Проповедь в день празднования памяти Святителя Николая Чудотворца (Литургия). 19 декабря 2017 г.

Дата: 
19 декабря 2017, вторник

Евангельское чтение:
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, в день памяти столь дорогого и святого для нас человека, размышляю о том, что могу сказать тем, кто сейчас стоит передо мной.

В апостольском послании мы слышали слова о важности помнить, поминать наших наставников и молиться за них. Господь посылает нам разных учителей. Для христианина учиться жизни доброй, честной и ответственной – большая радость. Вообще, это огромная честь – быть христианином. Вспоминаю одного своего учителя, который немало написал, много потрудился и многое вложил в своих учеников, и которому я очень благодарен за поддержку, оказанную им мне лично. Когда я был молодым человеком и посещал богословский университет, этот человек немало потрудился для того, чтобы вложить в сердца подрастающих молодых людей и девушек семена веры, благочестия, рассудительности и мудрости. А потом в жизни этого человека произошли какие-то события. Я не знаю всего, но в результате них весьма талантливый, даровитый человек стал совершать очень своеобразные поступки. Одним из таких поступков стало сомнение в существовании святого Николая. Мне было горько слышать от своего учителя подобные рассуждения, будучи уже священником, и я не мог с ним согласиться.

Как-то я вспомнил один рассказанный им случай: к некому богатому начальнику пришёл священник с просьбой о помощи. Начальник очень торопился, но не мог не уделить внимания священнику. Он попросил, чтобы тот поскорее изложил свою просьбу. Рассказав свою историю, священник услышал следующее: «Вы знаете, батюшка, я человек неверующий, мне это всё неблизко – наверное, Вам не ко мне». Собираясь уходить, священник обратил внимание на то, что в кабинете начальника находились крестики, называемые Голгофами, которые прикрепляются на стены комнат при освящении помещения. Их мажут маслом в знак присутствия Божьей благодати на этом месте. «А почему у Вас крестики висят в кабинете?» – «Да вот, знаете, я, когда поступил на эту должность и начал работать в этом кабинете, заметил, что моё состояние после часа-двух работы здесь становилось просто невыносимым: начинало ломить голову, я выходил покурить, поболтать, потом возвращался, полчаса работал и больше не мог. Я и ремонт делал, и всю мебель здесь менял. Мне посоветовали пригласить священника, чтоб тот всё освятил здесь. Я пригласил, и теперь всё хорошо, голова больше не болит».

Об этом человеке я вспомнил неслучайно. Бывает, что Господь от большого ума попускает нам увидеть себя иначе – это происходит тогда, когда мы отрываемся от понимания того, что же есть наша вера.

Перед нами – святой, который в своей жизни настолько уподобился Богу, что для кого-то его подвиг вообще незаметен. Но для кого-то он так близок… Перед нами – удивительное воплощение человека с реальной евангельской правдой. Она в нём отразилась, стала глубокой, основательной и истинной настолько, что не только окружающие были потрясены его поведением, правдой, образом мысли по Евангелию, но и современники после его кончины сомневались в возможности совершить подобное человеку: так явственно в своих проявлениях святой был похож на Христа. Для русского человека, воспринявшего из Византии православную веру, святые стали воистину проводниками в вечность. А вот этого святого, Николая, Мир Ликийских чудотворца, русский человек полюбил особым образом. И когда вдруг выяснял русский человек, живший где-то в простом селе, что этот святой вовсе не русский, он удивлялся: как же так, неужели? Воспринимая правду в простоте и чистоте своего сердца, стремящийся к правде жизни по Христу, русский человек-христианин, простой по своим убеждениям, крестьянин или дворянин, ощущал в этом человеке особую простоту, готовность слышать и идти на помощь близким – сколько таких историй хранит предание Русской Церкви! Они не вошли в житие, так как оно было написано достаточно давно. Русь получила это житие уже тогда, когда оно устоялось и вошло в жизнь как естественное стечение глубоких и тайных обстоятельств, сподвигших архиепископа из города Миры поступать по Евангелию. Для русского человека происходившее в глубине веков оказалось настолько близким, что он перевёл святого в свои родные просторы и поражается, когда тот приходит на помощь в самых сложных ситуациях: в семейных неурядицах, в военных баталиях, в воспитании детей, к утопающим в море, к заблудившимся в лесу – все эти истории складывались в то глубокое отношение ко святому, которое поражает и смущает кого-то, потому что в своей простоте оно подчёркивает глубину народной веры.

Я нередко вспоминаю случай, простую народную историю про святителя Николая, в которой отразилось то, что простой человек воспринимает из тропаря о «правиле веры, образе кротости и учителе воздержания». История эта передавалась по деревням из поколения в поколение: шли святые к Богу на поклон, в белых ризах. И вот уже подниматься им надо было, но вдруг видят они мужичка. Телега с сеном, грязь, колесо слетевшее. И никого вокруг мужичка нет, только поле и дождь. И вот он начинает звать святых в помощь, которые возле него. А они торопятся: ведь к Богу идут на поклон! Он и одного, и второго позвал, а они всё на небо поднимаются, потому что Бог их зовёт. И тогда мужичок позвал на помощь святителя Николая, и тот оставляет своих собратьев и идёт на помощь, подставляет свои руки, ставит колесо и уже в грязных одеждах поднимается на небо. А там уже все стоят, улыбаются – он, в грязи, стал с краю. Подчас очень образованный человек эту историю может и не осмыслить правильно. В этой истории Господь, просматривая святых, их сердца, говорит следующее: «А где же Мой угодник Николай?» – «Да вот, Господи, стоит весь грязный». – «А почему он грязный?» – «Да потому что пошёл помогать мужику телегу из грязи вытаскивать». По преданию, Господь Сам подошёл тогда к святителю, взял его за руку и сказал, что в этом поступке угодник Ему уподобился особо, смиряясь до зела. Вы знаете, здесь есть глубокая правда. Воспринять это может только то сердце, которое имеет готовность отказываться от порой большого ума, который тоже есть Божий дар, но которым не всегда верно распоряжаются.

Мы должны молиться за наставников своих, и я поминаю того человека и огорчаюсь, что очень образованный, умный преподаватель заблуждается, что в его сознании, при блестящем богословском образовании, что-то произошло, отчего сердце его перестало чувствовать.

Воспринимая Божью правду, каждый из нас учится на примерах вот такой чистой веры простых людей, безграмотных и необразованных, чувствующих сердцем Божью правду. Чему-то в их историях мы, грамотные, улыбнёмся, что-то нас смутит. Но если мы подключаем сердце, то понимаем, что за этим всем стоит. Там стоит правда Евангелия, которую русский человек ценит, бережёт и хранит. И дай нам, Господи, лучше в простоте сердца что-то воспринять, чем в большом уме отойти от божественного света и правды.

На всех вас призываю Божье благословение, желаю вам мира, радости, а именинников поздравляю с днём памяти их небесного покровителя!

Протоиерей Андрей Алексеев