Матушка Ирина Алексеева: И снова о воспитании. Полезная литература

Воспитывая детей, невольно задаёшься вопросом о том, как правильно их воспитать: ведь и примеров различных множество. Кто-то воспитывает принуждением, а кто-то – глубоким снисхождением; кто-то строгостью и дисциплиной, а кто-то, напротив, в широкой степени свободы. Но вот что можно сказать однозначно, так это то, что православный родитель всегда стремится показать ребёнку путь заповедей Господних, а вот научение может быть разным, в зависимости от того, кому что ближе. Кто-то и ремнём приложится, кто-то строгое слово скажет, а кто-то лишь посмотрит – и ребёнок сразу устыдится. Но успешно работает во всех этих случаях не внешний фактор, а сила любви. Об этом свидетельствуют и многочисленные авторы, оставившие воспоминания о своих родителях.

Любовь – основа всякого воспитания. Святитель Тихон Задонский пишет: «Любить детей и само естество родителей влечёт и убеждает: и бессловесные любят свои исчадия. Чего ради и не нужно о том упоминать, только бы не была безрассудная любовь».

О том, что такое небезрассудная любовь и как сохранить её в повседневной жизни, мы можем прочитать в изданной в 2012 году в Москве книге Ольги Юревич «Матушкины цветочки».

Это сборник рассказов о семерых детях семьи Юревичей – протоиерея Андрея и его супруги, матушки Ольги. Каждый ребёнок – один из «цветочков», а истории из жизни детей называются в книжке «лепестками». Истории разные – иногда смешные, иногда драматические, но все одинаково искренние, добрые и поучительные.

Каждое дитя для матушки Ольги – особенное, по-особому талантливое и по-особому любимое. Говорят, что в многодетных семьях дети часто недополучают любви и внимания... Так нет же! Любви и заботы у деток матушки Ольги ещё больше, чем в семье с одним балуемым ребёнком – ведь здесь все заботятся обо всех, всегда готовы прийти на помощь друг другу или принять участие в общем деле.

Эти заметки являются ещё и живым свидетельством постижения Закона Божия в домашнем кругу. Ведь из уст отца или матери совсем иначе воспринимается Божье слово – явственнее, теплее и ближе.

* * *

На днях у меня состоялся разговор с прихожанами нашего храма. Я попросила одну маму, придя домой, подробно разобрать с сыном то, что происходит в храме во время Херувимской песни. И хотя ребёнку до этого неоднократно говорили о том, что важно не бегать вокруг храма, а стараться с благоговением стоять на службе, он сам над этим никогда глубоко не задумывался. А теперь, после серьёзного и внимательного разбора, мальчик воскликнул: «Это что же получается? Там Сам Господь живой, водимый ангелами, а я тут бегаю! Как-то неловко перед Богом…».

Домашние уроки Закона Божия бесценны и памятны. Они помогают усвоить услышанное, сделать его сокровенным. Конечно, мы можем задаться вопросом: зачем нам самим учить детей, зачем мучиться, когда в воскресной школе есть прекрасные специалисты-богословы, которые могут это сделать гораздо лучше нас?

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Космы и Домиана на Маросейке, в своей книге «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребёнка» пишет:

«Вере надо учить. В наших семьях традиция обучения вере практически полностью прервана; есть несколько известных потомственных священнических семей, опыт которых мы все изучаем, – Соколовы, Правдолюбовы, Кречетовы. У них с дореволюционных времён сохранилась преемственность в воспитательной практике, в обучении православной вере. А у нас нет. Мы сами в своё время пришли к вере, открыли её для себя каждый по-своему, и нам кажется, что ребёнок естественно будет в ней возрастать. Но на самом деле его надо учить… У нас получается странная ситуация: поскольку родители с нами в детстве о вере не говорили, мы стесняемся об этом говорить с детьми. Рассчитываем на воскресную школу… Обязательно надо с детьми изучать Священное Писание, говорить о заповедях… И не только надо читать и обсуждать, а ещё и постоянно возвращаться к этому».

Каким образом нужно читать и изучать? – можете вы задаться справедливым вопросом. Ответы на этот вопрос мы можем найти в том числе и в современной литературе.

Так, например, Анна Сапрыкина, филолог, дочь священника и просто мама семерых детей, на протяжении многих лет публиковала на известных православных сайтах свои семейные занятия по Закону Божию, литургике и церковнославянскому языку. Сейчас они объединены под общим названием «Материнские заметки», и в них содержится не только уникальный опыт проведения домашних уроков, но и пример воспитания детей в семьях Новомучеников и исповедников российских, а также бесценный анализ трудов великого отца Церкви святителя Иоанна Златоуста, в которых он напрямую обращается к родителям, назидая их в вопросах воспитания чад. Эта работа раскрывает для нас богатое наследие святоотеческого слова, обращённого к родителям. А предложенные в книге методики рассчитаны именно на семью. Ведь лишь в семье культура родителей в первую очередь становится нашей родной культурой, и язык родителей становится нашим родным языком.

Искренне говоря, путь домашнего законоучительства, который мы проходим с нашими детьми, очень увлекательный, полный и для нас самих новых удивительных открытий и погружения в богатый, просторный и таинственный мир Церкви. Именно тогда исполнение наших родительских обязанностей становится вдохновенным делом всей нашей жизни. А о том, что это – основная наша обязанность, свидетельствует апостол Павел, говоря в послании к Ефесянам так: «Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни» (Еф. 6, 4). Вот сокращение всех обязанностей родительских: воспитание детей в наказании, то есть в наставлении и учении Господнем.

Матушка Ирина Алексеева,
заместитель директора по воспитательной работе Культурно-образовательного центра «Восход»
при храме святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове города Москвы,
советник по Основам религиозной культуры и светской этики
при Межрайонном совете директоров №22 ЮЗАО города Москвы