Проповедь в день празднования Сретения Господня. 15 февраля 2019 г. (Литургия)

Дата: 
15 февраля 2019, пятница

Евангельское чтение:
Лк. 2:22-40

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Поздравляя вас с днём Сретения Господня, хотел бы пожелать вам открывать и читать Священное Писание, потому что иным способом событие этого дня невозможно ни понять, ни вместить. Его невозможно представить себе, не зная библейской истории. Наверное, каждому из нас, из тех, кто постарше, доводилось испытывать интересное состояние: не только радость от того дела, которое совершаешь, но и чувство связи с теми, кто с тобою вместе делают это дело. И вот это ощущение единения и чувство, что ты являешься частью большого процесса, очень вдохновляют. Более того, когда ты знаешь, насколько полезны оказались навыки и знания, полученные тобою в учебном заведении, умения, в которых ты навыкал, используя некие данные – совершая определённую работу, ты ощущаешь прилив радости и вдохновения от того, что получаешь. Ты чувствуешь вдохновение от того, что началось когда-то и продолжается сейчас.

Событие Сретения Господня связано со всей историей человечества. Потому что вначале человек утратил связь с Богом – в начале пути своего падения, когда постоянное и непрерывное общение человека и Бога было утрачено. Уход от Бога – бегство от жизни. Уход из рая, изгнание оттуда – свидетельство того, что человек решил сам, без Бога строить свою жизнь. И что же получилось?

Один духовной жизни архиерей, старающийся жить по Евангелию, сказал: «Сейчас бы в раю были. И так было бы хорошо – ни скорбей, ни мук, ни падений, а постоянное общение с Богом, от которого радость, и мир, и тишина, и чувство защищённости». Сегодня мы не имеем этого. Отчасти – имеем в Церкви, но если и отсюда уходим, тогда испытываем иное состояние, которого можем даже не ощущать, если ослепнем сильно.

Пришествие в мир Христа – событие космических масштабов. Бог идёт на встречу с человеком. Бог, Который безграничен, Всемогущ и Вечен, чтобы наладить встречу и восстановить общение, исполняет Закон, данный Им же. Потому что, родившись как человек, возрастая в Своих летах, Он должен пройти стадии подрастания всякого живого существа. В сороковой день по земном рождении Младенца приносят в храм. Почему?

Не зная библейской истории, трудно понять значение этого события. Когда-то, неся унижение, оскорбление, еврейский народ находился в египетском рабстве. Призывая фараона отпустить избранный Богом народ, Моисей назидает правителя, просит его, а тот с ожесточённым сердцем ему отказывает. И начинается то, что названо было египетскими казнями. Господь попускает события, вошедшие в библейскую историю, события, о которых свидетельствуют и археологические раскопки. Почитайте про нашествие насекомых, про язвы и изменения воды, показавшие, что отступление от Божьего слова сопряжено с падением и страшными бедствиями. Но фараона не смягчило ничто, кроме смерти его первенца. А когда народ всё же был отпущен, фараон преследует тех, кто доставил ему боль и скорбь. И его войско гибнет в водах Чермного моря, тогда как еврейский народ переходит его, как по суше. Вот тогда евреи, движимые благодарностью к Богу и руководствуемые Моисеем, получают от Господа откровение, обетование и призыв всякого перворождённого младенца мужского пола нести в храм, чтобы посвятить Богу. Но это было сказано для еврейского народа. А после того, как Христос совершил страшную, но единственную жертву на Кресте, чтобы спасти нас, мы должны своих детей приносить на сороковой день в храм, чтобы соединить их с Богом в Таинстве Крещения. Младенцев и мужского, и женского пола, ибо, когда уйдёт из жизни человек, душа его там будет подобна ангельской по своему состоянию (если, конечно, войдёт в рай). Не будет этого разделения по полам. Там душа будет, как ангел.

Перед нами потрясающая тайна, сопряжённая с необходимостью понимать значение принесения в храм своих детей и нашего прихода к Богу – чтобы с Ним соединиться и в этом храме вести с Ним живое общение, идя к Нему навстречу.

Мы с вами сегодня пели «Символ веры»: «Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». То есть мы свидетельствуем о том, что стремимся исполнить Божий Закон, чтобы через это воспринять то Божественное, что нам предназначено для укрепления нас в вере и в совершенствовании для достижения встречи с Богом. Не только формальной – ведь даже войдя в храм, не всегда можно встретить Бога: если мысли твои в стороне, если живёшь ты не по-Божьи, то не чувствуешь своего Творца. Но Господь не отворачивается о человека и снова зовёт: «Приди, получи, обрети, возьми то, что тебе предназначено».

Очень важна эта встреча, к которой готовится человек. Она совершается и дома, но особое место – Божий храм, куда принесли и Богомладенца.

Мы недавно вернулись со Святой земли. Традиционно посещая святые места Палестины, мы в каждой поездке стремимся посетить и что-то новое для себя. В этот раз мы впервые спускались в подземный Иерусалим и там, на глубине, прикоснулись к плитам, которым три тысячи лет: их когда-то премудрый Соломон с Божьей помощью возложил в основание этого Небесного дома. На то время это был единственный храм, где совершалось поклонение истинному Богу. Состояние удивительное: ты стоишь и смотришь на те самые плиты... Для каждого из нас это тоже встреча, потому что на основание своей веры мы должны положить понимание христианской жизни, уклад, который вмещает в себя стремление жить по Божьим заповедям, изучение Божьего Закона, чтение Божьего слова и вхождение в состояние встречи.

Призывая на всех вас Божье благословение, вновь предложу вам быть внимательными к призыву о встрече, которую Господь готовит для каждого из нас. И ещё. Когда приезжаешь со Святой Земли, как будто спускаешься с горы. Там ты находишься в особом напряжении, в состоянии восхождения в Иерусалим и вообще хождения по земле, где всё дышит Божьим присутствием. Готовясь к сегодняшнему дню, вчера написал несколько строк:

Встречаю утро уже много лет,
Встречаю день – и добрая надежда:
Ведь мне готовит новые одежды
Создатель мира, Тот, Чьё имя – Свет.

Благодарю я, Господи, Тебя
За эту жизнь, мне данную Тобою.
Тебе я дверь души своей открою,
Чтобы учиться жить, людей любя.

Придёт пора, и нужно будет мне
В иной мир отойти к Тебе навстречу.
Чем на любовь Твою тогда отвечу
В таинственной духовной стороне?

Мне пред Тобою оправдаться нечем...
Очисти беззакония мои!
Но, с упованием на милости Твои,
Я буду ждать с надеждой нашей встречи…

Всех вас, дорогие, с праздником, со Сретением Господним!

Протоиерей Андрей Алексеев