Протоиерей Александр Шаргунов: о Фаворе и Голгофе

Господь избрал трёх лучших Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, чтобы возвести их на Фаворскую гору. На вершине горы Господь являет Свою славу. Он не совершает чуда. Напротив, чудо прекращается: Тело Христово, которое в течение всей Его земной жизни должно было излучать Божество, обнаруживает своего Носителя. Его лицо становится подобным сиянию солнца, и одежды – белее самого белого снега. Перед Ним предстоят как бы вышедшие внезапно из таинственного мрака Моисей и Илия, величайшие личности в истории богоизбранного народа. Ветхий и Новый Заветы беседуют вместе на Фаворе, и трое учеников – свидетели их соединения.

Апостолы охвачены ужасом и в то же время ощущают глубокую радость: «Хорошо нам здесь быть!» Как дети, они не могут удержаться от восторга. Ещё, ещё! Пусть не кончается праздник, пусть благодать продлится ещё несколько дней. Неужели Господь не может такое устроить? Внезапно облако покрывает вершину горы, и глас торжественной непостижимой красоты исходит из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте». Потом они не видят никого, кроме Господа. И сходят с горы с тем, что невозможно забыть и что одновременно рождает множество новых вопросов.

Каждому христианину было или будет дано пережить свой Фавор, узнать чудесные мгновения на пути веры. Кто из нас не ощущал однажды, что он особенно любим Господом, что он избран Им? Бог однажды взял нас за руку и отвёл в сторону – тогда, когда мы не знали, что Он нас ждёт, и когда мы не ждали Его. Кто из нас не почувствовал вдруг, что жизнь его стала совершенно иной? В начале нашего духовного пути Бог утешает нас щедро Своею любовью и зовёт следовать за Ним. Это было, может быть, среди праздника в храме, когда распахнулась нам внезапно глубина веры. Или когда мы были в аду отчаяния и нечаянно раскрыли Евангелие. Или на уединённой молитве, или в причастии Святых Христовых Таин. Или когда прикладывались к простой иконе и коснулись Бога.

Блаженны христиане, избранные из всех людей, которым было дано пережить это потрясение, оттого что открылся им свет Лица Господня. И они узнали, что Христос – самое драгоценное, безценное сокровище и что ближе Его не может быть никого. И поняли, что некоторые люди были святыми, потому что с ними был Бог. Как хотели бы мы, чтобы эти мгновения длились вечно! Как апостолы на горе Фаворской или как дети. «Господи, дай нам ещё раз ощутить, что Ты с нами. Дай всегда вкушать радость Твоего присутствия». Однако Фавор кончается. «Даже в явлении Своем нам Бог остаётся сокрытым», – говорит святой Максим Исповедник. Чем больше мы возрастаем в познании Бога, тем больше понимаем, что Он превосходит всякое разумение.

Для чего Бог даёт нам это утешение, если нам предстоит с неизбежностью снова погрузиться после небесного праздника в серость наших будней? Мы знаем, что Господь избрал Петра, Иакова и Иоанна, потому что эти три апостола скоро будут рядом с Ним во время Его молитвы о чаше в Гефсиманском саду. И Господь явил им Свое Преображение, чтобы они не помрачились рассудком, когда увидят Его распинаемым на Кресте. Чтобы у них были силы предстоять перед невозможным, переносить непереносимое. Нет, самая высокая гора в мире – не гора Фавор, а Голгофа. Где предельная высота – Божественная любовь, способная умирать даже за тех, кто отвергает её.

Своим Преображением Христос напомнил апостолам и всем людям, что они тоже призваны к преображению. Жизнь человеческая должна стать восхождением на гору Преображения. Человек создан для Божественного. Мы можем удовлетвориться только абсолютным. Мы не созданы для того, чтобы оставаться в границах тленного мира. Благодатью Божией мы должны превзойти себя. Святые отцы говорят об обожении человеческой природы. И это значит, что мы предназначены к сокровеннейшему и теснейшему общению с Богом. И вся наша жизнь на земле должна быть чаянием жизни в вечности, когда она откроется в полной силе. Земная жизнь должна быть местом, где совершается наше постепенное преображение в сынов Божиих, уподобление Христу Богу, по дару Христа. Смысл праздника Преображения – в том, чтобы мы, христиане, со страхом и радостью узнали своё достоинство и помнили, к какой Церкви мы принадлежим.

Однако чтобы стать человеком, надо пройти долгий путь. А чтобы стать сыном Божиим, путь потребуется несравненно более долгий. Всё заключается в том, чтобы не мешать Христу совершать наше преображение. Ни жизнью, ни смертью нашей, ничем. Вместе с Ним идти туда, куда позовёт Господь.

18 августа 2013 года