12 декабря 1817 года – открылся московский Манеж

12 декабря 1817 года в Москве состоялось торжественное открытие Манежа. Это грандиозное здание было построено за полгода по проекту знаменитого инженера и ученого-механика, генерал-лейтенанта Августина Бетанкура – испанца на русской службе, дальнего потомка средневекового правителя Канарских островов. Он блистательно справился с заданием императора Александра I, пожелавшего к пятилетней годовщине победы России над Наполеоном открыть в Москве «залу», под сводами которой для упражнений и смотров мог бы развернуться двухтысячный полк. Бетанкур создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены.

В 1824-1825 годах фасады Манежа были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. Он разработал и воплотил проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов, популярную в послепожарной Москве – она символизировала победу. Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреплены снаружи и внутри здания манежа летом 1825 г. Также Бове собирался установить 12 чугунных горельефов «Военные доспехи», задуманных ещё Бетанкуром, но осуществить эту идею не удалось.

Со временем в Манеже начали устраивать выставки, концерты и гуляния. Так, в 1867 году Гектор Берлиоз совместно с Николаем Рубинштейном дирижировал в Манеже оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тысяч зрителей.

С 1917 года Манеж в течение нескольких десятилетий служил гаражом для правительственных автомашин. Однако после смерти Иосифа Сталина здание было возвращено городу. 1 декабря 1962 года здесь проходила выставка художников-авангардистов «Новая реальность», во время посещения которой Никита Хрущёв подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин, заявив: «Нашему народу такое не нужно!». Результатом негативного впечатления Хрущёва от этой выставки стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в СССР.

С 1967 года в Манеже проводятся выставки крупнейших советских и российских художников, ярмарки и другие мероприятия.

В ночь на 15 марта 2004 года Манеж сгорел. 18 марта 2005 года восстановленное здание – с полным изменением интерьера и некоторых деталей экстерьера – было вновь открыто для посетителей. Первым вернисажем, проведённым в Манеже после реконструкции, стала выставка художника Сергея Андрияки и его учеников.

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: