Проповедь в день памяти преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, благоверной великой княгини Московской. 30 мая 2018 г.

Дата: 
30 мая 2018, среда

Евангельские чтения:
Мф. 5:20-26

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы празднуем один из дней памяти преподобной Ефросинии, великой княгини московской. Впереди – 1 июня, день благоверного князя Димитрия Донского, в который теперь по Патриаршему благословению также воспоминается и преподобная Евфросиния, его супруга, а ещё один день её памяти – в июле. Зачем же в церковной жизни такое внимание к подвигу женщины?

Рассматривая с духовной позиции различное служение в Церкви, мы должны понимать, что перед нами открываются страницы святости людей, имеющих внутреннюю готовность служить Богу и проходить по этому пути, руководствуясь правилами не земными, но Божьими. Вообще, прийти к этой готовности – уже достаточно большой подвиг, хотя на самом деле это должно являться нормой жизни. Это не что-то выдающееся – готовность учиться искусству слышать Бога, иметь желание и потребность осознать, что правила, приписанные Им человеку, являются спасительными. Но для того, чтобы человек имел возможность их воспринимать и учиться этому, ему необходимо начать себя понуждать, понуждать своего внутреннего человека делать то, что всегда тяжело и больно. Речь идет о смирении, и как бы часто мы ни произносили это слово, оно не может быть нами по-настоящему воспринимаемо до тех пор, пока мы лично не столкнёмся с состоянием, когда нам действительно приходится смиряться.

Юная дочь суздальского князя жила в то время, когда традиции Церкви на Руси были сильнее, чем сегодня. Она жила тогда, когда христианское мировоззрение, миропонимание было живо и в Европе, хотя уже в искаженном виде. За последние пять столетий Европе пришлось пройти страшный путь: эпоха Возрождения, гуманизма, затем – Просвещение, Реформация, далее – страшные плоды марксизма, материализма и, в конце концов, атеизм и откровенное безбожие. И все эти культурные революции предлагали женщине (во многом – именно женщине) забыть о тех правилах жизни, которые Господь приписывает человеку – в частности и тому, который послан в этот мир как помощник. И ведь эти правила были отвергаемы не просто так. Те из нас, кто внимательно читал Священное Писание о самых первых днях жизни человека, помнят, что говорится о проматери Еве в начале, до грехопадения, и потом после него. Толкователи священных текстов обращают наше внимание на одно очень важное обстоятельство: эта женщина, созданная Богом из ребра своего мужа, вкушая от запретного плода, была движима духом первенства. Господь создал в этом мире священное неравенство. Заметьте, Он его создал, Он его установил – неравенство, которое содержит Его благословение. И попытка уйти от этого благословения Божьего называется одним сформулированным, обоснованным в святоотеческой традиции словом: «богоборчество».

Дело в том, что речь не идет об унижении, речь идет о создании того образа, через который, неся послушание Богу, женщина вступает на тот священный путь, где непременно обретет от Бога особую милость. Огромная роль в этом принадлежит духовным наставникам, духовникам, которые в пространстве Святой Руси формировали в женщинах готовность учиться благочестию, благоговению, почтению к старшим, любви к Церкви и Богу, воспитывали отношение к Богослужению, которое не ограничивалось только молитвой в храме, а являлось частью жизни, ибо служение Богу продолжалось и за пределами церковного здания. Воспитывали то состояние человека, которое включает в себя постепенное приготовление его к Небесному Царству.

И в том месте, где воспитывалась будущая преподобная Евфросиния, не было ничего особенно выдающегося. Был просто традиционный, не слишком заметный уклад жизни. Что же происходило там, чтобы в характере этой девочки сформировалось то, что постепенно ее привело к московскому престолу, а жителей нашей столицы на том этапе, который проходила Москва 700 лет назад, сподвигло называть ее матерью Москвы, покровительницей города? Более того, помните слова законоучителя Израилеева – «Если это не от Бога, то оно не устоит»? Ничего особенного она не делала, ничего сверхвыдающегося ей не преподавали, но вот эти основы христианской жизни она усвоила и им следовала. И так хорошо усвоила, что явила пример столь высокий, что и по сей день он может вдохновлять и приводить человека к готовности учиться искусству святости.

Возникает один вопрос: кому в сегодняшней жизни подражать? Если мы посмотрим в зеркало – в духовное зеркало, конечно – мы там найдем некоторое отображение, и в этом отображении, если по совести, мы непременно увидим, кто мы такие. А еще при внимательном взгляде мы рассмотрим, на кого пытаемся быть похожими, кто является для нас примером жизни. Как я одеваюсь, как мыслю, как говорю, каковы мои манеры, кто тот, на кого я хочу быть похожим? И когда сегодня, дорогие сестры, вы будете подходить к этому образу, там тоже есть стекло – посмотрите, прежде чем приложиться, на себя сквозь этот образ: насколько в вашем сердце он отображается?

Задумаемся о подвиге этой святой жены. Кто не читал ее житие, нужно обязательно прочесть, так как, являясь небесной покровительницей нашего храма, она ожидает от нас некого ответа. Прочтение – это тоже ответ. Если обратиться к ее житию, мы непременно найдем там и примеры того, в чем нам можно исправиться, и ответы на важные вопросы, на которые преподобная Евфросиния нашла ответ в Боге и в веках показала, как можно пронести их сквозь традицию Церкви. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев