Проповедь в Неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы. 15 апреля 2018 г. (Литургия)

Дата: 
15 апреля 2018, воскресенье

Евангельское чтение:
Ин. 20:19-31

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В эту неделю, дорогие братья и сёстры, которая именуется Антипасхой, мы молитвенно празднуем память святого славного и всехвального апостола Фомы. Ему в народной традиции как только ни достаётся! Поистине, своеобразное стечение обстоятельств. Признаюсь честно, я в своей жизни тоже, было время, грешил и упоминал его имя с отрицательными эпитетами. Но это было до моего знакомства с ним. Когда же я со вниманием открыл его житие и толкование на место Священного Писания, мне стало стыдно. Потому что, действительно, достаётся самым достойным. Когда молва людей, преимущественно мало сведущих в церковной традиции и не читающих Священного Писания, ищущих внешнего свидетельства, пленяется не светлыми чувствами, получается странно и немного страшно.

Когда Господь стал говорить о болезни Лазаря и необходимости идти туда, где жил праведный Лазарь и его сёстры, апостол Фома был тем, кто сказал остальным: «Пойдём и мы умрём вместе с Ним». Речь шла о предместье Иерусалима, местах вольной страсти Христа. Вот такой порыв чувств. Другие по-человечески старались Его удержать, Фома же был готов разделить смерть. Это очень глубокий акт – готовность разделить смерть. Бывает готовность разделить трапезу, какое-то событие, например, юбилей, торжество. А тут – смерть.

Почему засомневался этот человек, отсутствуя и не встречаясь со Христом, как прочие апостолы? В чём смысл этого сомнения? Дело в том, что апостолы рассказывали о воскресении Христа с земным, человеческим ликованием. Но они оставались такими же, какими были несколько дней назад, в них ничего не изменилось. Момент недоверия апостола Фомы связан с глубочайшим внутренним моментом, который мы с вами для себя сегодня должны поставить основанием нашей христианской жизни. Если мы вообще свидетельствуем о Христе, о Боге, но сами не меняемся, мы заставляем окружающих нас людей сомневаться в том, что Он есть и что Он воскрес. Бог воскрес? Он существует? А чего же ты так живёшь? Почему ты-то не изменился? Какой же Он, Воскресший Бог, в тебе? Ты в себе Его принимаешь? Ты вообще стал как-то иначе жить или нет?

Глубокий смысл кроется в сегодняшнем рассуждении об этом человеке. Он был такой же, как мы с вами. Господь позвал его, и он пошёл. С готовностью умереть. Остальные встретили его, ликовали и радовались, но оставались не изменившимися, ещё не сошёл на них Святой Дух. Это были трусливые люди, со страстями, не вступившие ещё в основательную борьбу, не получившие божественную благодать Святаго Духа. И потому апостол Фома, глядя на них и имея ревность до готовности умереть, восклицает: «Я не уверую, пока не увижу». То есть «На вас глядя, я не могу поверить, потому что вы (мы с вами) должны отражать в себе, делами нашими, образ Божий». Вот какие условия.

Меня как-то потрясли слова, произнесённые митрополитом Антонием (Сурожским), а потом прочитанные мною у преподобного Феодосия Киево-Печерского: «Еретиком можно быть, и не намеренно искажая учения Церкви. Еретиком можно быть по сути, когда твои слова расходятся с твоими делами. При этом суть не меняется». Да, это страшно. Именно этого состояния перемены ожидал апостол Фома от собратьев, раз они с Ним встретились, а раз встретились – что-то должно было в них произойти. Но не произошло. Он засомневался не в том, что Бог воскрес, а в том, что Он воскрес, а они не изменились – вот корень чувства, которое испытал этот святой человек. Это верный Богу до смерти его ученик. Нам, дорогие братья и сёстры, есть над чем задуматься. Потому что мы и в эти пасхальные дни оказываемся в положении неизменности. Я тоже ловлю себя на этом, поскольку у каждого есть привычки, которым он следует, сам того не замечая. Сказали вот так – у нас есть привычка ответить вот этак. Возникла неприятность – мы отвечаем. И вот когда себя на этом ловишь, становится страшно, потому что ты уже привык поступать не по-христиански. В состояние твоего проступка нужно внести понимание ошибки, чтобы заколебалось что-то внутри, чтоб появилась готовность меняться. Если этого происходить не будет, будет всё то же самое, только мы ещё будем рассуждать о Боге, находясь в том же самом состоянии, и это страшно. Будут моменты, перед которыми Господь нас будет непременно ставить, чтоб мы как-то учились этому искусству, иначе будет большой соблазн.

Бывают родители, которые приучают детей не врать, а сами врут. Призывают к послушанию, а Бога не слушают, причём основательно и глубоко не слушают. Рассуждают о доброте, а сами не пытаются быть добрыми. Совершается ложь, которая ломает семью. Важно над этим задуматься, ведь у каждого своё послушание. Если мы послушание своё нести не будем, то какова же глубина нашей веры? Поэтому, прославляя апостола Фому, будем внимательны к своим послушаниям. Потому что оступаемся мы все, и важно бывает найти, возможно, не стандартную для нас форму поведения, отличную от той, к которой мы привыкли. Вот здесь папа поступает вот так всегда, но мы его любим, мы к этому привыкли и его прощаем. Вот тут мама совершает вот такое за рулём, а вот тут она за столом совершает вот такое. Папа, когда спотыкается в огороде, говорит вот такое слово. Мы привыкли. В офисе, на кухне, в гостиной, на улице...

Сегодняшнее событие предполагает необходимость повнимательнее посмотреть, что в себе нужно начать менять. Это очень важно.

Призываю на вас Божье благословение!

Протоиерей Андрей Алексеев