«Готовимся к службе»: вводный урок

Дорогие друзья!

Мы рады сообщить Вам о том, что рубрика «Готовимся к службе» начинает свою работу на нашем сайте. Теперь найти последования к предстоящим Богослужениям Вы всегда сможете в левой колонке сайта, между рубриками «Синаксарь» и «Связь времён».

Если ранее Вам не приходилось иметь дела с Богослужебными текстами и с логикой построения службы, то поначалу текст последования в некоторых местах может вызвать затруднения. Чтобы этого не произошло, мы в качестве «вводного урока» рубрики предлагаем Вам немного разобраться в том, что же это такое – «последование Богослужения», и как оно строится.

Последование каждой службы составляется по определённым законам и правилам, описанным к книге Типикон (иначе – Устав). Каждая служба состоит из неизменяемых и изменяемых частей. Неизменяемые части повторяются из раза в раз в определённых местах службы, независимо от календарной даты; изменяемые же, как понятно из названия, меняются в зависимости от дня недели, периода года, празднуемого в этот день события или памяти святого. Все эти тексты – неизменяемые и изменяемые – содержатся в специальных Богослужебных книгах: Часослове, Октоихе, Минее, Триоди и других, и чтобы составить службу правильно, надо знать, какой текст из какой книги взять для конкретного дня и каким образом все эти тексты правильно скомпоновать друг с другом. В общем, составление Богослужения – это целое искусство, которому люди специально профессионально учатся.

Но для нас с вами сейчас особенно важно ещё и то, что в разных епархиях и в разных храмах существуют свои особенности совершения служб. Конечно, все службы составляются исходя из правил Типикона, но точь-в-точь по Уставу в силу объективных причин почти нигде не служат: ведь исторически Типикон складывался как книга, регулирующая монашескую жизнь, поэтому точно выполнить все его предписания в современном приходском храме оказывается невозможно – хотя бы просто из-за нехватки времени. Это становится причиной того, что в разных храмах складываются свои традиции и практики интерпретации Устава и составления службы. Вот почему в один и тот же субботний вечер Всенощное Бдение в одном храме может незначительно отличаться от Всенощного Бдения, совершаемого в другом храме на соседней улице.

Мы в нашей рубрике публикуем тексты последований Всенощных Бдений, составленных добросовестными и любящими своё дело специалистами для широкого круга людей: как для тех, кто поёт на клиросе в разных храмах, так и для тех, кто просто интересуется Богослужением и стремится осознанно участвовать в церковных службах. Понятно, что такое «среднестатистическое» последование, пусть и составленное максимально близко к указаниям Типикона, в отдельных моментах будет отличаться от конкретной службы в конкретном храме. Тем не менее, общая структура и большинство текстов будут совпадать.

Ниже мы приводим ряд пояснений, которые, надеемся, помогут Вам лучше сориентироваться в тексте последования и не потеряться в нём во время службы.

 

1. От заголовка «Всенощное бдение. Великая вечерня» в самом начале последования до подзаголовка «Паремии» расхождений со службой быть не должно.

2. Паремии – это чтения из Священного Писания, как правило – из Ветхого Завета, реже – из Нового. Паремии читаются на Всенощном бдении перед праздниками, поэтому в обычные воскресные дни их, как правило, нет. Если же на воскресный день приходится праздник или память великого святого, то паремии, соответственно, читаются.

3. После паремий следует «Ектения сугубая», от которой до подзаголовка «Лития» расхождений быть не должно.

4. «Лития» – это часть службы, которая большинству прихожан знакома по освящению хлебов на праздничном Всенощном Бдении. По Уставу Лития должна совершаться на каждом воскресном Всенощном Бдении, но в современной практике этому указанию следуют только монастыри и монастырские подворья. В приходских же храмах Лития, как правило, совершается только на Бдениях накануне двунадесятых и великих праздников. Тем не менее, в публикуемых последованиях Лития присутствует для каждого воскресного дня, но мы с вами, стоя на службе и следя за текстом, пропускаем её до подзаголовка «Утреня. Шестопсламие».

5. Шестопсалмие – это неизменяемая часть службы, оно всегда состоит из Псалмов 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Эти псалмы многие прихожане знают уже наизусть, к тому же, их легко можно найти в Псалтири или в Часослове, поэтому в тексте последований они не приводятся.

6. После Шестопсалмия следуют «Великая Ектения», «Бог Господь» и различные «Тропари», где расхождений быть не должно.

7. Далее читаются кафизмы. По Уставу на воскресном Всенощном Бдении всегда должны читаться вторая и третья кафизмы, то есть – они должны быть неизменяемым текстом; именно так они и даны в тексте последований. Однако в приходских храмах чаще всего Псалмы на кафизмах читают циклично, по очереди, согласно той или иной схеме – так, чтобы за определённое время Псалтирь на воскресном Богослужении прочитывалась целиком. Именно поэтому в большинстве храмов в этом моменте службы Вы встретите расхождения.

8. Затем следуют «Седальны Воскресные» и «Полиелей» с чтением Евангелия и 50-й Псалом. Здесь существенных расхождений быть не должно.

9. Канон. Это ещё одна часть службы, в которой наблюдаются различия. Если читать канон согласно Уставу, это чтение будет очень долгим, поэтому в большинстве храмов канон сокращается по той или иной схеме. Безусловно, на службе Вы услышите тропари канона, напечатанные в тексте последования, но, скорее всего, не все тропари, а какую-то часть.

10. Следом за каноном идёт «Ексапостиларий воскресный», после которого до конца Всенощного Бдения существенных расхождений быть уже не должно.

11. Текст молитвословий и песнопений Литургии в последованиях не приводится, так как Литургия, строящаяся преимущественно из неизменяемых текстов, не требует такого тщательного составления. Последование Литургии можно легко найти в специальных книгах, в изобилии продающихся сейчас во всех церковных лавках.

 

На этом наши комментарии, а вместе с ними и вводный урок рубрики «Готовимся к службе», заканчиваются. Надеемся, что тексты последований и приведённые выше пояснения, несмотря на кажущуюся сложность, всё же помогут Вам глубже вникнуть в строй и смысл церковной молитвы и более осознанно участвовать в Богослужении. А для того, чтобы у Вас была возможность лучше разобраться в Богослужебном Уставе, мы организовали в нашей Воскресной школе курс Литургики для взрослых, куда с радостью приглашаем всех желающих.

Ждём Вас на занятиях и в нашей рубрике.

До новых встреч!