Благоверная великая княгиня Московская Евдокия, во иночестве Евфросиния, была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги княгини Анны.
На протяжении долгого времени между Суздальско-Нижегородским и Московским княжествами шла междоусобная борьба, но в 1366 году князь Димитрий Константинович в ознаменование примирения двух княжеств дал согласие на брак своей дочери, Евдокии, с московским князем Димитрием. Венчание княжеской четы состоялось в Воскресенской церкви Коломенского кремля. В народе об этом браке говорили, что вся «земля Русская ему рада».
Молодой Димитрий отличался многими добродетелями: избегал празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся от общения с «худыми людьми», а с добрыми любил беседовать; с благоговением читал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ своего княжества. «Злобою был дитя, а умом полный муж», – как говорит о нём древнее повествование. Княжна была супругой нежной, кроткой и набожной. Оба «жили в браке чисто, не предавались стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению».
Были у молодой четы и великие молитвенники и помощники в духовном устроении их супружества: святитель Алексий, митрополит Московский, являлся отцом и хранителем этого союза, святой Феодор, игумен Симоновский и племянник преподобного Сергия Радонежского, был их духовником. А преподобный Сергий стал восприемником одного из их сыновей.
Всего в этом счастливом союзе родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери. Благочестивые родители и всех своих чад воспитывали в благоговении и страхе Божием.
С молитвой и любовью княгиня поддерживала своего супруга в борьбе с различными скорбями: перед решающей битвой с мамаевыми полчищами вместе с ним горячо молилась в храме Архистратига Михаила, а в продолжение ратного похода мужа, оставшись в Москве, раздавала милостыню бедным и совершала молитвенные бдения.
Господь услышал молитвы русских людей: 21 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, князь Димитрий одержал великую победу над татарами. Княгиня встречала супруга у Спасских ворот, и вся Москва чествовала своих защитников.
Но уже через два года русскую землю ждало следующее испытание: пришедший на смену Мамаю татарский хан Тохтамыш собрал огромное войско и снова вторгся в русские пределы. В отсутствие князя Димитрия, который отправился в Коломну собирать войска для отражения неприятеля, татарский хан обманом захватил Москву. Город был сожжён и разграблен, но Господь хранил княжескую семью: княгине с детьми чудом удалось спастись.
Много слёз пролили Димитрий и Евдокия, возвратившись на пепелище в полную горя разорённую Москву. Погибших жителей, которых насчитали более 24 тысяч человек, великий князь распорядился похоронить на собственные деньги.
Новое несчастье постигло княгиню в 1383 году: старший сын её, Василий, был оставлен в Орде в знак покорности Москвы. В том же году отошёл ко Господу горячо любимый отец княгини. В эти дни тяжёлых переживаний княгиня ещё более прежнего обратила свои помыслы к Богу – именно в это время она «внутрь царствующего града Москвы пречестную девическую обитель воздвиже во имя Вознесения Христа Бога нашего» (Вознесенский монастырь Московского Кремля).
Однако самое горькое испытание было впереди. В 1389 году благоверную княгиню посетила самая тяжкая скорбь: тяжело занемог дорогой супруг, которому было только 39 лет. Сама княгиня к этому времени только что родила двенадцатого ребёнка и была ещё слаба.
В своем духовном завещании Димитрий просил её быть «отцом и матерью» детям, наставляя и укрепляя их в благочестии. В его последнем слове видно, какие надежды возлагал он на ум и добродетели своей любимой супруги. Сыновьям же, наделив их уделами, он завещал во всём слушаться матери. Причастившись Святых Христовых Тайн из рук преподобного Сергия, великий князь Димитрий Иоаннович 1 июня 1389 года отошёл ко Господу.
Удивительные слова скорбного плача великой княгини сохранила для нас летопись:
«Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя? Погас свет очей моих. Где ты сейчас, сокровище жизни моей? Почему не поговоришь со мной, прекрасный свет очей моих? Почему так рано увял, виноград многоплодный? Уже не подашь плода сердцу моему и сладости души моей! Почему не посмотришь на меня, не промолвишь мне какого-нибудь слова? Ужели забыл меня? Почему не смотришь на меня и на детей своих, почему не отвечаешь им? На кого ты меня оставил? Солнце моё, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь? Свет мой ясный, зачем померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей. Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу. И юность ещё не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих? Недолго радовалась я с тобой: за весельем пришли плач и слёзы, а за утехой и радостью – сетование и плач. Почему не умерла я прежде тебя, чтобы не видеть смерти твоей и своей погибели! Слышишь ли, мой господин, слова мои печальные? Почему не сжалишься над моими горькими слезами! Звери в норы свои идут, птицы небесные к гнездам летят. Ты же, господин, из дома своего так внезапно уходишь. Кто я теперь? Осталась без своего царя. Старые вдовы – утешьте меня, молодые вдовы – плачьте со мной: вдовья доля – самая горькая»
Свято исполняя волю почившего, Евдокия не удалилась по обычаю вдов-княгинь в монастырский затвор. Она была одной из самых образованных женщин своей эпохи, и её ждало иное призвание – фактически стать во главе Московского княжества и своей семьи.
В память дорогого супруга она построила на своём дворе каменный храм в честь Рождества Богоматери и украсила его лучшими иконами, церковной утварью и книгами. Он был освящен святителем Киприаном, митрополитом Московским, в 1393 году в присутствии всей княжеской семьи. Через два года Рождественский храм был расписан лучшими иконописцами того времени – Феофаном Греком и Симоном Чёрным.
По просьбе благочестивой княгини было установлено ежегодное торжественное празднование победы на Куликовом поле. Княгиня также щедро жертвовала средства на украшение и восстановление разрушенных Тохтамышем святынь.
Но в 1393 году новая беда приближалась к Москве: на подступах к городу появился воинственный Тамерлан, готовый разорить и сжечь всё на своём пути. Ужас охватил московский люд. Под руководством Евдокии Дмитриевны собиралось ополчение для защиты от неприятеля. Горько изливала она свои молитвы к Богородице, чтобы Та спасла град. Когда враг дошел до Ельца, по совету княгини и святителя Киприана в Москву из Владимира была перенесена чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Пресвятая Богородица услышала горячие моления русских людей: среди ночи готовящемуся к выступлению Тамерлану явилась во сне величественная и благолепная Жена в багряных одеждах, словно парящая в воздухе над вершиной горы, с которой спускались светозарные мужи с золотыми жезлами и тьмы молниеобразных воинов. Поражённый видением, Тамерлан «убоялся воевать землю Русскую» и приказал своим войскам отступить в ордынские пределы.
Христолюбивая княгиня не переставала прилагать к прежним трудам новые, множа добродетели и угодные Богу дела: питала нищих, помогала бедным обителям, хранила строгий пост и воздержание. Но перед людьми она носила богатые одежды, лицо её всегда было приветливо и светилось радостью. И враг рода человеческого из зависти возбудил подозрение в нескольких безрассудных людях против целомудрия непорочной вдовы. Худая молва дошла и до детей княгини, которые не смогли скрыть от матери своего смущения. Движимая любовью к детям, мать нарушила тайну своих подвигов. Она созвала их и обнажила иссохшую, измождённую плоть, нарочно скрытую многими одеждами, запретив при этом сыновьям говорить о виденном, а тем более мстить клеветникам, предоставив всё суду Божиему.
Вскоре княгиня сподобилась утешительного явления: Сам Господь послал к ней Ангела Своего возвестить о близкой кончине. Благоверная княгиня не хотела уже долее оставаться в палатах княжеских, но пожелала провести остаток дней в созданной ею Вознесенской обители. С плачем провожали её дети и бояре из соборной церкви. Во время торжественного шествия сидевший на пути слепец громко возопил: «О, боголюбивая княгиня, питательница нас, нищих! Ты обещала мне во сне: “Завтра дам тебе зрение”, – исполни же твоё обещание». Княгиня, проходя мимо него, как бы случайно опустила рукав рубашки, и слепец, отерев им глаза, прозрел.
Постриг в иноческий образ она приняла с именем Евфросиния. Посвятив последние несколько недель своей земной жизни монашескому уединению и сугубой молитве, 20 июля 1407 года преподобная княгиня мирно отошла ко Господу. Погребена она была в новом храме Вознесенского монастыря, ставшего местом упокоения всех великих княгинь и цариц. Там честные её мощи почивали под спудом более трёх столетий. По своей кончине, как повествует сказание, княгиня была «удостоена прославления» от народа. А в XIX веке установилось почитание преподобной Евфросинии как местночтимой святой в лике благоверных и преподобных. Ей были составлены служба и акафист, а над гробницей её была устроена посеребрённая рака с сенью.
Но пришли другие времена, и в 1922 году раку и сень изъяли с целью извлечения ценных металлов, а в 1929 году по решению советского правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея с риском для жизни начали кампанию по спасению уникального некрополя: в кратчайшие сроки он был перемещён в подвал Судной палаты Архангельского собора Московского Кремля, и таким образом мощи преподобной были спасены от уничтожения.
В 2007 году отмечалось 600-летие преставления преподобной Евфросинии, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской Православной Церкви – орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
28 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой преподобной Евфросинии Московской в придел мученика Уара кремлёвского Архангельского собора, и теперь каждый посетитель Московского Кремля может прикоснуться к этой святыне с молитвенным обращением к той, кто по праву считается святой покровительницей и заступницей стольного града.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена многочисленными знамениями милости Божией, являвшимися на её гробнице в течение нескольких столетий. Неоднократно видели, как у гроба святой Евфросинии чудесным образом возгоралась свеча. Совершилось здесь и несколько чудесных исцелений: так, в 1869 году, приложившись к гробнице, исцелился одержимый нечистым духом отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии.
Духовный подвиг преподобной княгини свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не являются непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас!