Проповедь 31 марта 2024 г. в Неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы

Дата: 
31 марта 2024, воскресенье

Евангельское чтение:
Мк. 2:1-12

Дорогие братья и сёстры!

В каждом храме Русской Православной Церкви, согласно Патриаршему благословению, ведётся некоторая статистика, чтобы смотреть за тем, есть ли или нет в современном обществе потребность к тому, чтобы Божье слово звучало и отзывалось в сердцах. И вот в сегодняшний воскресный день второй недели Великого поста я хочу с вами поделиться небольшой статистикой. Здесь, в этом спальном районе столицы, в нашем маленьком храме на прошлой воскресной Литургии (то есть на ранней и поздней Литургиях) было 526 причастников. 526 человек пришли для того, чтобы здесь принять великую Святыню – Тело и Кровь Христа.

Устанавливая очень давно на Тайной Вечере Таинство Евхаристии, Бог призывал человека прийти, чтобы вкусить от этой трапезы. Для чего это делать? Вот сейчас в алтаре на специальном столе, называемом Жертвенником, стоит Потир – Чаша, в которой налито вино, над коим уже совершены определённые священнодействия, но пока это ещё вино. На Дискосе (так называется особая тарель) стоит специальный предмет – Звездица, нужная для того, чтобы тканеный покров, которым покрывается Дискос, не соприкасался с вырезанной частью Богослужебной просфоры, именуемой Агнцем. Звездица символизирует Вифлеемскую звезду, за которой шли волхвы, мудрецы Востока, к яслям Божественного Младенца Христа. И каждый используемый здесь предмет имеет свою глубокую символику.

Вообще, чтобы к этим святыням прикоснуться, священник облачается в особые ризы. Вначале, перед тем, как войти в алтарь, он молится, чтобы настроиться на священнодействие, а потом облачается в духовные доспехи. Хочу прочесть вам одну из молитв, которые читает священник, облачаясь в эту красивую белую одежду: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя, яко жениху, возложи ми венец, и, яко невесту, украси мя красотою». Какая возвышенная поэзия! Священник облачается, настраивается на Богослужение и призывает к этому настрою верующих. Без их участия, без их сердечной готовности и добровольного согласия это невозможно. Если находящийся в храме человек пребывает здесь только телом, а умом, душой и сердцем не проникает в глубину совершающихся событий, значит, он имеет лишь внешний интерес к происходящему, но не внутренний.

Очень важно, чтобы в каждом из нас пробудился интерес внутренний, с пониманием того, что будет происходить и где центр всего этого, где ключевое событие. Оно, это событие, будет совершаться и на Жертвеннике, и на Престоле, и в наших сердцах. Скоро мы перейдём к действию, которое называется Великим Входом и символизирует Крестный путь Спасителя. В это время на Престол переносятся будущие Святые Дары, на которые затем по слову Божию снизойдет Божественная благодать Духа Святаго. Люди святой жизни описывают, что Дух Святой сходит на Дары в виде огня. Мы этого не видим, у нас телесные очи, а духовными очами святые это видят. Отчасти мы можем это себе представить, увидев схождение Благодатного огня в Иерусалиме. Это чудо. Реальное чудо, потрясающее и поразительное. И вот в это чудо Бог предлагает войти человеку. Как войти? Через соучастие в Таинстве Евхаристии.

В маленьком храме 526 человек причастились в минувшее воскресенье. Мне очень интересно, сколько причастятся на Пасху. У нас на эту Пасху впервые Литургия будет в нашем главном храме, внизу. Мы начнём службу здесь, крестным ходом пройдём после Полунощницы и затем там уже будем совершать Пасхальную заутреню...

...Что же будет находиться на Престоле после того, как на хлеб и вино с водой сойдёт Божественная благодать Духа Святаго? На Престоле в Чаше каждый раз по окончании этой службы – бессмертное, нетленное, Божественное, здоровое, чистое, преображенное, воскресшее Тело Христа и Кровь Его, под видом хлеба и вина... Вот всё это Божественное предлагается нам для того, чтобы принять в наше больное несовершенное тело. Зачем? Вы знаете, есть потрясающие слова на эту тему у святого Игнатия Антиохийского: «Постепенно христианин должен стать (вдумайтесь!) всецело Христом». То есть каждый из нас должен, по замыслу Бога, стать всецело Им. Возможно ли такое? Да. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Бог не может заставить человека любить. Задача человека учиться любить, и Таинство Евхаристии – это Таинство благодарения. А благодарение напрямую связано с понятием любви». Но войти в это состояние невозможно вдруг человеку. И вот ещё один святой, Ириней Лионский, говорит: «Мы призваны стать единородными детьми Божиими».

Потрясающе! То есть мы в нашей жизни постепенно, шаг за шагом, день за днём двигаемся к тому, чтобы реализовать это предназначение – либо нашей жизнью обесценить его в себе самих. И вот вы знаете, постом, когда человек начинает больше внимания уделять духовной жизни и воздерживаться от определённой тяжёлой пищи, он утончает своё тело. Есть замечательные рассуждения у святителя Игнатия (Брянчанинова). Он вводит такое понятие, для людей внешних вообще неизвестное, – «дебелость». Тело дебелое, неспособное к тому, чтобы душа, находящаяся в этом теле, возвысилась. От тяжёлой скоромной пищи тело соделывается дебелым, очень плотным, ризы кожаные наши становятся очень мощными. И вот через эту толстокожесть Богу становится невозможно пройти. Нужны определённые условия, чтобы Он вошёл в нас. Вошёл вот этими Святыми Дарами, к Которым мы приобщаемся, причащаясь, очищая себя. То есть каждый из стоящих здесь болен, и мы призваны в лечебницу для того, чтобы встать на путь исцеления. Для этого и дана жизнь человеку. И Бог, мудро ведя каждого из нас, знает, какие трудные условия непременно должен пройти человек, чтобы закалиться.

Я вчера уже рассказывал об этом потрясающем, на мой взгляд, сравнении, которое приводит ныне покойный игумен Григорий, наместник одной из Афонских обителей. Я встречался и имел беседу с этим старцем. Он был прозорлив и юродствовал. Знаете фильм «Где ты, Адам?» Я рекомендую его посмотреть, даже постом, он документальный и рассказывает об Афоне и об этом старце. Рассуждая в фильме о трудностях, о сложностях, старец Григорий благословляет их. Радуясь и благодаря за них Бога, он говорит: «От нас решимости и усилий – 2-3 процента, а всё остальное, 97-98 процентов, – от Бога». То есть, проводя нас через испытания, Он помогает нам на 98 процентов, но наших двух-трёх процентов не исключает. Они необходимы, и если их нет, то ничего не произойдёт. И вот вы знаете, я в очередной раз вспомнил совет, данный когда-то нам, молодым священникам, Патриархом Алексием, когда он нас назидал по-отечески: «Только чрезмерные усилия могут быть плодотворными, умеренные – никогда». И призыв причащаться, призыв готовиться к этому и преображаться звучит для христианина, звучит в течение всей его жизни.

Мы все с вами несовершенны. Но мы призваны к совершенству, и Бог знает, какие испытания нужны, чтобы нас обожить и преобразить, и потому даёт нам – вот этих детей, вот этих родителей, вот этих друзей, этих предателей, этих клеветников, этих насильников и этих убийц. Попускает. Бог зла не творит, но непостижимым для нашего ума образом всё совершается в мире с Его благословения или попущения. Это тайна великая. Святые рекомендуют не пытаться проникнуть в те тайны, которые закрыты для нас. Преподобный Антоний Великий, родоначальник монашества, один из немногих, достигших бесстрастия, обращаясь к Богу, вопиял: «Господи, как спасутся те, а почему страдают вот эти?» И что сказал Господь ему: «Антоний, внимай делу спасения души своей, о прочих Я позабочусь». Вот вы знаете, когда люди пытаются проанализировать то, что является прерогативой Бога, тайну промысла Божиего и домостроительства – это безумие. Но на это уходит столько времени, столько сил! И Бог призывает нас в пост потратить это время и силы на что-нибудь другое. Внимать делу спасения своей души, готовиться и искать возможности приобщаться Тайн Христовых. Мы все призваны учиться искусству покаяния. На это нам дан весь жизненный цикл, а потом, очистившись и примирившись, прощая всех, что очень важно, и навыкая в искусстве смирения, что очень сложно, искать этого причастия, чтобы соединиться с Богом и обожиться.

И вновь этот потрясающий пример, к которому мы подойдём на Страстной неделе: Гефсиманский сад и несчастный ученик Иуда, лобызающий учителя Христа. Одно из удивительных поучений святоотеческих, почему делал это предатель. После причастия ученики были очень похожи на Христа внешне, и для стороннего человека определить, особенно в темноте сада, где среди них Христос, было непросто. Это мог сделать только тот, кто был среди двенадцати – так были похожи на Христа после первого причастия Его ученики. И вот эта анти-любовь, поцелуй предателя, показывает тот источник, с которым будет вестись борьба в этом мире.

Я помню службу, на которой телефон звучал 14 раз: это было именно постом, чтобы отвлечь, в другое направить, но это – попущение Божие. Может, ты впадешь в раздражение. Как только в тебе рождается негодование и осуждение – ты просто пень, ты ничего не чувствуешь, ты осуждаешь людей. И всё уходит. А как только ты их оправдываешь и ищешь в себе маленькую толику любви, приходит потрясающее состояние. Как только опять на весах, после очередного телефонного разговора, возникает другая мысль – нет Христа в сердце. Всё. Он ушёл. Ты не пускаешь Его. Но как только ты оправдываешь – слёзы текут у тебя из глаз, и ты молишься и просишь, и чувствуешь, что воистину Христос здесь. Всё рядом с тобою, и только ты решаешь, впустить или нет.

Сегодня оставляю с этим каждого из нас на этой службе. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев