Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 7 октября 2018 г. (Литургия)

Дата: 
7 октября 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 5:1-11
Мф. 25:1-13

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы читали евангельский отрывок, для меня – один из самых любимых. Признаюсь честно, всякий раз, когда читаю этот фрагмент, получаю потрясающую поддержку: многие, обращающиеся к евангельскому тексту, при чтении часто испытывают состояние внутренней радости. Ведь в Евангелии мы воспринимаем что-то такое, в чём есть не просто часть нашей души, но вдохновение от перспективы, которую видно впереди. В эти минуты понимаешь, что без Бога невозможно ничего творить, при этом же осознаёшь свою готовность идти за Ним и в своей немощи. Те, кто не опоздал к сегодняшнему Евангелию, понимают, о чём я говорю.

Сегодня читалось об апостолах, вернувшихся с рыбной ловли и ничего не поймавших. Не знаю, как вы, но я вот в детстве часто ходил на рыбалку. Мы жили у реки Дон, и там мы с папой часто садились на электричку, доезжали до станции «Пчеловодная» и там ловили рыбу. Очень часто рыбы ловилось много, но бывали и не очень хорошие дни. Когда не ловилось ничего, состояние было удручённым: были потрачены время и силы. Хотя, конечно, даже просто пообщаться всегда было приятно: папа рассказывал разные истории, и для меня рыбалка всегда ассоциируется с чем-то детским, радостным. Но у апостолов была другая ситуация: они работали, рыба им была нужна для продажи. Взрослые мужчины, выходившие ночью далеко в море (Галилейское озеро так называлось по причине своего большого размера), ловили рыбу и тратили много сил. Вернёшься без улова – значит, не будешь иметь средств к жизни, не сможешь купить самого необходимого. Когда мы теряем что-то значимое, основательное, мы расстраиваемся, поскольку мы духовно не укреплены. Это для выстроенного человека потери и приобретения равноценны, а мы с вами пока ещё не встали на этот путь.

К одному старцу пришёл как-то монах, подвизавшийся в течение ряда лет и считавший, что он чего-то достиг. Старец спросил его:

– Скажи, брате, ты одинаково относишься и к похвале, и к презрению, которые слышишь во след себе?
– Нет, отче. Похвала меня радует, а злое слово меня печалит и удручает.
– Тогда, брате, ты ничего не достиг.

Апостолы в этом отрывке описываются ещё до схождения на них Святого Духа: это искренние, но ещё достаточно грубые люди, малообразованные и малограмотные, но вместе с тем последовавшие за Богом. Зачем Бог избирает именно этих людей? Этим Он показывает, что для Него возможно всё: Он взял их из низов, из самых низов, чтобы показать высоту того, что изливается на них, и насколько они, в состоянии своей некнижности, необразованности, незнания богословских истин и правил, могут получить это и повести за собой весь мир.

И именно в этом фрагменте слова об этом и прозвучат, но в конце, а в начале текста они возвращаются к берегу в состоянии уныния. И встречают Господа, Который просит их забросить сети здесь, возле берега. С точки зрения современного человека, это абсурд: рыба ловится на глубине, ловить у берега глупо. Сказано – надо сделать, но никто из апостолов не предполагает, что именно может случиться. Они только забросили сеть и попытались её поднять, что оказалось сделать невозможно – таким количеством рыбы наполнились сети. Судно стало погружаться в воду, и рыбаки чуть не утонули. Они были потрясены этим невероятным событием. Апостол Пётр говорит: «Господи, выйди от меня, я недостоин быть с Тобою рядом!». Признание недостоинства – ключевой момент в этом повествовании. Ведь часто мы, наоборот, требуем от Господа: «Дай мне сейчас!». А когда Он не даёт – обижаемся и ропщем. Состояние благоговейного отношения, понимание недостоинства – первый урок. А второй – это послушание. То, что требуется, – бессмысленно с точки зрения формальной земной логики, потому что не ловят рыбу у берега. Но апостолы всё же делают по слову Христа то, на что Он их благословляет. И никогда в жизни, ни до, ни после они подобного улова не получали. И третье: «Отныне будете ловцами человеков». Как может кого-то поймать необразованный, неграмотный мужик, который, может, путает падежи и писать не умеет? Однако мы с вами всё же стоим сейчас здесь: один из таких, малограмотных, всё же дошёл до славянских земель. У нас-то с вами степени, институты и дипломы – разве это не чудо? Раз хоть какая-то волна понимания веры нас с вами накрыла – значит, и евангельское повествование для нас с вами актуально и над этим нужно задуматься: «А куда я опускаю свои сети? А кому я верю и куда иду? Куда направляю своё судно?». Послушание Богу, благоговение к святыням, уловление тех, кто возле нас, Божьим Словом, обладающим огромной силой, за которой – Сам Господь. Удивительная правда, которая звучит во все века с потрясающим вдохновением: в ней такие горизонты, такие перспективы надежды!

Порой можно увидеть восход солнца даже там, где оно не светит. Солнце Правды, Божье Слово, вдохновляет и окрыляет душу человека. Когда мы читаем Божье Слово каждый день, то Солнце восходит для нас, и нам становится светло, тепло и радостно. А если мы ещё и ищем толкования на священный текст, то Солнце сияет над нами, не закатываясь. Поэтому, дорогие братья и сёстры: только восход и только вперёд. Только восход и только победа. Аминь!

Протоиерей Андрея Алексеев