Проповедь в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы. 4 марта 2018 г. (Литургия)

Дата: 
4 марта 2018, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 2:1-12
Ин. 10:9-16

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, во вторую неделю Великого поста в очередной раз нашему мысленному взору предлагается рассказ о четырех людях, движимых верой в Бога и любовью к своему ближнему. По причине многолюдства они поднялись на крышу жилища, разобрали её и спустили постель с их другом к ногам Божественного Спасителя, после чего Господь, видя их веру, исцеляет того человека.

Этот рассказ хорошо знают многие из стоящих здесь. В Священном Писании каждое слово имеет особую глубину – вот почему, всматриваясь в значение, смысл этих высказываний и высоту их толкований, апостол Иоанн Богослов в конце своего благовествования говорит, что если описать всё, совершённое Господом, не хватит книг. Каждое слово содержит в себе очень многое, и о нём одном можно было бы написать отдельную книгу. Основываясь на внутреннем смысле высказывания, можно построить целую лестницу, поднимаясь по которой, можно было бы собрать урожай добродетели. Вот и в данной истории есть буквальный смысл, а есть аллегория, притча. Россыпь толкований, сокровище и богатство, предлагаемое нашему рассуждению.

У преподобного Серафима Саровского есть удивительное поучение: он пишет о четырёх крыльях, возносящих человека к Небесному Царству. Это пост, молитва, покаяние и милостыня. И вот на одре лежит человек, и четыре крыла поднимают этот одр от земли, от того внешнего, что близко человеку, в чём он навык, что стало его идолом в служении временному. Без крыльев человеку подняться невозможно. Если нет хоть одного крыла, это уже не полёт. Те, кто управляет воздушным судном, да и просто пускают в небо самолётики, знают, что если не соблюсти нужных пропорций, не знать направления и не учитывать важных факторов при полёте, то можно попасть в беду. Причём не только самому, но и других людей ввергнуть в пучину больших испытаний и искушений. На одре может лежать глава семьи, у него могут быть жена и дети. На одре может лежать руководитель, у которого в сердце нет Христа, и он может соблазнять своим поведением окружающих его людей. На одре может лежать преподаватель, и тогда в классе, в аудитории многие будут заражаться нечистотой его мыслей и действий.

Четыре крыла. Пост, который бесплоден без молитвы. Святые отцы, рассуждая об этом, говорят, что мы вспахиваем поле нашего сердца, когда воздерживаемся. И непременно это вспаханное поле ждёт посева. Если не посеять на этом поле понуждение себя говорить с Богом, то на нём непременно взойдут страсти. Те из нас, кто хотя бы раз в жизни обрабатывал огород, знают, что очень скоро после того как появилась хорошая земля, начинает произрастать на ней то, что вначале незримо, так как семена сорняков почти незаметны. Если не пропалывать их, если не потрудиться и спину не погнуть, то труд будет обесценен и эта богатая земля не даст новых всходов. Не потому, что она виновата, а потому, что ты ленился.

Покаяние – «метанойя» по-гречески – предполагает необходимость понуждать себя идти в определённую сторону. Пока мы не двигаемся, мы не понимаем, что это такое. Более того, действия людей, вкусивших от плодов покаяния, вызывают у нас недоумение, порой смех, обвинение в фанатизме, нередко – отчуждение и прямую агрессию. Почему? Потому что диавольская сила ненавидит покаяние. Через это состояние (именно состояние, а не простое высказывание вслух) в человеке рождается то новое, что мы называем отражением Бога, Христа в нём. Сам Господь рождается в человеке.

Сегодня день памяти святителя Григория Паламы, и вот он утверждает, что благодать Бога, которую мы часто обозначаем в своей жизни, – это не тварное произведение Творца, а это Он Сам. Вступая в общение с Ним, сподобляясь принимать Христа в своём сердце, человек обоживается и вступает в глубокое проникновенное соединение, приобщаясь к тому Небесному Царству, в отношении которого соделывается сыном, дочерью Бога по благодати. Не будучи сам носителем этого, он соединяется с Богом и из раба постепенно перерождается в чадо. Отличие раба от чада очень конкретно: наследство. Наследует только чадо, раб не наследует, не пользуется тем, что принадлежало Отцу. Получая через покаяние от Бога наследство, человек там, в Небесном Царстве, обретает особую недвижимость. А вклады в небесном банке не сгорают.

Критерием оценки движения является не только совесть человека: она может быть удручённой, молчаливой, опустошённой, изуродованной. Критерий оценки – Божье Слово. В Евангелии сказано, как нужно жить, чтобы войти в нужное состояние. Если не читать Евангелие, хлеб нашей веры зачерствеет. Конечно, его можно вкушать и чёрствым, но те, кто пробовали чёрствый хлеб, знают, что это такое. Здесь стоят люди, находящиеся в почтенных летах. Когда-то я не мог понять свою прабабушку, когда она мне говорила, что ей нечем жевать, и просила размочить хлебушек. У меня были здоровые детские зубы, и я не понимал её. Когда зубов нет, сухой хлеб есть очень тяжело, можно порезать дёсны, которые у старого человека заживают долго. Если мы не читаем Священное Писание каждый день, хлеб нашей веры высыхает и режет нас. Нам тяжело слышать Божье слово, потому что мы высохли. Если каждый день не читаем Священного Писания, не умягчаем нашего сердца, Божье слово может обжигать нас так, что мы будем бежать от него, гнать его от себя, потому что нам будет больно.

Милостыня. Четвёртое крыло. Рассуждая о крыльях, возносящих нас к Небесному Царству, отцы Церкви проводят удивительные параллели: они сравнивают человека, не имеющего милостыни, с птицей, лишённой крыла, не способной взлететь. Она пытается, и если её подбросить, то какой-то полёт она совершит, но инструмент для взлёта должен быть совершенен, иначе полёт обречён на неудачу. О милостыне в традициях Церкви сказано очень много. Зная возможности человека, Бог посылает каждому из нас то богатство, которое нам во благо и на пользу. Для кого-то богатство – это нищета, потому что если дать ему больше, это не пойдёт ему ни на пользу, ни во благо. Вместе с тем, сколько всего разного дал Господь человеку! Материального, душевного и духовного. Пользоваться в одиночку всем этим он не может и непременно должен искать возможность делиться с теми, кто нуждается в его помощи. Бог Сам посылает ему тех, кто нуждается в помощи. Это удивительно, и это работает! Стоит лишь чуть-чуть захотеть. Об этом стоит молчать? Да, чтобы не впасть в тщеславие. По слову святого Иоанна Кронштадского, благотворительность бывает важна не только копеечкой, но и усилием, добрым словом, даже готовностью.

Если Господь даёт человеку материальные возможности и человек тратит их только на себя, тогда он вор. Именно так и сказано. Ему Господь дал что-то, чем он может пользоваться, причём основательно и серьёзно – пользуясь, он попадает в зависимость, потому что чем больше у него богатства, тем больше его возможности потратить это на иное, не на Божье. Может быть, на очень хорошее, высокое и важное, но не Божье. Это испытание нужно пройти, потому что важно потратить свой капитал именно на Божье. Почему очень умные, самые образованные дети России жертвовали на святые места? Отдавали имения, строили храмы? Немного только поднялся человек – и строит храм. Одним из шедевров благотворительности является Суздаль. С одной стороны, это упрёк нашему маловерию, потому что после безбожной эпохи храмы стояли не восстановленными, но давайте посмотрим в прошлое: почему их в этом городе так много? Потому что каждый купец считал своим долгом построить храм. Каждый. Чуть-чуть поднялся – и строит. А иногда два: холодный летний, повыше, другой – зимний, пониже, чтобы можно было топить. Город стоит как память о благотворительности. Туристы приезжают, восхищаются, фотографируют, но не понимают, что это такое. А это крыло, поднимающее человека к Небесному Царству. Ведь всё может закончиться в один миг, и тогда будет, как в детском мультфильме про золотую антилопу, где жадный богач был завален черепками, потому что оказался духовно мёртв. И всё, что он накопил, с собой он взять не смог, а жизнь заканчивалась. И немощи, и болезни, и всего не съешь и не выпьешь. И не посетишь, и не посмотришь, не прогуляешь.

Знаете, как согревает людей, которые благотворят, это крыло? Вспомните, как птица, засыпающая в гнезде, свою голову под крыло кладёт. Насколько теплы птичьи перья, насколько птичье тело горячо… А что, яйца же они высиживают. Яйцо – это символ воскресения, новая жизнь. Вот так, через благотворительность, возрождается человек. А эти четыре крыла возносят его к Небесному Царству. Пост, молитва, покаяние и милостыня. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев