Проповеди на церковные праздники

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич): проповедь на Крещение Господне

Явился еси днесь вселенней…

Сегодня, в день Крещения Господня, мы, мои дорогие, вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в мир для служения людям. Спасителю уже исполнилось тридцать лет. По иудейскому закону, Он уже мог начинать учительство.

Пробыв до этого возраста в Назарете никому неведомым, кроме Своей Матери, в день, сегодня нами прославляемый, Он приходит к берегу реки Иордан, чтобы в начале Своего подвига принять крещение от руки Иоанна.

Всего три с половиной года продолжалась земная деятельность нашего Господа. Но эти три с половиной года перевернули новую страницу в мировой истории. Они начали собой новую эру в жизни человечества. Мы называем её временем Нового Завета. Как ветхозаветный Адам был родоначальником ветхозаветного человечества, так Христос Спаситель стал Родоначальником нового человечества, Им искупленного и Им возрождённого в Его земном подвиге.

Диакон Владимир Василик: Рождество Христово в Евангелии и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Более двух тысяч лет назад произошло необычайное событие – вневременный, вечный Бог вошел в человеческую историю и перевернул её. На вопрос – что нового принёс Христос людям, святой Ириней Лионский отвечал: «Всё новое» – omnem novitatem. И это действительно так. Можно было бы перечислить множество вполне осязаемых даров Христа людям – совершенно иную нравственность и философию личности, государство и право нового типа, великую христианскую культуру и, наконец, науку, возникшую благодаря демифологизации окружающего мира. Мы к ним привыкли, для нас они временами незаметны.

Однако некоторые утверждают, будто бы Христос не рождался, поскольку евангельский рассказ о Рождестве Христовом противоречит историческим данным. Итак, существует ли такое противоречие на самом деле?

Протоиерей Всеволод Шпиллер. Проповедь на Покров Пресвятой Богородицы

Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более тысячи лет тому назад на краю Царьграда во Влахернском храме. Там шла Всенощная – конечно, ночью, а не вечером, как теперь. (Потом служилась Литургия – после Всенощной, ночью). Но вот за Всенощной произошло следующее. Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него – отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди Всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими, так как царь входил через них) входит… Сама Божия Матерь!.. Поддерживают Её с одной стороны пророк и предтеча Креститель Иоанн, а с другой – Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие – и пророки, и святые… Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Пророками, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и … плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним Свой омофор – то, чем покрывала главу – покров.

Архимандрит Рафаил (Карелин). Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Иерусалим – один из самых древних городов мира. По христианскому и древнеиудейскому преданиям, его основал старший сын Ноя Сим, который и был в этом городе первосвященником и царём. Иерусалим означает «мир Божий». Голгофская жертва должна была примирить Небо с землёй, человека с Богом, а сошествие Духа Святого в Сионе – открыть человечеству Царствие Божие, Царство бесконечного мира.

Само Царство Духа открывается в сердце как совершенный мир, где нет сомнений, нет противоречий, разделений, противостояний и вражды. В Иерусалиме должна была прозвучать первая проповедь о спасении человечества и откликнуться эхом во всех пределах и концах Земли. В Иерусалимском храме Воскресения изображён круг с надписью «Центр мира». Эта надпись вызывает удивление и усмешку тех, кто под центром земли подразумевает некую географическую точку. Между тем Иерусалим и, прежде всего, Голгофа и Гроб Господень – это центр земной и космической истории.

Протоиерей Александр Шаргунов: о Фаворе и Голгофе

Господь избрал трёх лучших Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, чтобы возвести их на Фаворскую гору. На вершине горы Господь являет Свою славу. Он не совершает чуда. Напротив, чудо прекращается: Тело Христово, которое в течение всей Его земной жизни должно было излучать Божество, обнаруживает своего Носителя. Его лицо становится подобным сиянию солнца, и одежды – белее самого белого снега. Перед Ним предстоят как бы вышедшие внезапно из таинственного мрака Моисей и Илия, величайшие личности в истории богоизбранного народа. Ветхий и Новый Заветы беседуют вместе на Фаворе, и трое учеников – свидетели их соединения.

Апостолы охвачены ужасом и в то же время ощущают глубокую радость: «Хорошо нам здесь быть!» Как дети, они не могут удержаться от восторга. Ещё, ещё! Пусть не кончается праздник, пусть благодать продлится ещё несколько дней. Неужели Господь не может такое устроить? Внезапно облако покрывает вершину горы, и глас торжественной непостижимой красоты исходит из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте».

Протоиерей Андрей Ткачёв. Слово к святым апостолам Петру и Павлу

Кому и когда первому показалось, что церковная жизнь делает людей однообразными, так сказать, равняет по шаблону, – неизвестно. Но мысль эта, как и прочие сорняки, легко укоренилась. Голыми руками её не вырвешь. Мне же, как ни гляну на икону Петра и Павла, хочется и плакать, и смеяться. Радуюсь оттого, что такие разные – и вместе. Печалюсь оттого, что многим это непонятно. К ним – настоящее слово.

Трудно найти в мире людей, столь непохожих друг на друга, как Пётр и Павел. Начнём с семьи. Павел – девственник. Он хотел, чтоб люди подражали ему и, будучи свободными, всецело служили Богу. А Пётр женат. Христос приходит к нему в дом и исцеляет его тёщу. И потом в апостольских трудах супруга была его спутницей и помощницей. Семейный человек и старый холостяк – это люди с разных планет. Отметим для себя эту психологическую разницу, чтобы потом ещё более прославить Бога.

Протоиерей Борис Старк. Троица: жизнь как проповедь

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Этими словами праздничного тропаря мы раскрываем смысл сегодняшнего праздника, который, будучи прославлением Святой Троицы, в то же время является днём рождения всей Христовой Церкви.

На пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Христа был еврейский праздник пятидесятницы. В этот день у евреев заканчивалась жатва. Празднуя это событие, иудеи приносили Богу благодарственную жертву от земных плодов. Также этот день был и воспоминанием того, как на Синайской горе Господь дал Моисею закон. Этот день все благочестивые евреи проводили в совместной молитве. Несомненно, и апостолы, воспитанные Христом в почитании Закона, собрались вместе в сионской горнице, бывшей местом Тайной вечери. Была с ними и Матерь Иисусова Мария.

Протоиерей Алексей Уминский. Проповедь на Вознесение Господне

Во имя Отца и Cына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем Вознесение Господне. Евангелие и святые Апостолы говорят о том, что Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, поучал их, раскрывая тайны Царствия Небесного, и, самое главное, давал им обетования о том, что им надлежит облечься силою свыше. Господь говорил о том, что в мир должен прийти Дух Святой, Который их наставит на всякую истину, Который их соделает иными людьми, Который уже здесь, на земле, созиждет Царствие Небесное, Церковь Свою. Апостолы, внимая Его словам, продолжали недоумевать, им было непонятно, почему же Господь, Который воскрес из мёртвых, Который победил смерть и грех, не хочет победить земного устроения бытия, не хочет поменять устройство мира и воцариться здесь, на земле, чтобы строить этот мир по правильным, справедливым и благородным законам. И они все спрашивали: «Господи, ну когда же Ты устроишь это Царство, о котором говорили пророки? Когда же, наконец, на земле наступят дни отрады и утешения, наступят радостные дни?»

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Пасха 2017

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с традиционным пасхальным посланием к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11).

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Протоиерей Дмитрий Смирнов: Проповедь на Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

Если бы мы узнали, что завтра нам придется умереть, то каждый из нас позаботился бы о том, чтобы на этой земле завершить что-то главное. Все мелкие дела мы бы, скорей всего, оставили: забыли о том, что обои остались недоклеены, никто бы, конечно, в прачечную не пошёл и телевизор не стал смотреть, новости слушать.

Вот так и Господь, зная, что Ему надлежит умереть, совершил это самое важное – то, ради чего Он и на землю пришёл. Он собрал Своих учеников в горнице, которая заранее была приготовлена, чтобы им, по обычаю иудейскому, вкусить пасху. И на этом собрании Он совершил Великую службу: благословил хлеб, преломил, дал Своим ученикам и сказал: «Сие есть Тело Мое». Благословил чашу с вином и сказал: «Сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». А перед этим Он взял таз с водой, полотенце и умыл ноги ученикам, хотя Петр и сопротивлялся, потому что он не мог вместить того, что Учитель, Которого они так почитают, любят, благоговеют перед Ним, – и вдруг Он будет им ноги умывать.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповедь на Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятидневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью. Это священное событие описывается евангелистом Лукой, и мы остановим сейчас наше внимание на его словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.

Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришёл на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришёл для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному.

Игумен Никон (Воробьев). Слово на Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь, святые отцы всячески наставляют, понуждают и просят священников напоминать верующим о великом таинстве Крещения. Когда же лучше всего вспоминать о нём, как ни сегодня, в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Однажды ночью, беседуя с Никодимом, одним из уверовавших фарисеев, Господь разъяснил ему, что если человек не родится водою и духом, то он не войдёт в Царствие Божие. Если человек верует в Бога, желает войти в Царствие Божие, то он обязательно должен принять таинство Крещения. Ибо оно есть необходимое условие для вхождения человека в общество духовное, в Церковь, и через него только можно иметь надежду достичь Царствия Божия. «Аще кто уверует и крестится, – говорит Господь, – спасётся, а кто не уверует и не крестится – осуждён будет». Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить.

Протоиерей Андрей Ткачёв. «Рождественская песнь»: слово на праздник Рождества Христова

Рождество Спасителя поют земля и небо, поёт Церковь, поёт само Евангелие. Кажется, будто душа человеческая становится музыкальным инструментом, чтобы прославить родившегося Младенца…

Палестина очень мала. Это – пятачок на пёстрой поверхности планеты. Но именно с этого пятачка долгие годы в Небо рвались псалмы, и гимны, и песни духовные. Пророки хвалили Бога, напоминали о Законе, грозили за непослушание. Затем вдруг всё смолкло. После последнего ветхозаветного пророка – Малахии – Палестина безмолвствовала четыреста лет. Столько же провёл Израиль в Египте!

Когда страдания в Египте стали чрезмерными, Бог послал к евреям Моисея. И здесь, когда голос пророческий потонул, казалось бы, в забвении, когда книги пророков читались, но живого голоса их не было слышно, Палестина вновь огласилась пением. И было отчего. «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам». Мессия родился! Духовное «египетское рабство» кончилось.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.

Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трёхлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжёнными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Её во Святая Святых.

Святитель Николай Сербский: Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы

Светлый праздник – Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе, и люди увидели Её и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике: одна в том, что мы видим Великую Праведницу и Страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Её и Бога.

И если Она радует нас Своей защитой, Своими явлениями и прежде, и теперь, и всегда, должны и мы, братья, Её радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете, как?

Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь на Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня, помимо предпразднства и попразднства, помимо отдания, которое есть у большинства двунадесятых праздников, имеет ещё и своё начало в субботе пред Воздвижением. То есть практически Святая Церковь торжествует этот праздник не одну неделю, а целых две, литургически подчёркивая его важность и уделяя ему особое внимание для того, чтобы и мы приобщились к нему. Своим духовным опытом, своим духовным оком Церковь прозревает истину и тайну Христа и через Богослужение, в котором все мы в свою меру участвуем, пытается посеять эти истины, эти тайны и в наших сердцах.

Вот перед нами в центре храма лежит Крест, украшенный цветами. Он очень красив, этот Крест, а на нём – истекающий кровью Христос Спаситель. В христианстве ничто не поддаётся простой логике, а наоборот, как говорят философы, все антиномично. Например, Бог Троица и Бог един – как это возможно? Понять этого нельзя, можно это только созерцать, можно к этому приобщиться через духовный опыт. Любой догмат Православия нельзя просто логически объяснить, вычислить, просчитать, он выше чисто практического понимания. И в Кресте Господнем заключена такая же тайна.

Протопресвитер Александр Шмеман. Почему мы празднуем Рождество Богородицы?

Основой почитания Божией Матери в Церкви всегда было послушание Её Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим Плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нём – последнего смысла, последнего содержания самого человечества.

Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Её как Девы, девство Которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Её и – повторяю ещё раз – радостного любования Ею с самого начала было и остается Её Материнство, Её кровная связь с Иисусом Христом.

Протоиерей Андрей Ткачёв. Слово на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Любить Христа можно так, как любит царя верноподданный, живущий за тридевять земель. В лицо не видел, в глаза не смотрел, но сердцем любит. На стену прикрепил вырезку с портретом из журнала, в царские дни работать отказывается.

А вот любить мать царя невозможно иначе, как только будучи вхожим во внутренние царские покои, будучи приближенным к сокровенной от посторонних глаз жизни не царя только, но и семьи царской. Нужно быть царю родным, чтобы любить его мать и других родственников.

Эти слова сказаны, чтобы издалека подобраться к теме почитания Богородицы. Чтобы по аналогии, как по ниточке, дойти до этой истины.

Протоиерей Андрей Ткачев. Проповедь на Преображение Господне

Совершая проскомидию, священник в центр дискоса помещает часть хлеба, именуемую Агнцем. Это тот хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым в результате службы и освящения, в результате прикосновения Духа. Вокруг же этого хлеба в особом порядке располагаются частицы в честь Богородицы, Предтечи, всех святых, затем – всех живых и усопших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасённого и спасаемого человечества.

Такое же собирание Христом вокруг Себя живых и умерших мы видим на горе в день Преображения. С тремя земными спутниками и учениками Господь восходит на гору, а там к лучам засиявшей славы Его пришли из царства мертвых – Моисей, а от небес – Илия. И воплотилось то, о чём со временем скажет Павел: «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2: 9-10).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь на Пятидесятницу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Христе други мои!

Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдалённые от нас времена совершилось в Иерусалиме.

Святая наша Церковь празднует ныне великий день – День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через пятьдесят дней после Преславного Воскресения из мёртвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь на Вознесение Господне

Сегодняшний праздник – двунадесятый, то есть один из самых главных двенадцати праздников церковного года, потому что вознесение Господне – один из основных догматов православной веры. «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца», – каждый раз повторяем мы в Символе веры. Почему это имеет для нас такую важность? Во-первых, потому, что Сам Господь придавал этому огромное значение. Евангелист Лука, повествуя о дне, который предшествовал вознесению Господню на небо, рассказывает, как Господь явился ученикам, «стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги».

О воскресшении Лазаря: Святоотеческие толкования

«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31)

Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех – воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак.

Что же, все иудеи уверовали во Христа? – Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время.

Прот. Георгий Митрофанов. Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения возвещает нам одну из самых замечательных, самых потаённых, самых значимых тайн Божественного откровения. Именно тогда, когда уже прошло много веков и поколения представителей богоизбранного народа долгое время ожидали Мессию, Отроковице Марии впервые было возвещено свыше в полной мере, когда в этот мир придет Мессия, как Он придёт и какую особую роль предстоит сыграть Ей, по сути дела, ещё маленькой Девочке, во исполнение этого великого завета Бога, заключённого Им с человеческим родом.

Часто для нас праздник Благовещения, само событие Благовещения представляется как радужная, очень красивая картинка. К Девочке является Ангел и возвещает Ей, что Она станет участницей спасения человеческого рода, что через Неё в мир придет Спаситель...

Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь в канун Сретения Господня

Завтра Святая Церковь празднует Сретение, что в переводе со старославянского значит «встреча». Встречаются Господь-Младенец и старец Симеон. Матерь Божия принесла Младенца в храм, и Духом водимый Симеон тоже туда пришёл, ибо ему было сказано от Бога, что он не умрёт, пока не увидит спасение Израиля, пока не увидит Спасителя, Мессию, Христа, обещанного пророками. Церковь избрала это событие двунадесятым праздником, потому что в нём содержится очень большой духовный смысл.

Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете изложена жизнь человечества от Адама до Авраама и потом жизнь богоизбранного народа от Авраама до пришествия Христа, которая была характерна тем, что Израиль постоянно отступал от Бога, но Господь заботился о Своих людях: спасал, избавлял, наказывал, посылал пророков, пытаясь вернуть их на истинный путь.

О празднике Богоявления

19 января по новому стилю Православной Церковью празднуется великий двунадесятый праздник, именуемый Святым Богоявлением, или Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этим праздником завершаются Святки (Святые дни), и чаще всего он ассоциируется в нашем сознании с Великим водосвятием, которое традиционно совершается в этот день.

Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение, явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Но какова же продолжительность праздника Богоявления? Ограничивается ли он рамками 19 января – ведь в Святой Православной Церкви есть такие понятия, как предпразднство и попразднство?

Протоиерей Сергий Правдолюбов. Слово на Рождество Христово

В эту ночь Святая Церковь празднует Рождество, то есть рождение на земле Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Когда родился Господь, никто не знал, Кто это, – только лишь несколько человек знали: Пречистая Дева Мария, Иосиф и несколько пастухов, которые воспели песнь вместе с Ангелами.

А другие пребывали в совершенно полном спокойствии. Никакой массовости, стадионности, никто никому громко не объявлял, а Господь этого никак и не хотел. «Тайно родился еси в вертепе, – поется в песнопении, – но небо Тя всем проповеда якоже уста, звезду предлагая», то есть словами небо проповедало (Тропарь пророчества, гл. 6, Навечерия Праздника).

Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь на Воздвижение Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Есть два понимания церковных праздников и два отношения к ним: мирское и духовное. Мирское понимание заключается в том, что мы не должны забывать событий, происходивших в древности, что мы собираемся в эти дни в храм для того, чтобы «вспомнить» о них. Такое отношение к праздникам является плодом «идейного», или словесного, понимания христианства.

Для тех, кто так понимает христианство, понимание его сводится к определённым религиозно-нравственным идеям, о которых можно говорить, в которые можно рассудочно верить, которыми можно даже загореться на некоторое время.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Преображение Господне.

Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах человеческой жизни, мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы.

Это произошло с Апостолами, которых Христос взял с Собой на гору Преображения, и это выразил Пётр, когда сказал: «Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи – Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным, Божественным светом, окутанные этим дивным покоем...» Ни Пётр, ни другие Апостолы не заметили того, что потом они сами поведали другим: что Христос преобразился – то есть явился в сиянии вечной славы – в момент, когда Моисей и Илия говорили с Ним о грядущем Его восходе в Иерусалим и распятии.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Проповедь в день святых апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».

Так молитвенно обращаемся мы, отцы, братья и сестры, к святым великим апостолам Христовым Петру и Павлу. Из всех апостолов Святая Церковь особенно прославляет этих двух, называя их славными и первоверховными. Такая высокая честь воздаётся им за те великие труды и подвиги в деле Евангельского благовествования, какие они на себя подъяли. Даже святитель Иоанн Златоуст затруднялся отдать кому-либо из них более предпочтения, неоднократно называя обоих их столпами Церкви. Господь наш Иисус Христос избрал их для того, чтобы они пронесли Его учение во все концы вселенной, которая в то время была погружена во тьму языческую, утопала в разврате, сластолюбии и нечестии. Вот эту тьму и надлежало ученикам Христовым прогнать и озарить землю светом слова Божия.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в праздник Вознесения Господня

Господь в Своем Евангелии, как повествует евангелист Иоанн, говорит: когда Сын Человеческий будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе (Ин 12:32). И эти слова относятся к двум событиям в жизни Спасителя, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, братом нашим по плоти, как об этом говорит сам евангелист и как повторяют и отцы Церкви.

Христос был вознесен от земли на невысокий крест страданий. Он так возлюбил мир, каждого человека, каждую потерянную душу, что захотел нас ради принять Страсти и смерть. И сердца многих обратились к Нему, когда люди увидели, что Бог способен на такую любовь к человеку, что Он не стыдится стать одним из нас. Он облекается в нашу плоть. Гаснет Его слава, принимает Он образ раба угнетенного и умирает, потому что Он так любит человека и так в него верит.

Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в день памяти святых Жен-Мироносиц

Второе воскресенье после Светлой седмицы – память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.

Вчера на всенощной снова звучало ликование пасхальное. Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь присутствует среди смерти победоносно. И среди жизни победоносной мы видим смерть. Память о смерти, которая всегда хранится Господом для нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы, раны на руках и ногах, прободенное ребро, видели всегда среди радости и ликования пасхального присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, что совершается с нами, какой путь мы проходим.

Митрополит Антоний Сурожский. Слово на Страстную Пятницу

Мы, люди, всю нашу надежду после Бога возложили на заступление Богородицы. Мы эти слова повторяем часто, они нам стали привычны. А вместе с этим, перед лицом того, что совершалось вчера и сегодня, эти слова непостижимо страшны. Они должны являть или удивительную веру в Богородицу, или являют на самом деле, что мы не глубоко пережили в течение своей жизни этот призыв к помощи Божией Матери.

Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово на Вход Господень в Иерусалим

«Весь Иерусалим всколыхнулся от вести о величайшем чуде воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного мертвеца Лазаря.

Надо было встретить со славой невиданного миром Чудотворца, сотворившего такое неслыханное чудо.

Народ, бывший в подчинении у римлян, не мог приготовить пышного триумфа, и торжественный вход Господа Иисуса в Иерусалим носил совсем иную печать, чем триумф римских императоров и полководцев. Эта святая печать была за сотни лет предсказана пророком Захарией, так говорившим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).

Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь в день Лазаревой субботы

«Святая Церковь особенно празднует Лазареву субботу, которая предваряет общее воскресение и на него нам указует. Когда Лазарь, брат Марфы и Марии, которого любил Господь, тяжко заболел и Спасителю об этом сообщили, Он медлил два дня и не приходил его исцелить, а дал совершиться самому страшному, что есть для человека на земле, – смерти. Но, как Господь сказал, и это действительно истина, «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». И вот эти слова весьма замечательны.

Человек, как и всякое животное, боится болезни и смерти и всячески старается их избежать. Стоит человеку заболеть, он сразу, как и каждый зверок, начинает ныть и скулить, ему себя становится жалко, он требует к себе внимания, участия и прочее. А Господь Иисус Христос говорит, что болезнь может быть для человека к славе Божией, чтоб через эту болезнь был прославлен Господь Иисус Христос. Каким образом? Дело в том, что жизнь христианская вполне противоположна жизни обычной, мирской, вот этой звериной. Сам Господь утверждал это всем Своим подвигом. Будучи Богом, Который мог эту землю всю уничтожить и вместо этих поганых людишек создать новых, тем не менее Он решает их спасти и Сам идет добровольно на мучения и страдания. Тем самым Христос показывает новый подход к жизни и к страданию.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в Неделю Крестопоклонную

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы поклоняемся сегодня Кресту Господню. До Господа, вместе с Ним, было распято бесчисленное количество людей, и однако одному только Кресту мы поклоняемся – Господню.

Взглянем на Голгофу и увидим эти три креста, на которых тогда были пригвождены три человека – трепетная человеческая плоть, страждущая и умирающая. Посередине – Христос невинный, праведный, живая божественная любовь, которая вступила в мир и которая была отвергнута. Почему? Потому что нет ничего страшнее для нас, себялюбивых людей, чем любовь.

 

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Прощеное воскресенье

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Заключились двери райские; осиротел человеческий род, на земле мы ходим в потемках естественной жизни, где еле брезжит свет Христов. Родина наша небесная где-то далеко от нас, и, как изгнанники, мы тоскуем – тоскуем по той радости, о которой все изгнанники земли думают, когда вспоминают потерянное отечество, и все мы, когда думаем о том, что когда-то было: чистое, светлое, что погибло из-за наших грехов, из-за нашей сердечной помраченности...

Митрополит Антоний Сурожский. Слово, произнесенное в праздник Сретения Господня

Мы сегодня празднуем Сретение Господне. Сретение – слово древнеславянское, которое значит на русском языке «встреча», а на сербском языке – «радость». И вот сегодня мы встречаем Господа с той глубокой и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец Его держал на руках своих и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств о том, что настанет день, когда рознь между человеком и Богом придет к концу, когда Сам Бог снизойдет к нам плотью как Спаситель наш, примиряя нас Своим воплощением, Своей жизнью, Своим учением и Своей смертью на Кресте с Богом нашим и Отцом. В празднике Сретения сливается одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в день Крещения Господня

«Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Праздник Рождества Христова

«Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари, потому что это Рождество Христово, воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.

Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности.

Митрополит Антоний Сурожский. Слово под праздник святителя Николая

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти... Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой – мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. <...> Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

«В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм – это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где кроме Бога и Его путей нет ничего; Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением – если только сердце человека чутко и чисто – одной любви и заботы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Праздник Воздвижения Креста Господня

«Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью Кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остаётся для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень; это орудие жестокой мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как Он проповедь любви подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не приметалось ни одно мгновение противления, мести, горечи – после всего этого наш мир уже не прежний мир. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша, теперешняя, связала вместе Бога и человека. И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

«В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир... И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца – только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?

Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась, как говорит Евангелие, – не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью.

Митрополит Антоний Сурожский. Из проповедей на праздник Успения Пресвятой Богородицы

«В Успении, как во всякой смерти, есть трагедия. Человек не рожден для того, чтобы умереть. Но есть и дивная встреча – встреча живой души со своим Богом. Каждый из нас так встретит Бога. Но все мы в той или другой мере отуманены, осквернены грехом. Божья Матерь, Пречистая Дева, Богородица могла войти в вечность и вступить в свет вечности, не внося в него никакой тени. Она вошла в жизнь, будучи Матерью Жизни вечной на земле, и мы ликуем о Ее Успении, радуемся о том, что по преданию церковному земля не удержала Ее бренных останков, и что Она и плотью воскресла, и что Она – первенец из мертвых после Христа Воскресшего. Аминь».

«Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь – те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: что бы ни сказал Христос – то исполните... И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми каждый из насслово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным...