Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. 2 сентября 2018 г. (Литургия)

Дата: 
2 сентября 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 22:1-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Некоторые отрывки евангельского чтения для человека, не просвещенного в традиции текста Божественного Писания и зашедшего в храм случайно, вызывают содрогание. И вот сегодня как раз один из таких отрывков: там и «скрежет зубов», и «кромешная тьма». Непонятная жесткость господина вызывает недоумение. Вы знаете, по накалу восприятия это сродни завершению апостольского послания, которое звучит в чинопоследовании Таинства брака. Нередко светские люди, вступающие в брак, настроены очень благожелательно: они уже переступили порог храма и чувствуют себя в состоянии, близком к домашнему, но вдруг раздаётся грозное (особенно если у протодьякона хороший голос): «А жена да боится своего мужа!» – и страх проходит по рядам стоящих в храме, потому что всё вроде так хорошо начиналось… И голова уходит в плечи. Непонимание Священного текста: жаль, когда всё вот так и остаётся.

Давайте постараемся разобраться, о чём идёт речь. Большинству из вас эта притча хорошо знакома. Господин, Небесный Отец, и те, кого Он призывает на Свой брак, – люди, живущие в мире, те, кого Он особенно облагодетельствовал, кто уже вошёл в общение с Ним. Здесь дан неполный рассказ: у другого евангелиста говорится о том, что Он зовёт людей, а они начинают объяснять, почему они к Нему не придут. Они оправдываются: кто землю купил, кто волов поял, кто жену взял, и им некогда – «имей мя отреченна». Затем Он зовёт Своих слуг и в наказание тем, кто был не готов прийти и отказался, сжигает город – опять же, какая-то странная жестокость... А потом зовёт нищих и убогих, и некто среди них приходит к нему не в брачной одежде – и опять жестокость: Он его связывает и выбрасывает вон. Этим всё и заканчивается... Читая это без понимания глубины текста, человек испытывает недоумение и страх. О чём же идёт речь? Каждого из нас Господь призывает войти с Ним в особенное и сокровенное общение.

Порой общаешься с человеком и чувствуешь, что понимания между вами нет. Беседуешь, призываешь его к чему-то, а ответа нет. Бывает наоборот, когда общаешься – и возникает родство душ: чувствуешь отклик, понимаешь, что человек разделяет твои взгляды. Чем больше вы общаетесь, тем интереснее и богаче ваше взаимодействие. Каждого из нас Бог приглашает к серьёзному диалогу. Учитывая наше сегодняшнее состояние, Он показывает нам, насколько в этом мире от Него всё зависит. Чем ближе приближается человек к Богу, тем быстрее он понимает, что всё, что он имеет, – приятную наружность, сообразительность, хорошую должность, дом, детей, таланты, дарования – всё это получено им от Бога. Более того, когда мы просим Бога, мы ведь получаем это от Него, порой не так, как хотим, но ведь получаем, и чувствуем, что это «работает». Бог приглашает нас к чему-то особенному, имеющему отношение к радости. В Писании сказано: «позвал на брачный пир». То есть Он позвал на то общение с ним, которое предполагает, что человек должен с Ним что-то разделить. Причём вот что интересно: то, что предлагается для разделения, человеку неудобно, поэтому он оправдывается своими заботами и отказывается идти.

Показаны поэтапные стадии отчуждения от Бога. Самое обычное, часто встречающееся объяснение: некогда идти в храм, неудобно. Из стоящих здесь сейчас людей я знаю тех, кто в этом году, отдыхая где-то далеко на данные им Богом приличные деньги, в храм не пошли. Кто-то из стоящих здесь пришёл ко мне с совершенно искренними словами: «Батюшка, знаете, мы улетаем в далёкую страну, посчитали всё, у нас all inclusive, но вот деньги на такси жалко тратить, потому что храм находится далеко». Я предложил им оплатить такси. Им стало стыдно, и они решились потратиться. Но изначально предполагалось так: «Я, Господи, отдых обрёл, море получил, всё, что нужно, закупил – имей мя отреченна, в воскресенье в храм я не приду: далековато. Мне, конечно, стыдно, но я не пойду, потому что так сложилось». Огонь, которым Бог сжигает тот город, – огонь совести, голос Божий, звучащий в сердце и попаляющий человека, которому становится ужасно стыдно за то, что он совершил. Однако есть и понятие «сожженной совести» – вот это наше «попользовался и дальше с Богом другого не разделил», трапезу, постный день не разделил с Ним, посланные Им трудности отверг и возроптал на Него, встречаясь со сложностями. «Почему для меня именно вот это?! Дай мне другое!». Любая ситуация человека раздражает, и он не борется с собою.

Недавно общался с одной семьёй. Они ходят в храм давно, но на днях они пришли для первого серьёзного разговора со священником. Мы допоздна засиделись тут, за полночь. Они обнаружили в своей жизни глубокие провалы в духовной работе, которая не по силам им сегодня. Им трудно это воспринять, потому что в своей жизни они не имели готовности разделить с Богом то, что Он им предлагал, а именно: войти с Ним в такое общение, когда человек сознательно и добровольно признаёт, что он пришёл не только попользоваться тем, что Бог ему дал, а что готов разделить с Ним то, что стало ценой этой победы, то есть горечь, скорби, лишения, утрату, неудобства. Войти в радость и разделить с Богом самое сокровенное, без чего пользование плодами победы – потребительство.

Знаете, вчера мы открывали очередной учебный день в нашей гимназии. Я вспомнил, со сколькими родителями, приходившими в течение года сюда, мне довелось вести беседу. На каком-то этапе в классе девочек у нас было 15 претендентов на место. Общаясь с родителями, я приглашал их войти, в каком-то упрощённом, конечно, варианте, вот на этот «брак нашего общения». То есть разделить с нами не только красоту проводимых нами праздников, не только сладость «яств», услаждающих их слух и радующих их глаз, поражающих динамикой развития, но и поучаствовать во всём этом. Мы общались искренне и честно и приходили к тому, что люди сами признавались в неготовности взаимодействовать именно так и уходили. Если ты готов войти в общение, чтобы не только пользоваться, но и разделять трудности и сложности, тогда оставайся. Если нет… – это твой выбор.

Был курьёзный случай: пришли на церковный двор два человека. Они были в штатском, но вот таких людей видно сразу: погон на плечах не было, но было ясно, что они работают в соответствующих структурах, что это не рядовые сотрудники, что они занимают особое положение. Их послал генерал, они пришли с просьбой записать ребёнка в нашу гимназию. Я понял, что мне нужен особый тип общения: учитывая, что я служил в армии и был старшиной роты, я не то что стал командовать – нет, я просто перешёл на такой более «военный» язык. Мы прошлись по Подворью и всё посмотрели. «А генерал готов войти в нашу жизнь? В постные дни, воскресные Литургии, принять участие в религиозной жизни?». Что-то зашевелилось в их сердцах, и они честно сказали: «Наверное, нет». Тогда я попросил их передать, что рад их готовности прийти к нам, но взять мальчика не смогу. Потому что это будет нечестно: ведь человек не готов, и на каком-то этапе ситуация станет невыносимой, будет «плач и скрежет зубов».

Перед нами открывается возможность сравнения нашей жизни с обстоятельствами Священного текста, чтобы мы задумались не только над тем, что нам предлагается (войти в Небесное Царство), но восприняли то состояние суда, в которое душа каждого непременно войдёт. Когда всё закончится, совесть сама объявит приговор, который мы снискали себе своей жизнью. «Получив столь многое от Тебя, я пришёл к Тебе сейчас, по окончании земного пути, не в брачной одежде». На востоке была традиция, когда богатый господин посылал подчинённому одежду. Подобное есть и в русской культуре, когда князь или царь жертвовал шубу, которая хранилась и береглась. Эта же традиция вошла в наградную особенность, имеющую связь с воинским оружием, на котором государь обозначал своё имя и вензель, передавая воину за доблесть. Оружие потом хранилось на стене и передавалось по наследству. Это было великой честью, и когда подчинённый приходил к начальнику, он был обязан прийти к нему в той самой подаренной одежде. Явиться на пир в другой одежде было вызовом, оскорблением: человек пришёл неготовым, потому что он, зная правила, их не соблюл. Ожидает его плач и скрежет – заметьте, это образное сравнение, там нет зубов. Бывает такая сильная боль, что человек скрежещет зубами. А отчего будет больно? Оттого, что ты вошёл в свет, которого ты не в состоянии понести. Ты умер, душа твоя пришла к Богу, но вынести этого света, теплоты ты не в состоянии, потому что ты не привык жить при свете, ты привык жить в тени, ходить здесь в иной одежде и мыслить далеко от света, поэтому здесь тебе невыносимо, ты бежишь в то тёмное место, которое соответствует твоему образу жизни и мысли. Больно и тяжко тебе оттого, что ты хочешь быть там, но не можешь.

…Прозвучали слова, и каждый из стоящих здесь что-то получил в своё сердце. Напомню, дорогие братья и сёстры, святоотеческий совет, предлагающий всю последующую неделю думать о том, о чём читалось в воскресный день в Евангелии. Бывает, едет человек в метро, в машине и включает что-то такое для расслабления. Позвольте предложить вам в течение предстоящей недели подумать на эту тему. Позвольте предложить, чтобы эта мысль в эту неделю стала для вас напутствием и назиданием в размышлении о вечности. Если вы вспомните об этом отрывке в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, пусть эта мысль сподвигнет вас осознать, что брачная одежда выдана каждому из нас, и мы расписались в её получении. Надевать её или нет, пусть каждый для себя решает сам.

Протоиерей Андрей Алексеев