Проповедь в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне. 6 мая 2018 г. (Литургия)

Дата: 
6 мая 2018, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 4:5-42
Ин. 15:17 – 16:2

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сёстры, прочитали большое евангельское зачало. И вновь, по прошествии года, целая неделя посвящена этой встрече Спасителя мира Христа и женщины-самарянки, из того народа, что образовался от смешения крови евреев и язычников, которые в далёкие годы населяли те края. А поскольку представления самарян о Боге имели некоторые искажения традиции, евреи их не только не признавали, но презирали их больше, чем язычников. Это была такая форма неприятия: самарян просто не замечали. И вот такое противостояние вошло в историю. Поэтому сам факт разговора Господа с той женщиной вызвал недоумение у Его учеников.

Что нам с вами следует уяснить из этого евангельского отрывка? Над чем стоит задуматься? Возле колодца, который когда-то был выкопан праотцем Иаковом и который находился в пределах мест, куда пришёл Господь с учениками, стояла эта самарянка. Был жаркий день. Ученики отправились в города, а Господь подошёл к женщине и стал с ней разговаривать, что поразило её, потому что иудеи ведь не общались с ними, факт разговора был необычен. А дальше произошло нечто большее. Обращаясь к этой женщине, Господь просматривает глубину её жизни. Просматривает, видит, анализирует и наблюдает то, чего никто не знает. Он заглядывает в такие глубины сердца, о которых ведает только сам человек. Рассуждая о том, что внутри, Господь призывает её к чистоте, говоря о тех пяти мужчинах, с которыми она вступала в блудную связь, и о человеке, с которым она жила в период беседы и который не был её мужем.

Почему этот момент очень важен? Только что они разговаривали о воде, об истории, о том, кто выкопал этот колодец... Говорили о земном, и вдруг, после Его обращения в глубину её сердца, она задаёт вопрос, не имеющий никакого отношения к тому, о чём только что шла речь: она спрашивает о том, где следует поклоняться Богу. Совсем недавно речь шла о бытовых предметах, о внешнем и неглубоком, но после обращения к внутреннему человеку, к глубинам его души, после обращения, отозвавшегося в сердце женщины, она тут же начинает разговор об абсолютно другом, затрагивает иные сферы и задаёт вопросы, беспокоящие её: где поклоняться Богу? Как правильно?

В каждом из нас, по святоотеческому рассуждению, есть два человека: ветхий и новый. Если беседовать с ветхим человеком, если вся наша жизнь будет только в решении земных задач, если спасению души мы будем уделять мало времени или почти ничего, мы будем находиться только в этой, земной плоскости – решая разные задачи, отдавая им много сил, созидая то внешнее, что непременно разрушится. На это может быть положена вся жизнь.

Есть в нас и другой человек – новый, тот, в котором отражается Христос. И вот этого нового человека нам и рекомендуется в себе вскармливать, взращивать, и это небыстрый процесс, он предполагает системный подход, то есть ежедневное усилие. Невозможно питаться лишь иногда, невозможно, мало ухаживая за своей душой, быть возвышенным. Невозможно человеку, не имеющему духовного окормления, поступательного, системного и глубокого, быть на духовном плаву: он неизбежно тонет, его начинают обуревать разные бесовские помыслы, и это неизбежно. Разговор о чистой воде, текущей из вечности в сердце, соль сегодняшнего чтения, предполагает, что человек будет иметь готовность жить по правде.

Что важно в этом диалоге? Женщина показывает Богу свою готовность жить по правде: она признаёт свои немощи, свою порочность и греховность, искренне признаётся в своих болезнях и показывает Богу свои язвы. Важное обстоятельство: нередко человек, предстоя перед Богом, пытается врать и Ему. Внешнее благочестие важно, и его необходимо учиться блюсти, однако без духовной работы над собою, без внутреннего анализа, контроля, без внимания к духовной жизни, без покаянной практики, без последовательного изучения Божьего Слова, без его ежедневного чтения, без молитвы и службы человек не может духовно развиваться.

Конечно, в какой-то степени такое состояние свойственно каждому из нас, мы все лжецы. В сегодняшнем рассказе речь идёт о правде и о лжи – именно так толкуют это место святые отцы Православной Церкви. Эта женщина показала Богу свою ложь, те хранилища души, где смердело гадкое и грязное. Он это поднял, а она искренне призналась и сразу задала вопрос о глубоком: где Богу поклоняться? В каком месте? Дальше идёт рассказ о том, что Богу нужно поклоняться в Духе и истине, то есть Бог только тогда признаёт наше обращение к Нему, когда оно правдиво и искренне. И в первую очередь это связано с признанием наших немощей и нашей лжи.

Трудно признаваться во вранье. Самая страшная ложь – когда человек внутри себя врёт и Богу, и себе в том, что он живёт, то есть когда образ жизни человека далёк от Божественного уклада, но жизнь его, тем не менее, продолжается. Он пользуется данным от Бога и одним, и другим, и десятым талантом, он порой просто парит – настолько легко получается у него многое, но он врёт Богу самой своей жизнью, потому что он взял всё и не отдаёт ничего. Он живёт во вранье, потому что служит не Богу, а только себе. По преимуществу только себе совершает служение – вот это и страшно, вот об этом поклонении себе самому или о только внешнем поклонении Богу, без внешней работы, Господь и говорит самарянке. Поклонение в духе и истине предполагает правдивость. Правдивость не ту, которая является иллюзорной праведностью, а ту, при которой совершается внутренняя работа, когда в человеке совершается постепенный переход от «хочу» к «должен». Должен по Божьему Закону, а не только по правилам тех институтов и учреждений, что предписывают нам некоторые известные нормы. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев