Беседа с настоятелем храма протоиереем Андреем Алексеевым об участии детей в Литургии


Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки!

Слава Богу, у нас на Подворье есть множество направлений деятельности, которые помогают нам всесторонне развивать и образовывать наших чад, и мы очень рады, что наша воскресная школа, школа искусств, спортивный комплекс и художественная студия полны детьми самых разных возрастов. Слава Богу!

Но для нас с вами очень важно не забывать, что для каждого христианина центром жизни, самым главным делом является общение с Богом, то есть – молитва. Конечно, всем нам очень далеко до аскетов и подвижников, своими неустанными трудами стяжавших дар непрестанной молитвы. Однако всё же каждый из нас должен работать над собой, двигаться в эту сторону, навыкать в молитве и приучать себя к осознанному молитвенному участию в церковных службах. И детей это касается не меньше, чем взрослых. Безусловно, у них – своя мера, но если не начать с раннего возраста приучать их к благоговейному, серьёзному и вдумчивому участию в Богослужениях, то потом сделать это будет уже очень сложно, а иногда – даже невозможно.

Впереди у нас – возведение большого храмового комплекса, и это важное дело нуждается в соборной молитве всех прихожан и требует от всех нас большого духовного трезвения и ответственности. Поэтому, в преддверии начала строительства, мы особо призываем вас обратить внимание на ранее уже публиковавшуюся на нашем сайте беседу с настоятелем храма об участии детей в Богослужениях.

Ведь если мы будем нерадеть о самом главном, о молитве, Господь не благословит наши – пусть даже самые благие – начинания…

 

– Батюшка, какое значение для духовно-нравственного воспитания ребёнка Вы придаёте его участию в Богослужении?

– Однажды преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Отче, как распознать, растёт душа человека или оскудевает?» Старец ответил: «Братия, не обольщайтесь: если человек не участвует в Богослужении, душа его не возрастает духовно, а оскудевает». Поэтому, конечно, участию детей в Богослужении, в Литургии придаётся огромное значение: это важнейший момент встречи человека с Богом, живой диалог, который совершается в Господнем доме во время соборной молитвы, особенно – в воскресный день.

 

– В нашем храме немало детей, родители которых только начинают свой путь в Церкви, но есть и те, которые уже сделали на этом пути свои первые шаги. Как им всем правильно организовать своих детей в храме, как привлечь их к участию в Богослужении?

– Прежде всего, родителям нужно осознать, что именно они являются для своих детей главным примером – в том числе и в отношении Богослужения. Поэтому заповедь Божия «Шесть дней трудись, седьмой – Господу Богу твоему» должна восприниматься взрослыми как тот призыв Божий, который требует однозначного ответа: «Да, Господи, конечно, только так и должно быть». Преподобный авва Дорофей описывает чудесный случай: однажды в воскресенье некий старец во время службы увидел выходящего из алтаря Ангела, который стал помазывать присутствующих в храме людей освященным маслом. Однако никто из молящихся этого не видел, поскольку не имел, как старец, духовного зрения. Угодник Божий обратился к Ангелу с вопросом:

– Что ты делаешь?

– Преподаю людям, пришедшим в храм Божий по заповеди, Господне благословение.

– А на что благословение?

– На все добрые дела: на семейную жизнь, на воспитание детей, на здравие душевное и телесное. На познание Бога, мира, себя...

– А как же те, кто не пришли?

Ангел вздохнул: – Я готов преподать им это благословение, но – их нет, и они не смогут прожить эту неделю по воле Божией. Возможно, они сделают немало разных дел, но – без Божиего благословения, и потом их всё равно придётся переделывать...

Конечно, родителям необходимо определить меру своих детей в возможности их присутствия на Литургии: ведь необходимо понимать, что мера у каждого ребёнка своя. Помолившись, посоветовавшись с духовником, важно не впасть ни в одну из крайностей: то есть и не расслабить своё чадо, и не возложить на него неудобоносимые бремена.

 

– А можно ли как-то помочь родителям в этом вопросе? Может быть, существуют какие-то сложившиеся традиции?

– Да, действительно, они есть, но для каждого ребёнка всё очень индивидуально. Предложу несколько вариантов степени участия детей в Богослужении, и пусть каждый родитель определит, какой из них подходит для его ребёнка.

Первый вариант: ребёнок готов к тому, чтобы присутствовать на всей службе, и приходит вместе с родителями к началу Богослужения. Тогда, дорогие папы и мамы, Ваше чадо должно находиться возле вас, и именно вы отвечаете за его поведение в храме. Но следует учесть, что к такому предстоянию за Богослужением даже в отроческие и юношеские годы готовы весьма немногие современные дети. Что же касается малышей, то это вообще единицы.

Второй вариант: ребёнок может приходить на Литургию к чтению Евангелия. И здесь необходимо учесть проповедь священника, которая часто произносится после Евангельского чтения: кому-то из детей может быть непросто со вниманием долго слушать слова, обращаемые чаще всего ко взрослым.

Поэтому третий вариант – для тех детей, кому эта мера пока непосильна: они могут приходить на службу после чтения Евангелия и проповеди.

Вариант четвёртый: присутствие на службе со времени после Великого входа (в храм можно войти во время сугубой ектении «Исполним молитву нашу Господеви», чтобы не мешать совершению Богослужения и не отвлекать людей во время Херувимской песни). Таким образом, ребёнок присутствует в храме в течение самой главной части Литургии: Символа веры и Евхаристического канона. После этого, если ребёнок не причащается и если ему трудно долго находиться в храме, по снисхождению к его немощам после возгласа «Святая святым» можно позволить ему выйти на улицу – но с тем, чтобы к выносу Чаши он вернулся.

И вот здесь, дорогие родители, попрошу вашего особенного внимания: на этой самой главной части Литургии обязательно должны присутствовать все дети – за исключением только тех малышей и младенцев, которым это ещё не по силам.

 

– Батюшка, а как же тогда быть с самыми маленькими?

– Здесь у нас тоже есть сложившаяся практика. Вот, например, как это происходит с детками, приходящими к нам из детского сада № 2055, который мы духовно окормляем уже более десяти лет: хоть это и совсем малыши, но в их группах регулярно преподаётся Закон Божий, их родители воцерковляются, а воспитатели этого детского сада являются прихожанами храмов нашего района. Этих детей приводят на Причастие каждый месяц, всех вместе (а это немалое количество), и они заходят в храм после песнопения, посвященного Матери Божией «Достойно есть». Ребятки перед Причастием успевают подойти поближе к алтарю, перекреститься, обратиться к Богу со своей детской молитвой на ектении «Вся святые помянувше» и спеть вместе со всеми «Отче наш».

 

– А как добиться того, чтобы дети не только приходили в храм, но и имели готовность спокойно стоять на службе и молиться?

– Нужно понимать – опять обращаю на это ваше внимание – что все дети очень разные. Степень их воцерковлённости, готовности к присутствию на службе тоже очень различны. Замечательно, если ваши дети готовы быть на Литургии и молитвенно участвовать в ней в течение всего времени её совершения. Но, как показывает современная практика, таких детей очень немного. В то же время, наша задача – как раз не просто приводить детей в храм по воскресеньям, а помочь им научиться молитвенному предстоянию перед Богом, диалогу с Ним.

Всё это, конечно, глубоко, таинственно и невыразимо, но если не поднимать эту тему, тогда нам придётся отвечать перед Господом за холодные души наших чад, за их неблагоговейное поведение в церкви – болтовню, беготню и другие кощунственные действия, которые, увы, мы нередко наблюдаем в нашем повседневном обиходе.

И начинать здесь необходимо с самих себя. Если мы с вами не горим в нашей вере, если разговариваем и отвлекаемся в храме во время службы, если ходим, когда нужно стоять и молиться, то чего нам ожидать от наших детей? Есть немало примеров, в том числе и в моей пастырской практике, когда усиление духовной жизни, внутреннего делания родителей возгревало и души детей к готовности начать серьёзную церковную жизнь и неформально, по-взрослому войти в общение с любящим и ожидающим их Господом, Который является не только Милосердным Судьей и добрым Небесным Отцом, но и лучшим Другом, всегда ожидающим нашего ответа на Его призыв.

Вот почему так важно помнить о том, что в духовном развитии не должно быть остановок. Наш путь к Богу не заканчивается в какой-то точке, где можно «почить на лаврах» с чувством выполненного долга: путь к Богу – это постоянная работа над собой, стремление к духовному росту и стяжанию Духа Святаго. Давайте будем стараться и сами двигаться в этом направлении, и сподвигать к этому наших детей.