Проповедь в Неделю третью по Пасхе, святых жен-мироносиц. 22 апреля 2018 г. (Литургия)

Дата: 
22 апреля 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Мк. 15:43 – 16:8

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В нынешнее воскресенье, дорогие братья и сёстры, мы с вами молитвенно празднуем память святых жён-мироносиц. Среди святых, которые зовут нас к покаянию и спасению, жёны-мироносицы занимают особое положение. Почему? Подвиг этих женщин явил христианскому миру пример для подражания на века и благоговейно хранится и поддерживается церковной традицией уже тысячелетия.

Перед нами явление, которое, зародившись тогда, продолжается и по сей день, разворачиваясь в современном, нынешнем церковном пространстве. Это готовность быть со Христом до конца. Говоря об этом состоянии и пытаясь понять, что же это такое, толкователи священного текста и люди, достигшие святости, утверждают, что женская верность Богу – то самое проявление любви, которое описывается в Евангелии.

Есть понятие человеческих убеждений, имеющих определённую крепость. Трудности, возникающие в нашей жизни, мы нередко преодолеваем посредством своих убеждений. Однако есть и такие сложности, которые стоят выше убеждений, в силу нашего немощного состояния, – вот почему все ученики, кроме апостола Иоанна Богослова, разбежались в страхе: одни их убеждения не устояли. В момент ужаса человеку бывает крайне трудно, и есть некая мера, доходя до которой, он являет свою немощь, вплоть до предательства. Заметьте, апостол Пётр был человек больших убеждений. Казалось бы, был носителем великой веры, но и этого не хватило для того, чтобы быть со Христом до конца.

Пример удивительного служения и верности явили женщины, которые, будучи со Христом в течение дней Его проповеди, сохранили Ему верность и при Кресте, возле которого они не просто стояли и молились, но и по-человечески разделяли боль и скорбь, которые вмещали их наполненные любовью сердца. Как показывает нам традиция Церкви, именно любовь оказывается крепче всего. Она выше убеждений. Когда она есть у человека, он хранит верность независимо от страха, он проявляет твёрдость независимо от трудностей испытания. Перед нами удивительное явление: речь идёт о христианской добродетели, которую явили те, кого Бог благословил первыми увидеть Его воскресшим. В Предании говорится, что первой, кто увидел воскресшего Господа, была Его Мать, Пречистая Дева Мария. Следующими после Неё Его узрели -мироносицы. Это им Ангел говорит: «Скажите ученикам, разбежавшимся, и Петру, предателю, что Я жду их». Мироносицы явились глашатаями этого события в мире, они те, кто сегодня собирает нас у своей иконы. Сегодня мы молились и прикладывались к этой иконе, написанной по просьбе женщин нашего храма, просили у святых помощи и укрепления нас в стяжании этой божественной любви. Её нельзя купить, невозможно подобрать, выменять на что-то, она – результат совместного труда Бога и человека и высшая христианская добродетель. Все усилия человека венчает именно любовь, плод большого делания и вместе с тем – Божий дар, даваемый человеку тогда, когда он являет свою неотступность.

Идут годы. Календарные страницы земного мира являют нам разные примеры женского служения в мире. Мы наблюдаем продолжающийся подвиг, вдохновляющий нас после тех дней памяти, дней страданий, унижений и победы в воскресный день земной жизни Спасителя. В нашей жизни мы часто апеллируем к неким понятиям, свойственным нам в нашем сегодняшнем положении. Что-то анализируем, просматриваем, ставим себе в пример. Некоторые явления характерны для любой эпохи, это интересно и стоит наблюдения и рассуждения.

Анализируя некоторые события, я вот на что обратил своё внимание: мне как-то пришлось провести три недели на фронте, ведь Олимпийские игры – это и впрямь линия фронта. Там, где было большое напряжение, мне доводилось видеть разное, но вот что интересно: всё продолжается точно так же. Именно вот эта готовность со стороны женщины прийти к Богу в массе своей несравнимо сильнее... Я не беру отдельных примеров, так как когда мужчина включает и разум, и любовь – это адамант веры. Как апостол Иоанн Богослов – некоторую аналогию, по крайней мере, провести можно. Но если брать большинство, то кто в первую очередь бежал в нашу часовню? Девчонки. Кто торопился с благодарностью? Они же – самые разные, уже без коньков, без лыж и без клюшек, торопились прийти к Богу, чтобы сказать Ему о своей любви. Время высоких побед и красивых слов прошло – кто сегодня звонит, пишет, обращается? Не ко мне – я только инструмент. Нет ни одной недели, нет ни одного дня, чтоб кто-то не написал. Делятся впечатлениями, просят совета, рассказывают о семейной жизни, присылают огромные сообщения о том, что они чувствуют, благодаря Бога за встречу с Ним.

Мужская основательность в вере имеет свою высоту и некоторую последовательность. Женская же вера более эмоциональна, но имеет свою крепость, содержательная сторона которой порой бывает порой трудна для духовного осмысления. Но если её изучать, она поражает особенной глубиной преданности и верности. Качества любви, проявления её в жизни и сегодня вдохновляют, когда многогранная милость Божья являет своё отражение в чадах, в детях. Казалось бы, немощный сосуд, но женщины, как и мужчины, явили высоту подвига, который сегодня непременно нуждается в духовном комментарии.

Дорогие сёстры, позвольте всех вас поздравить с событием священной истории, вошедшим в календарь пасхального периода нашей жизни. Позвольте пожелать вам верности и Богу, и мужу, и ближним, и своему служению. Пожелать вам готовности продолжать учиться быть добрыми христианками и, конечно же, семейного счастья. Крепости, потому что вы всё же слабые... А вместе с тем – и сильные, так вот желаю вам эту силу направить в доброе русло. Потому что когда сила идёт не туда, она становится разрушительной, и важно осознавать, где находятся границы духовного ручья, по которому можно плыть, не размывая его берегов. Хочу пожелать вам продолжения этого пути к Богу, потому что гроб, от которого шли мироносицы, – это ещё и наше тело. Пуская Господа туда, не останавливайтесь в готовности служения Ему и здесь, и в Небесном Царстве.
Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Алексеев