учебник по географии родной страны для шведских школьников, но в итоге полюбилась и детям, и взрослым по всему земному шару. Да это и неудивительно: ведь «Приключения Нильса» – это не только увлекательный сюжет, но и история добрых перемен, произошедших с жестоким и эгоистичным мальчиком за время путешествия с гусями. Преодолевая многочисленные опасности и испытания, встречающиеся ему на пути, Нильс учится быть смелым, честным, верным своему слову и постепенно становится благородным человеком и верным другом.

Доктор Арик Сигман: о том, как защитить детей и молодёжь от развития экранной зависимости

Дорогие братья и сёстры!

30 мая 2018 года в нашем театрально-концертном зале «Восход» состоялась лекция Арика Сигмана – мирового эксперта в вопросах управления временем, проводимым детьми и подростками у экранов электронных устройств, посвященная теме «О необходимости и способах обеспечения информационной безопасности и снижения рисков зависимости от гаджетов и соцсетей у детей и молодёжи».

Доктор Сигман изучает проблемы зависимости молодёжи от гаджетов и соцсетей уже на протяжении 14 лет. Является автором многочисленных публикаций, книг и лекций на тему управления «экранным временем», сотрудничает с Департаментом здравоохранения Великобритании, является членом Королевского медицинского общества и членом Научного совета Великобритании, а также приглашенным спикером в рабочей группе по вопросам детства Европейского Парламента в Брюсселе.

Радио «ВЕРА»: «Вопросы Веры и Фомы. Детям – о благоверном князе Димитрии Донском»

Предлагаем вашему вниманию выпуск передачи «Вопросы Веры и Фомы» радио «ВЕРА», посвященный небесному покровителю нашего храма, святому благоверному великому князю Димитрию Донскому.

Проект «Вопросы Веры и Фомы» делается специально для детей 6-12 лет и направлен на то, чтобы познакомить ребят с основными истинами православной веры, с главными христианскими праздниками, житиями святых и другой важной и полезной информацией.

Анонс выпуска, посвящённого святому князю Димитрию Донскому:

«Как отстоять право на власть перед лицом могущественных врагов? Как спасти Русскую землю от неминуемого разорения? Как защитить свой народ от плена и погибели, а русские города, церкви и монастыри от полного уничтожения? Ответы на эти непростые вопросы придется искать московскому князю. А вместе с ним пройдут через испытания, станут свидетелями и участниками исторических событий наши давние друзья – брат и сестра Вера и Фома...

«Сокровище, которое нельзя украсть»: матушка Ирина Алексеева о преподавании курса ОПК

«Основы православной культуры», или ОПК, – так кратко называется учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введённого Министерством образования и науки Российской Федерации для изучения в 4-5-м классах средней общеобразовательной школы в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Этот курс появился в школах России в 2011 году.

Помню, и у родителей, и у учителей поначалу было по этому поводу множество вопросов и даже разногласий: некоторые сомневались, полезно ли детям изучать «духовное», не принесет ли курс вреда, не послужит ли причиной разделения и даже противостояния между юными учащимися, которые воспитываются в своих семьях в разных национальных и культурных традициях.

Между тем, основная причина введения этого предмета, знакомящего детей с основами той культуры, в которой они родились и живут, – это нравственная дезориентация современного поколения, которое, в большинстве своём, оказалось оторванным от собственных «корней», от народной исторической традиции.

«Мы веруем, потому и говорим»: как выпускники воскресной школы понимают цитаты из Нового Завета

Завершается учебный год, и, по ежегодной традиции, перед Пасхой наши дети попрощались с воскресной школой. Большинство – лишь на период летних каникул, но есть и те, кто не вернётся сюда в прежнем качестве, как учащийся: ведь восьмой курс в нашей школе – выпускной.

Конечно, мы верим, что повзрослевшие ученики, теперь уже юноши и девушки, и дальше будут рядом с нами – на Богослужениях, в качестве активных и необходимых участников социальной работы, на разнообразных праздниках и мероприятиях, которыми богата наша приходская жизнь.

И всё же отпускать их в мир немного грустно – тем более мы хорошо знаем, как непросто приходится порой верующим молодым людям в среде безразличных к вере, а то и откровенно атеистически настроенных сверстников, рядом с которыми им приходится ежедневно учиться или работать.

Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым): «Образ Отцовства небесного»

Одно из проявлений глубинного нестроения в современном обществе – утрата того значения, которое искони имел в нём мужчина. Продолжая по привычке именовать мужчин «сильным полом», мы перестаём воспринимать их как силу и опору общества. Больней всего, чувствительней всего это сказывается на семейной жизни, на воспитании детей: само понятие отцовства размывается и теряет значение.

Почему так и где выход? Об этом – беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым), насельником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали священниками.

– Православные христиане называют Бога Отцом. Бог Отец – Первое из Лиц Пресвятой Троицы. А почему именно так? Почему таких именований, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, – недостаточно, почему необходимо именование Отец?

Семья – малая Церковь. Из воспоминаний баронессы Марии Фёдоровны Мейендорф: «…как солнце светит на добрых и на злых»

В поиске ответов на насущные, порой очень болезненные и острые вопросы о воспитании своих чад современные православные родители имеют возможность обращаться и к духовным советам – святоотеческой литературе, беседам со священниками, и к мнению профессиональных специалистов – психологов, практикующих педагогов, детских врачей. Но по-прежнему неоценимым является личный родительский опыт, собираемый по крупицам: чем-то поделились семейные друзья, о чём-то рассказала бабушка…

Иногда замечательные «жемчужинки» этого личного опыта встречаются и на страницах книг, которые задумывались и создавались, казалось бы, отнюдь не как руководства по воспитанию детей. Сегодня мы хотим познакомить вас с небольшими фрагментами именно из такой «неспециальной» книги: «Воспоминания» баронессы Марии Фёдоровны Мейендорф (М., Издательство Сретенского монастыря, 2014).

Настоятель храма протоиерей Андрей Алексеев о приобщении детей к искусству поста

Дорогие братья и сёстры!

Мы с вами переживаем удивительное время Рождественского поста и, поскольку благословение Божие на воздержание даётся каждому христианину, я ощутил глубокую внутреннюю потребность, как настоятель и директор нашей воскресной школы, обсудить с вами некоторые вопросы, связанные с этой темой.

Итак, начнём по порядку.

Господь каждому из нас дал свободу и никого не заставляет насильно что-либо совершать, в том числе и поститься. Но если Он Сам, родившись в этом мире как Богочеловек, в Своей земной жизни совершал пост, если, обращаясь к Своим детям – к нам с вами, Он говорит в Евангелии, что бесовский род, то есть падшие духи, побеждается только молитвой и постом, то это значит, что и нам, чтобы побеждать наши греховные страсти, нужно начинать учиться искусству воздержания. И это касается как взрослых, так и детей.

Л.И. Калюжная о воспитании детей. Фрагменты из книги «Бабушка, а почему?»

Дорогие друзья! Сегодня в нашей традиционной рубрике «Семья – малая церковь» мы публикуем фрагменты из новой книги Ларисы Ильиничны Калюжной «Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками: педагогические заметки» (Издательство Сретенского монастыря, 2015).

Л.И. Калюжная родилась после Великой Отечественной войны на Псковщине, в семье учителей. Окончила Ленинградский политехнический институт и Богословско-педагогические православные курсы при Санкт-Петербургской духовной академии и в течение многих лет преподаёт в воскресной школе при храме Святого пророка Илии на Пороховых (в Санкт-Петербурге). А кроме того, Лариса Ильинична обладает бесценным опытом бабушки, глубоко и деятельно участвующей в воспитании и воцерковлении двух внуков, – так, как это умеют делать наши православные бабушки с их внимательной, заботливой любовью, неустанной сердечной молитвой и умением быть маленькому человеку не только наставником, но и добрым другом.

Рассказы и статьи Л.И. Калюжной публиковались в различных православных изданиях, она дважды становилась победителем всероссийского литературного конкурса «Семья – ковчег спасения» в программе «Святость материнства», а в 2010 и в 2015 годах стала соавтором в трёхтомном издании «История России в семейных традициях».

Кандидат богословия иеромонах Никодим (Шматько) о православном воспитании детей (видеолекция)

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию замечательную видеолекцию, посвященную вопросам православного воспитания детей. С этой лекцией 4 февраля 2016 года в нашем театрально-концертном зале «Восход» выступил известный в православных кругах педагог – кандидат богословия, проректор и преподаватель Высших богословских курсов Московской духовной академии иеромонах Никодим (Шматько).

Семья – малая Церковь: игумен Киприан (Ященко) о том, как выдержать бурю и натиск подростка

Особенности подросткового возраста – тема очередной беседы из цикла «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета МДА игумена Киприана (Ященко). Сегодня речь пойдет о том, как удержать детей от трагических ошибок в период «бури и натиска», не отвращая подростков от Церкви и направляя их энергию в мирное русло.

С одиннадцати-двенадцати лет начинается период «бури и натиска» – подростковый возраст, время некоего сумасшествия, когда человек и сам с трудом понимает, что с ним происходит. По мнению психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), стержнем подросткового периода является отделение повзрослевшего человека от мира детства. При этом подросток ещё не готов вступить в мир взрослых, он лишь предпринимает такие попытки.

Н.Е. Пестов о воспитании детей

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию главу из книги Николая Евграфовича Пестова «Православное воспитание детей».

Н.Е. Пестов (1892-1978 гг.) – богослов, историк Церкви, писатель, доктор химических наук, профессор.

Совершенно утратив в юности, в предреволюционные годы, религиозное чувство, он стал атеистом, вступил в Коммунистическую партию, трудился начальником Управления Всевобуча Приуральского военного округа, в этой должности неоднократно встречался с Троцким и даже заслужил его расположение, о чём впоследствии говорил с горечью…

Духовный переворот, происшедший с Николаем Евграфовичем в почти тридцатилетнем возрасте, перевернул всю его жизнь. «В ту ночь, – вспоминал Пестов об этом моменте, – Господь вошел в моё сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».

К 80-летнему юбилею запрета абортов в СССР

27 июня 2016 года исполняется 80 лет с момента законодательного ограничения абортов в СССР в 1936 году.

К этой юбилейной дате мы публикуем статьи, предоставленные Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, которые рассказывают об истории этого постановления, а также об абортной и антиабортной политике СССР разных лет. Результаты этой политики не замедлили явить себя в жизни советского государства и общества, и по сей день мы пожинаем горькие плоды роковых заблуждений людей, стоявших когда-то у штурвала нашей Родины.

Игумен Киприан (Ященко) о воспитании детей

В возрасте от трёх до шести лет ведущим видом деятельности ребенка является игра. Какие игрушки, занятия и впечатления полезны, а какие неполезны и даже опасны для дошкольников?

Предлагаем вашему вниманию беседу с кандидатом педагогических наук, заведующим Педагогическим кабинетом Московской духовной академии и семинарии игуменом Киприаном (Ященко).

Корреспондент:
– В какие игры играют дети дошкольного возраста? В дочки-матери, в казаки-разбойники, в прятки, в больницу, в магазин и кухню... в церковь...

Игумен Киприан:
– Да, детки могут и поисповедовать, и покрестить, и повенчать, и в гроб положить, и отпеть – батюшки порой теряются, как реагировать... К сожалению, в последние годы малыши всё меньше играют в подвижные, ролевые игры, довольствуясь электронными. Вот наблюдения святого Паисия Святогорца: «Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках, и это тревожит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребенок живой. Живой ребенок имеет в себе силы и, используя их как должно, может очень преуспеть в жизни».

Подростки в Церкви. Интервью со священником Петром Коломейцевым

Пресловутый кризис подросткового возраста… Этот сложный, бурный период в жизни любого ребенка для подростка из верующей, воцерковлённой семьи зачастую осложняется ещё и необходимостью выстраивания личного, собственного отношения к той вере, тому мировоззрению, тому стилю жизни, которые с детства впитаны, усвоены им в лоне его семейства и в ближайшем окружении его родителей.

Теперь, во время своего взросления и активного вхождения в мир разных людей, разных мнений и возможностей, юный человек оказывается перед вопросом: а каков я сам, каковы мои личные отношения с Богом, зачем мне Церковь? И то, как он ответит на эти вопросы, по-прежнему во многом зависит от внимательности, мудрости и его родителей и близких, и всех тех, кого подросток встречает, приходя в храм.

«Уроки Православия»: фильм-презентация модуля «Основы Православной культуры»

Уважаемые родители детей, учащихся в младших классах школы!

Мы предлагаем вам познакомиться с замечательным фильмом «Уроки Православия», в живой и интересной форме рассказывающим о школьном предмете «Основы Православной культуры».

Фильм был создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместными усилиями Синодальных отделов религиозного образования и информации, столичного Отдела религиозного образования и катехизации и телеканала «Москва 24». В съемках приняли участие известные актеры, режиссеры спортсмены и преподаватели ОПК.

«Это совершенно безумная страна. Но мне тут нравится, и моему мальчику тоже»: истории из жизни иностранных семей в России, рассказанные родителями-иностранцами

Бывая в иных краях, мы с интересом и даже с пристрастием присматриваемся к местной обыденной, каждодневной жизни – как она организована, на каких традициях и устоях основана… И особенно подробно, до мелочей, хочется разобраться в устройстве домашней, семейной жизни – не из праздного любопытства, а потому, наверное, что семья, отношения супругов, родителей и детей – это важно для всех, это данное человеку ещё в Эдеме установление Божие, общее для разных исторических эпох, для разных народов и государств. Все мы родом из семьи и именно оттуда несём с собой в мир и доброе, красивое, чему нас там научили, и – увы! – недолжное, греховное…

«Что день грядущий нам готовит»: интеллектуальное развитие детей в эпоху гаджетов

Картинки с натуры из школьной реальности.

Перемена. Следующий урок у восьмого класса в этом же кабинете, поэтому собирать вещи и переходить в другое помещение не нужно, а завтрак был на прошлой переменке – так что спускаться вниз, в столовую, тоже ни к чему... Большинство ребят даже не выходят в фойе: как только прозвенел звонок, в руках у мальчишек и девчонок, словно по единой, данной из неведомого центра команде, засветились включённые смартфоны, и вот уже – в одиночестве, по двое-трое или группами – подростки погружены в общение с виртуальными мирами. Несмотря на присутствие почти двух десятков свободных от учебной деятельности детей, в классе совсем не шумно – ведь почти все заняты делом, сосредоточены, даже увлечены! Я тоже остаюсь за учительским столом – до звонка обязана выставить отметки за прошедший урок в электронный журнал – и невольно становлюсь свидетелем разговора двух мальчишек, сидящих за ближайшей партой...

Из книги Сергея Нилуса о воспитании детей

Знакомство с семейным опытом воспитания, с примерами построения малой, домашней церкви может стать для нас неоценимой поддержкой в наших родительских трудах, сомнениях и поисках. Вот почему крупицы такого опыта, рассыпанные в книгах или живых воспоминаниях, так важно сохранять и передавать друг другу.

Сегодня предлагаем вашему вниманию два небольших фрагмента, объединённых общей темой: в них рассказывается о чуде материнской веры, о нерасторжимой духовной связи между матерью и ребёнком, а также о тайне Божьего попечения обо всех нас – своих детях.

Семья – домашняя Церковь: о воспитании детей. «Мироносицы в эпоху ГУлага»

Для нас, православных христиан, очевидно, что нынешняя эпоха – очередное время опаснейших мировоззренческих и нравственных соблазнов, лукавой подмены идеалов и воздвижения новых идолов. Как уберечь от разрушительного влияния этих искушений наших детей? Как взрастить и сохранить в их сердцах живую веру, глубокое нравственное чувство, умение любить?

Внимательные родители, задумывающиеся о необходимости противостоять проникновению «цивилизационного» зла в души своих чад, обращаются за советами к опытным священникам, хорошим педагогам и психологам, штудируют специальную литературу, посещают лекции известных авторитетов в области воспитания, ищут хорошие детские сады и стараются устроить детей в некоторые известные, с давними традициями, школы…

ОПК в школе: о свободе выбора и вере Бога в человека

В течение нескольких последних лет по весне в московских школах традиционно созывается собрание, на котором с родителями будущих четвероклассников обсуждается вопрос о выборе для их детей модуля по предмету ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Наряду с «Историей религий» и «Светской этикой», в курс входит также и модуль «Основы православной культуры».

Ежегодно присутствуя на таком собрании, я почти всегда сталкиваюсь с настороженным недоверием части родителей, когда речь заходит о предложении изучать в школе основы православия. Их позицию можно сформулировать примерно так: «Зачем лишать детей свободы выбора? Пусть они сначала узнают о разных религиозных системах, а потом уже сами склонятся к тому, что для них окажется ближе…».

Уроки «младшей сестры»: Сербская семья как малая Церковь. Часть 2: опыт многодетной семьи

Дорогие братья и сёстры, приглашаем вас познакомиться с ещё одним фрагментом из книги Светланы Луганской «Люди Сербской Церкви». В главе, выдержки из которой вы можете прочитать, об устроении своей семьи рассказывает Ирина Войводич – жена священника, мать одиннадцати детей, переводчик и преподаватель итальянского языка и литературы.

Её повествование можно предварить словами Патриарха Сербского Павла: «Да будет семья источником любви. Живите все в любви как к ближним, так и ко всем людям, в любви к Богу и святым Его. Такая любовь поможет легче переносить все беды и невзгоды, что сопровождают всякого человека на протяжении жизни в этом мире, ибо семья есть малая Церковь, в которой мать – словно священник этой малой Церкви».

Уроки «младшей сестры»: Сербская семья как малая Церковь

«Многострадальная Сербия». Именно такой Сербия предстала перед моим сознанием в начале девяностых. Мой первый духовник, отец Иоанн Вавилов, молился на литургии за патриарха Павла и страждущую Сербию. Но лишь с годами я поняла, как близок этот народ по духу нашему народу. И в нынешней нашей поездке везде были отголоски родного: родной природы, родных песнопений, родных взоров с сербских икон.

Сербы называют свою страну младшей сестрой России. Они помнят о той помощи, которую оказывало наше государство Сербии на протяжении многих столетий, и благодарят за неё; они смиренно оправдывают наши измены, говоря о том, что старшая сестра сейчас сама больна…

Священник Даниил Сысоев. О библейском воспитании детей. Часть вторая

Дорогие родители и педагоги!

Предлагаем вам вторую часть лекции о. Даниила Сысоева «Библейское воспитание детей» (первая была ранее опубликована на нашем сайте – её можно прочитать в разделе «Воскресная школа – Материалы о воспитании»). Отец Даниил был известным, ярким проповедником, миссионером, преподавателем и воспитывал с женой Юлией трёх дочерей. 19 января 2009 года он был смертельно ранен неустановленным лицом в храме при совершении Богослужения.

Дети о самом родном и близком

Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения – и нам кажется, что темп, организация, стиль нынешней жизни так сильно отличается от бытия даже наших бабушек и дедушек, не говоря уж о более отдаленных предках… Но когда разговор заходит о том, что по-настоящему близко и дорого, что является для человека основой, фундаментом жизни – выясняется, что мы, люди, всё те же.

Предлагаем вам, дорогие друзья, познакомиться с размышлениями современных детей о Родине и маме.

Священник Даниил Сысоев. О библейском воспитании детей. Часть 1

Когда мы говорим о воспитании детей, об отношениях отцов и детей, матерей и детей, очень важно помнить нормы Священного Писания и вообще понимать, откуда отцовство и материнство происходят. Вы знаете, кто является первообразом отца? Апостол Павел говорит, что от Бога Отца именуется всякое Отечество и на земле, и на небесах, то есть для отца земного образцом должен быть Бог Отец, точно так же, как мать должна брать образец воспитания от Матери Церкви. Когда мы говорим о Священном Писании, мы должны понимать, что оно не позволяет человеку строить свою жизнь как бы «в автономном полете» – Священное Писание всегда требует, чтобы все действия человека, тем более такие важные, как жизнь рода, как отношения детей и родителей, строились на основаниях, данных Самим Господом Богом...

Аннотация книг по педагогике

Вопросы воспитания – самые насущные в семьях с детьми. Наказывать или не наказывать, принуждать или только побуждать, назидать или промолчать? Как правильно выбрать и как правильно идти по выбранному пути? Как мудро решать многочисленные проблемы, которые возникают в процессе воспитания и формирования личности?

Искусство воспитания, — писал К. Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания...».

Советская идеология, перестроечные и постперестроечные метания – все эти попытки «переформатирования» народного строя жизни отразились в том числе и на семье, разрушив вековые устои преемственности семейных традиций. И те способы воспитания, которые раньше естественно вырабатывались в больших семьях, теперь приходится формировать заново, используя знания специалистов: психологов, педагогов, опытных родителей.