Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. 15 июля 2018 г. (Литургия)

Дата: 
15 июля 2018, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 9:27-35
Лк. 10:38-42, 11:27-28

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангельское чтение сегодняшнего воскресного дня, дорогие братья и сестры, – рассказ об исцелении двух слепых и об изгнании беса, удерживающего язык человека от способности говорить и возможности славить Бога.

В этом рассказе говорится, что Спаситель запрещает рассказывать об этом событии. Почему? Когда мы открываем толкование на Священное Писание, то поражаемся тому, насколько важны святоотеческие комментарии для понимания человеком значения и смысла написанного в Божьем тексте. Важность заключается в том, что Бог разговаривает с человеком, комментируя написанное, и это отзывается в совести человека. Чтение Божьего Слова – разновидность молитвы. Необходимость читать его ежедневно связана с той формой последовательного полива нашей веры, которая особенно важна для человека, ищущего ответы на свои вопросы. Если человек не поливает свою душу каждый день, он не может наблюдать всходы, потому что они не в состоянии прорасти сквозь толщу того будничного и суетного, что мешает человеку внутренне собраться и начать процесс возрастания в вере.

Зачем Спаситель удерживает слепцов от рассказа об исцелении? Ведь, казалось бы, рассказ об этом может вдохновить кого-то на сближение с Богом. Стоит обратить внимание на одну интересную особенность: человек, получивший от Бога помощь, испытавший на себе проявление Его милости, может по-разному на это реагировать. Каким же образом? Вначале большинство тех, кто рассказывает об этом событии, Бога славят, но если затем человек не поднимется на две ступени выше… Увы, для многих из нас эти ступени оказываются не заняты: мы мало благодарим Бога и смиряемся с большим трудом. Святитель Феофан Затворник говорит о важности благодарить Бога как можно чаще в течение дня. Но в большинстве случаев человек утром формально прочитывает молитву и потом вечером, уставший, на автомате произносит слова благодарности к Богу. Бывает, в течение дня человек вспоминает, что Бог для него сделал что-то, и тогда благодарит. Но чаще всего люди Бога не благодарят – культуры благодарности к Нему у них почти нет, этим искусством они почти не владеют. Им трудно Бога благодарить, трудно стоять, трудно воспринимать Божие слово. Они выказывают свою способность и надёжность, но это бывает очень ненадолго. В отношении смирения каждый из нас знает, как трудно человеку, попадающему в неудобную для него ситуацию, сдерживать бурю негодования в готовности доказывать свою правоту. Каждому из нас приходилось бывать в таком положении.

Если эти две ступени нами не пройдены, не заняты в нашем сердце, то тогда совершается нечто специфическое. Толкователи священного текста утверждают, что человек, начиная рассказывать о событии чуда в его жизни, чуда, совершённого Господом, хвалится этим сам: «В моей жизни, для меня, для меня Бог такое сделал! Вот в вашей жизни этого не было, а у меня – и вот это, и вот это…». Есть такая русская пословица: «Одно слово о Христе, десять – о себе». Вроде бы и сказал о Боге, но затем стал себя хвалить. Если будем честны, то увидим, насколько часто сами это делаем. Рассказывая о событиях своей жизни, мы начинаем хвастаться и тщеславиться. Если человек не спохватывается, не укоряет себя, можно вырасти в очень большого человека в собственных глазах.

Как-то у одной женщины стала дома загораться лампадка. Бывает такое. И что она сделала? Она поделилась этим со своей подругой и внутри себя ощутила такое горячее тщеславие… «У меня лампадка загорается, а больше ни у кого из моих близких». Когда она пришла к духовнику, он почувствовал её состояние гордыни и на сорок дней отлучил её от Причастия. Это был опытный духовник. Он не вошёл с ней в разговор о том, какая она хорошая, что вот лампадка у неё сама зажигается. Нет, он её за тщеславие наказал. И, заметьте, она не обиделась, хотя другая на её месте могла бы вообще уйти от духовника. Ведь когда ты высокого мнения о самом себе, то услышать в свой адрес что-то нелицеприятное бывает очень тяжело.

Вот такие вопросы поднимает сегодняшний евангельский текст. Рассказ об исцелении немого – это продолжение истории наших отношений с Богом. Наш язык может быть настолько обработан тёмной силой! Мы как будто и говорим довольно много, поднимая разные вопросы, да и вообще есть замечательные умельцы поговорить, оттачивающие свой талант до блеска, но вот в отношении Бога они немы. Приписывают себе то, что им дал Господь. Вот знаете, блеснёт человек талантом, о чём-то красиво расскажет, но своё красноречие приписывает лишь себе и растёт в собственном мнении.

Рассказ о двух событиях, об исцелении слепцов и об изгнании беса из несчастного немого, предлагается нам для того, чтоб мы осознали нашу слепоту и неспособность благодарить Бога. Начало движения в сторону перемен в себе – признание собственной болезни. Но если я в себе не признаю того, что я слеп, если немоту свою в отношении благодарности к Богу не исповедую, то мне трудно идти дальше.

Отрывок сегодняшнего евангельского чтения очень короткий – буквально несколько стихов. В течение года мы возвращаемся к нему не один раз, и каждый раз останавливаемся перед необходимостью признать в себе несовершенство. Вот что важно: если Господь даст нам с вами прожить ещё один год и вновь услышать это евангельское чтение, что изменится за этот год? Что произойдёт сегодня после услышанного? Как я в себе это рассмотрел, как с Богом это разобрал? Как с духовником это обсуждал и что сделал для того, чтобы то, что во мне сегодня не так, стало как-то меняться? Желаю ли я вообще каких-то перемен? Насколько я сегодня к ним готов?

Услышанное только что – приглашение к диалогу с теми, кто готов внимать и учиться этому сложному искусству благодарности и смирения. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев