Священник Даниил Сысоев. О библейском воспитании детей. Часть 1

Православие и гуманизм: принципы педагогики и психологии

Простых времён не бывает, при этом всякое время сложно по-своему. Если говорить о времени нынешнем, то одной из главных трудностей для человека, живущего в нём, является то, что порой осознаётся, наоборот, как достижение, как безусловный плюс: изобилие информации и свободный доступ к ней. На любой вопрос мы можем получить множество разнообразных, иногда противоречащих друг другу ответов, за каждым из которых открывается своя научная (или околонаучная), нравственная (или – увы! – совершенно безнравственная) система взглядов.

Касается это и вопросов воспитания, основная суть которых из поколения в поколение остаётся той же. Однако сегодняшний принцип плюрализма мнений делает поиск ответа на эти вопросы почти бесполезным, если человек – родитель, педагог, воспитатель – не определился прежде всего в собственном мировоззрении, в выборе той системы координат, внутри которой он готов искать, советоваться, соглашаться…

Демократические преобразования в обществе привели к тому, что наиболее распространенной в настоящее время стала воспитательная концепция, основанная на философии гуманизма. Свойственный педагогике гуманизма отказ от принципа иерархичности в воспитательном процессе обусловил развитие «педагогики сотрудничества» с её принципом равноправия воспитателя и воспитуемого и основной задачей – самоактуализацией личности.

Подразумевается, что в человеке всё положительно. Гуманистическая педагогика и психология признают изначальную гармоничность человеческого существа, а также принимают множественность и равноправие ценностных ориентаций. Воспитатель и воспитанник могут иметь различные нравственные установки, но это не должно помешать их сотрудничеству. Функция воспитателя при таком подходе сводится к роли помощника, содействующего раскрытию и реализации мотивов, потребностей и интересов группы и каждого её члена. В этой связи и становится основополагающим принцип толерантного* отношения к воспитаннику.

Православная педагогика признает неповторимость каждого человека и неисповедимость путей Господних, но окончательной целью воспитания в Православии является, безусловно, не «развитие» или «реализация», а спасение. Не посягая на Божественную свободу каждого и благоговея перед тайной предназначения человека, православный родитель (педагог), тем не менее, прилагает усилия для того, чтобы в формировании личности ребёнка возобладали духовно здоровые тенденции. Рассуждая о воспитании, православный психолог Г.С. Абрамова пишет: «Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу»**.

Вряд ли кто-то из нас захочет поспорить с этим высказыванием. Но как практически, в ежедневном общении с детьми, реализовать провозглашённые задачи, какими способами помогать ребёнку идти к спасению так, чтобы он не терял в трудностях доверия к воспитателю и веры в истинность Пути?

Надеемся, что вашими помощниками в этом необходимом и благодатном делании станут материалы о воспитании, которые периодически будут появляться на нашем сайте: толкования Священного Писания, высказывания отцов Церкви, поучительные исторические сюжеты, семейные воспоминания, статьи православных педагогов и психологов, интервью со священнослужителями…

А начать предлагаем с обращения к первоисточнику – Библии. Вас ждёт знакомство с первой частью лекции о. Даниила Сысоева – «Библейское воспитание детей». Отец Даниил был известным, ярким проповедником, миссионером, преподавателем и воспитывал с женой Юлией трёх дочерей. 19 января 2009 года он был смертельно ранен неустановленным лицом в храме при совершении Богослужения.

________________________________________________________________

* Латинское слово tolerantia буквально означает терпение. Традиционное понимание толерантности в психологии – психофизиологическое. Оно рассматривается как ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к нему. Социально-психологическое понимание толерантности как терпимости к различным мнениям, как отсутствия предубежденности в оценке людей позволяет обозначить различия в толерантности и терпимости. О толерантном отношении говорят в том случае, когда человек маловосприимчив к тем факторам, которые окружают его, т.к. у него низкий уровень социально-психологической чувствительности (в обыденном сознании это связывается с проявлением нечувствительности, «черствости» или «холодности»).

** Г.С. Абрамова «Возрастная психология» Е., 1999

________________________________________________________________

 

Священник Даниил Сысоев.
Библейское воспитание детей

Когда мы говорим о воспитании детей, об отношениях отцов и детей, матерей и детей, очень важно помнить нормы Священного Писания и вообще понимать, откуда отцовство и материнство происходят. Вы знаете, кто является первообразом отца? Апостол Павел говорит, что от Бога Отца именуется всякое Отечество и на земле, и на небесах, то есть для отца земного образцом должен быть Бог Отец, точно так же, как мать должна брать образец воспитания от Матери Церкви. Когда мы говорим о Священном Писании, мы должны понимать, что оно не позволяет человеку строить свою жизнь как бы «в автономном полете» – Священное Писание всегда требует, чтобы все действия человека, тем более такие важные, как жизнь рода, как отношения детей и родителей, строились на основаниях, данных Самим Господом Богом.

И вот, если мы обращаемся к Слову Божию, то видим, что в нём содержится ряд очень жёстких слов, которые говорят об отношении родителей к детям и детей к родителям. Я начну наш разговор с Чтения 21 главы Книги Второзакония, потому что принцип, который там изложен, действует и в Новом Завете, хотя внешняя форма изменилась в связи с тем, что Господь запретил многоженство. Итак, «Если у кого будут две жены, – говорит Моисей, – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, – То, при разделе сыновьям имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; Но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства. Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – То отец его и мать его пусть возьмут и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания; И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся».

О чём важном для нас сообщают эти требования из Книги Второзакония? Мы видим, что Священное Писание запрещает иметь любимчиков. Часто у нас утверждают: главное, чтобы дети в семье воспитывались любовью. Но Слово Божие говорит не так. Любовь, конечно, должна быть атмосферой, но первое, что мы должны дать, – это принцип справедливости, который должен быть очень твёрдо написан в человеческом сердце.

Первенец выделяется, как отвечающий за всех. В том и заключается справедливость, что первенец в любом случае получает двойную долю. Вы знаете, что до появления Левитского священства, до того, пока Бог не избрал в служение себе Аарона, его сыновей колена Левина, до этого жертвы приносились именно первенцами: первенец был первым, служил священником Божиим.

И святой апостол Павел говорит в Послании к Ефесянам, в шестой главе, с первого стиха: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Опять тот же самый принцип: повинуйтесь, потому что того требует справедливость! Это очень важно знать и понимать именно сейчас, когда понятие справедливости у нас разрушено. У нас ведь ищут справедливость там, где её не надо искать: «Почему он имеет больше, а я имею меньше»? Но это вообще к справедливости не имеет отношения, это относится к области зависти. Ещё часто говорят: «Ой, ну ты же старший, ну уступи ему». Это полностью противоречит Библии. Священное Писание требует, чтобы справедливость торжествовала в любой ситуации. Почему это так важно?

Это связано с очень простой вещью. Если говорить так: ты любишь, следовательно, должен уступить даже в том, в чём ты прав, – то человек выросший поймёт, что любовь нужна, по сути, для того, чтобы прикрывать подлость. Но это спекуляция, так закладывается механизм манипуляции. Наше общество сейчас очень легко поддаётся разного рода манипуляциям, человеком можно вертеть, как угодно. Даже младенцы пытаются вертеть своими родителями – капризами, воплями и криками; жёны хотят командовать мужьями, мужья заставляют жён нарушать заповеди Божии… Корни этого явления – в том, что люди забыли: существует костяк и существует плоть. Как в человеческом теле: если мы будем чистыми костями, конечно, все мы будем скелетами, но если мы будем только мышцами, мы превратимся в осьминогов. А нужно нам быть людьми. Скелет – это справедливость, а любовь – это мышцы, которые помогают справедливости. Вот такое должно быть соотношение.

Итак, «Дети, – сказано, – повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, – это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и да будешь долголетен на земле». Здесь Святой Апостол Павел ссылается на пятую заповедь. Вы знаете, что, действительно, из десяти заповедей только одна даёт обетование, обещание. Другие заповеди угрожают: например, Бог не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его напрасно; или того, кто кумирам кланяется... А вот единственная заповедь, в которой дается обещание, это пятая: исполняй её, чтобы тебе было хорошо и ты долго жил на земле, которую Бог тебе дал. Но что значит «повинуйтесь… в Господе»? В Господе – то есть в согласии с Волей Бога. Значит, если родители требуют нарушения воли Господа, то их слушать не надо. Ну например, родители говорят: «Ты же у нас на стройке работаешь, своруй и принеси в дом». Или: «Да ты что, совсем дурная? У тебя вон уже трое детей, зачем четвертого рожать, нищету плодить? Пойди аборт сделай!» Вот тогда слушаться, конечно, не нужно – более того, нужно пресекать все попытки такого вмешательства. Именно об этом говорит нам Писание.

Кстати, здесь такая ремарочка: у нас сейчас многие восхваляют старую русскую крестьянскую семью. Говорят: «Ой, как здорово, была такая огромная семья, там жили вместе прадеды, деды, родители, дети и внуки». А как вы думаете, это Слову Божию соответствует? Чтобы дед управлял семьей своего сына? Нет. «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут двое плоть едина». Знаете, есть такое правило: многоначалие есть начало безначалия. Ну вот в парламентских республиках, посмотрите, какое получается безобразие. На Украину посмотрите, какой там бедлам. И в том случае, если в семье многоначалие, если нарушается библейская норма о том, что муж – глава семьи, глава жены и детей, то в таком случае никакого порядка, естественно, не будет. Поэтому, кстати говоря, были огромные проблемы в крестьянской жизни, во многом связанные именно с тем, что нарушен был в российских деревнях этот порядок. Сейчас, когда мы живем отдельно от родителей, нам в большей, в лучшей степени дана возможность реализовывать нормы Священного Писания. А если мы не будем отвечать за своих детей и за свою семью, то мы, конечно же, будем таким образом нарушать Слово Божие, совсем будем безответственными.

Итак, дальше говорит Писание: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Вот краткая заповедь, которая дана отцам. Почему отцам? Потому что предполагается, что главным руководителем в семейной жизни должен быть отец. Только вот в каком смысле? У нас часто думают, что отец должен быть руководителем в том смысле, что ему положено лежать на диване, пугать подушку храпом или смотреть телевизор, общаясь с бутылкой водки. Это, конечно, полное безобразие, порожденное неправильным воспитанием детей, как раз тем, что у нас детей-мужчин воспитывали матери. Абсурдный, совершенно антибиблейский подход.

Есть и другой подход: по нему считается, что отец должен лезть в каждую мелочь. Но семья – она похожа на государство. Скажите, президент лезет в каждую мелочь? Или правитель, царь? Представляете себе, Государь-император будет лезть в каждую мелочь? Вряд ли в таком случае он будет хорошим Государем… Но он должен создать такие условия, дать такие законы, назначить таких чиновников, которые создадут возможность для правильного функционирования государства. То же самое в семье. Отец должен создать для семьи такие условия, чтобы всё функционировало.

Что же тогда значит: «отцы, не раздражайте детей ваших…»? Часто говорят, ну как это, значит, надо всё разрешать? Нет. Не раздражайте – то есть не срывайтесь на них. Отсюда, из этих слов Писания, выводится общий принцип: наказывать детей можно и нужно, но никогда, ни в коем случае нельзя делать это, если ты в гневе. Ведь слово «наказывать» означает – обучать, а в гневе ты не учишь ребенка – ты просто срываешь на нём этот свой гнев. Именно поэтому Писание предполагает, что право наказания принадлежит исключительно отцу. Потому что отец, будучи как мужчина более рациональным, чем эмоциональным, должен, предварительно успокоившись, выдрать любимое чадо – в той мере, насколько оно это заслужило. Не меньше, но, кстати говоря, и не больше.

И сказано ещё: «воспитывайте их (детей) в учении и наставлении Господнем». Воспитывать – многие часто не понимают, что означает это слово. Дословно «воспитывать» означает «воскормить», то есть выкармливать детей в учении и наставлении Господнем. Была такая хорошая традиция, очень древняя, она упоминается еще в Ветхом Завете: отцы читали Слово Божие своим детям. Возьмите, например, рассказы о благочестивых купцах, благочестивых дворянах, что там было в семейной жизни? Дети собирались, садились, отец открывал семейную Библию (Библия могла веками передаваться из поколения в поколение) и читал Слово Божие вместе со своими детьми. И это, может быть, являлось сердцевиной воспитания. Потому что человек ориентировался не на свой авторитет. В самом деле, на какой авторитет должен ориентироваться ребёнок? На отца с матерью? Они должны говорить: «Я мать (отец), я тебе сказала»? Это не аргумент. А вот если: «Бог сказал так, изволь слушаться! Я просто передатчик», – тогда другое дело. Очень часто проблемы и конфликты с детьми возникают тогда, когда дети отцу или матери говорят: «А это ты от себя говоришь. Ты хочешь просто за счёт меня самоутвердиться». И здесь они могут быть правы. Почему? Потому что и отец, и мать, и дети – они же все одинаково под Богом ходят, так ведь? Можно ли сказать, что Бог судит людей в зависимости от их социальной роли? Нет. Бог судит каждого и воздаёт каждому по делам его.

Поэтому человек должен помнить, что он, конечно, особая личность, созданная по образу Божию, но отец и мать для него являются передатчиками откровения Бога Живого. И раз так, их слушаться нужно беспрекословно, потому что их слово равнозначно Слову Божию. Вот когда мы с вами читаем Книгу Притчей, мы видим, что каждый раз Соломон говорит: «Сын, слушай вразумления отца твоего и не пренебрегай наученьем матери твоей». Пусть оно, это научение, дальше говорит Соломон, будет как серьга тебе в ушах, украшающая тебя, или – напиши его, это поучение, как драгоценный свиток на сердце. Почему? Потому что это Слово Божие. То есть Бог говорит через родителей, а родители говорить должны от имени Бога. Это вообще принцип христианина. Апостол Петр пишет: «Говоришь ли что, говори как Слово Божие».

Понимаете, почему греховен мат? Потому что человек, вместо того, чтобы говорить Слово Божие, чьё начинает слово извергать? Слово врага, слово дьявола. А мы должны говорить Слово Божие, так говорить, чтобы речь наша была пропитана Священным Писанием. Как, например, говорил Серафим Саровский: «Наш ум должен плавать в Священном Писании», – тогда и речь будет соответствующая. Вот если вы читали Жития Святых, может быть, обращали внимание, что речь святых полна библейскими цитатами? Они так думали, понимаете, они настолько привыкли думать по-библейски, что у них это получалось естественно. Действительно, от избытка сердца говорили уста.

Итак, сказано, что отцы должны не раздражать детей, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем, дословно – в наказании Господнем. Здесь Апостол Павел говорит, что, во-первых, учение, а во-вторых – наказание. То есть вводится ещё один важный Библейский принцип. Вразумляя ребенка, наказывая его, мы ему не просто говорим «ах, ты сделал плохо, получи за это». Нет, когда он успокоится, подождав этого момента, надо сказать: «Ты понимаешь, в чём ты был неправ вот здесь, здесь и здесь? А как надо было бы сделать?» Это и будет настоящее наказание – то есть научение: человеку будет дано не только понять, что закрыт какой-то один, плохой путь, но и показана другая дорога, та, по которой он должен пойти. Это важный принцип. Даже светская психология его признала. Она утверждает, что очень плохо, если у человека кругом одни запреты. Нет мотивации (есть такой термин в психологии), когда человеку говорят: то – нельзя, то – нельзя, то – нельзя, а что можно, об этом не говорится. Ребенку, наоборот, стоит больше говорить о том, что ему можно и нужно. Вот если вы возьмёте Слово Божие, вы увидите, что положительных повелений здесь больше, чем отрицательных, особенно в Евангелии. «Делай то, делай то, делай так», – говорит Господь. Это принцип Самого Бога Отца, Который именно вот таким образом нас с вами учит, показывая путь, по которому надо идти. А знаете, к чему приводит, когда отцы и матери забывают об этом? Есть замечательный псалом у царя Давида, 77 псалом, и там прямо Бог Своё пожелание выражает: «Внимай, народ мой, закону моему, – говорит Давид, – приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, – видите, закон положил, прямой закон, – который заповедал отцам нашим возвещать детям их, Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, – Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим». Видите – это прямой закон Бога.

Были случаи – и Библия очень четко и ярко их подчеркивает, – когда закон нарушался. Например, после смерти Иисуса Навина и тех, кто вошел с ним в Святую Землю, немедленно евреи стали поклоняться иным богам: Ваалам, Астартам и другим. Почему? Книга Судей подчеркивает: «потому что ушел тот род и восстали дети ненаученные». Понимаете, те дети, которые видели своими глазами чудеса Бога, не передали это знание, эти чувства своим потомкам. Это как раз вопросы к матерям уже. Слово Божие должно идти от отца, но и от матери тоже. Есть такое правило, например, чтобы мать даже маленькому ребёночку на ночь вслух читала Евангелие. Укачивает ребёнка и вслух читает Евангелие. И таким образом маленький человечек постепенно, с самого начала жизни уже начинает слушать Евангелие. В силу того, что мать более эмоциональна, ей легче рассказывать на примерах житий святых или историй грешников, которых Бог наказал. Недаром русские люди вырастали на житиях святых. Почему? Потому что пример из жизни, он легче запоминается, так ведь? Сами замечали, наверное, что когда просто проповедь слушаешь, без примеров, она хуже понимается, чем когда примеры какие-нибудь приводятся. Точно так же, если читать просто повествование, то оно не так запомнится, как если оно будет с примерами.

Поэтому матери должны, конечно же, озаботиться тем, чтобы и самим жития святых читать, и рассказывать из примеров житий святых истории, но при этом обсуждать с ребёночком, давать оценки. Как мы, например, в воскресной школе делаем: рассказываем о какой-то Священной истории и спрашиваем – а вот это правильно? Нет, или да, и почему. Таким образом, мы начинаем опираться с вами на голос совести и голос Ангела-Хранителя, которые есть в человеке. То есть мы приучаем человека обращаться к своей совести для решения вопросов, понимаете. Это крайне важная вещь. Мы же не должны детей воспитывать так, чтобы они просто от нас зависели и всё. Нет, мы должны делать и жить так, чтобы они умели сами выстраивать свою собственную жизнь на правильных путях. Очень плохо и глупо делают те родители, которые пытаются детей накрепко привязать к себе, «на цепочку посадить». Это не по-Божьи. Господь не связывает свободу людей и нам не позволяет. Но надо их научить, чтобы они знали пути зла и добра.

И дальше, в Послании к колоссянам, говорит Апостол Павел такие слова: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 18-21). Видите, ваша задача уметь отследить, чтобы детям не давать впасть в уныние, не давать быть в печали. Наверное, одна из самых печальных вещей, которая происходит у нас сейчас, это конфликт, который возникает между отцами и детьми в подростковом возрасте. Да, это самый страшный конфликт. И он самый тяжёлый даже не просто потому, что разрыв происходит между родителями и детьми. Разрыв этот должен быть, чтобы человек сам выбрал, идти ему к Богу или не идти к Нему. Но самое страшное – другое: то, что родители не умеют преодолевать уныние и печаль в своих детях.

Духовный родитель – это тот, кто помогает человеку правильно идти, но самостоятельно. Нормальный духовный отец никогда не будет стараться человека связать, не будет его порабощать, а будет учить. Но с маленькими собственными детьми иногда надо и по-другому действовать – недаром у физических отцов есть те права, которых нет у духовных. Я не могу закоренелого грешника выпороть; хотя, может, иногда и полезно было бы, но, увы, такой власти нам Господь не давал – здесь всё строится на свободе. А вот когда речь идёт о физических детях, здесь есть ещё власть плотская, элементарная. Эта плотская власть сохранится и дальше: когда человек вырастает, он, как мы все с вами, находится под плотской властью у правителей. Если мы будем воровать, нас в тюрьму посадят, штраф могут наложить, и так далее. И это правильно, это как раз проявление той самой власти, которую установил Бог – поэтому мы молимся, чтобы государственная власть сохранялась. Она полезна, она нам во благо идёт. Вот такая – плотская – власть есть по отношению к детям у родителей, в пределах уголовного кодекса, конечно же.

Священное Писание предполагало, что сыновей при необходимости можно было пороть до женитьбы. А вот после женитьбы нельзя трогать. Почему? Потому что сын стал главой своей семьи и нельзя понижать его статус. Причём для Священного Писания являются нормой телесные наказания за какие-то уголовные преступления. Я на самом деле жалею, что у нас сейчас такого нет. Представляете, за хулиганство не в тюрьму посадили, а просто во дворе, где ты нахулиганил, тебя при всех и выпороли! Вот позор-то!

Что дальше говорит Писание о почтении к родителям? Вот Книга Иисуса сына Сирахова, 3-я глава: «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями». Видите, власть суда – она от Бога. Вот у нас порой говорят: «Ой, как же я, какое же я право имею, я, наверное, не имею права. Если я наказываю кого-то, то я вроде бы плохо поступаю». Но видите, Господь прямо говорит – нет, Бог дал родителю эту власть. Если ты ею пренебрегаешь, следовательно, ты пренебрегаешь волей Божьей. Но при этом ты должен уметь преодолевать уныние у своих детей, чтобы ни депрессий, ни озлобления у них не было. А для этого нужно утешить, поддержать, вместе помолиться, когда ребёнок в этом нуждается. То есть дать технологию борьбы с унынием. Если с самого начала этого не делать, ребёнок начинает отгораживаться от родителя, как бы запирается.

«Почитающий отца очистится от грехов, – дальше говорит Иисус сын Сирахов, – и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан». Видите, какой важнейший принцип. «Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его», – то есть дедушкам и бабушкам своим. «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям – мать в бесславии». Вот прямые слова Бога, которые действительно сейчас часто нарушают, просто нормой стало нарушение этих слов. И дальше говорит Иисус сын Сирахов: «Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом». Видите, какой приказ о старости. «Имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится». То есть если ты будешь к своему отцу с уважением относиться даже в старости, даже когда у него, может быть, маразм будет, то Господь умножать будет твоё имущество и твои силы, даже если у тебя грехов много.

И дальше сказано, что если ты будешь почитать отца и в старости, когда он, возможно, разума лишится, то «в день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою». Это слова, которые просто необходимо нам знать. Здесь в Писании прямо объясняется, почему дети нас не слушаются. Вспомни: ты ведь не слушался родителей сам, и Бог воздаёт тебе за это. А почитающий своих родителей, молящийся за них, поддерживающий их, конечно же, будет благословлён Богом. Действительно, тяжёлый грех лежит на нашем народе, что у нас есть дома престарелых, куда их сдают как ненужный хлам. Это огромный грех перед глазами Божьими, за который Бог воздаёт короткой жизнью. Потому что тот, кто не чтит отца и мать своих, тот смерти достоин, сказал Господь. Такого человека, по Ветхому Завету, полагалось сжигать заживо. Отец Олег Стеняев мне рассказывал, что в Чечне сгорали заживо в первую очередь именно те, которые оскорбляли своих родителей. Ведь Божья Воля действует непрерывно сквозь века, она не меняется. Это человеческие законы могут меняться, а Божии – никогда.