Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице (Литургия). 10 декабря 2017 г.

Дата: 
10 декабря 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 13:10-17
Лк. 10:38-42, 11:27-28

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы с вами слушали евангельское чтение, повествующее об исцелении Господом женщины, которая в течение долгих лет страдала тяжким недугом. Исцеление её в субботний день осуждается людьми, движимыми, безусловно, искренним чувством – желанием исполнять Божье слово по букве. Уйдя от духовного понимания смысла благовествования, которое Господь вкладывает в сердца ищущих Бога и желающих жить по правде, они не готовы следовать по правильному пути, гонят свет и входят во тьму.

Состояние древних людей не только в годы раннего Израиля было горьким для Бога: горько оно и сегодня, в новейшее время, когда человек, руководимый будто бы мудрым и верным рассуждением, имея благие намерения, не имеет духовного понимания и, не проникая в глубину Божьего Слова, совершает беззаконие. Чем печалит Бога, потому что мы все – Его дети, и каждого из нас Он равно любит. Здесь есть глубокие понятия, о которых стоит рассуждать, потому что человек должен учиться питаться не только молоком, но должен вкушать и более твёрдую пищу. В данном тексте явлено понимание значимости седьмого дня, когда Господь, как сказано в Писании, почил от дел Своих. Мы читаем в Божьем Законе предложенную для нас заповедь о том, что шесть дней нужно трудиться, а седьмой день отдавать Господу Богу. В мире Бог установил цикличность, законы, по которым живёт этот мир. Есть определённые порывы человека, есть вложенное Богом в каждого из нас то, что должно реализоваться. Оно существует и есть, хотя мы можем и не знать этого. Те самые шесть и семь дней, связанные с работой и отдохновением, служением и благодарением, – это механизм, заведённый Богом. Господь предлагает нам учиться рассуждению в отношении правила жизни. Святые отцы сравнивают это с полем, на котором шесть лет пахали и которое на седьмой год отдыхало, собирая живительную силу.

Есть то незримое в мире, что ведомо только одному Творцу. Вместе с тем, для пытливого человеческого ума, для его сердца, способного очиститься от страстей и просветить ум, для порывов души человека свойственно познание истины. Бог непостижим, но познавать Его возможно, познание совершается во внутреннем мире. Если человек не очищается духовно и не учится жить по Божьей правде, он не в состоянии ни Бога постичь, ни правду подъять. Соблазн познать Бога, с другой стороны, в Евангелии определена словами Спасителя «Аз есмь дверь, кто Мною войдёт, тот спасётся. Прелазя инуде есть тать и разбойник». Господь запрещает человеку искать иных путей правды: на это уходят силы, жизнь человека, его средства, смысла же в этом нет. Более того, заражаясь неверным представлением об истине, человек и Бога начинает гнать. В евангельском отрывке наглядно представлена позиция законоучителя, человека, назидающего народ Израиля, однако утратившего связь с Богом, соблюдающего только внешнее. Но разве только тогда совершалось подобное беззаконие?

Нередко, к сожалению, приходится слышать и замечать, как люди, являясь христианами, не являют примеров благочестия и благосклонности в отношении внешних людей. Движимые недобрым чувством, мы порой жестоко встречаем людей, приходящих в храм. Полученные ими травмы и раны очень глубоки. Я вчера общался с женщиной, пришедшей на собеседование перед Таинством Крещения в наш храм. Она получила тяжёлую травму, придя некогда в Церковь, где вместо понимания обнаружила жестокосердие и хулу. В итоге она в храм Божий не приходила долго. И как непросто было вчера общаться с ней из-за тех ран, которые мы как христиане нанесли этому человеку!

К сожалению, эти свойства характерны для каждого из нас. Но разве Господь не милосерден? Разве не предлагает Он нам иметь готовность, постигая Его, учиться этому искусству любви, напрямую связанному с заботой о людях? Если человек не понимает, в чём смысл евангельского повествования о любви, он не ведает, что такое есть любовь. Стоит вспомнить слова апостола Павла о том, что любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, радуется правде и истине и не радеет о том, что связано с разрушением. Если человек не учится евангельской правде и не осознаёт для себя, что любовь есть Божий дар, ниспосылаемый тому, кто желает позаботиться о людях и учится их прощать, тот ничего в евангельской любви не смыслит.

Наш путь в этой жизни предполагает необходимость признания правды за Богом, потому что Бог, любящий Отец, не может ошибаться. Он предлагает нам те правила жизни, в которых прописана необходимость учиться искусству прощать врагов. Это трудное дело, не если не встать на путь прощения недоброжелателей, мы ничего из христианства не поймём. Мы не осознаем глубины этого учения, оно кардинально отлично от всякого иного религиозного направления. Прощение врагов и ответ добром на зло ведомы только истинному Богу, и это предлагается нам как оружие для уврачевания и своих недугов, и недугов соперника, с которым мы скрещиваем зримые и незримые копья и мечи. Апостол Павел рассуждает об этом так: «Аще и впадёт человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши, друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов».

Невозможно иначе исполнить Закон Христов, если не учиться искусству кротости. Кто-то скажет: разве это не слабость? Нет. Только очень сильные люди способны укрощать свою строптивость и гордыню, слабые этого не делают. Возможность совершить подобный поступок реальна только в том случае, если человек усиленно обращается к Богу, признавая свою гордыню, и учится поражать своё самолюбие. Эта задача является главной в нашей жизни и самой трудной, потому что если мы не смиримся, если не будем учиться искусству мира и любви, то наши страдания бессмысленны. Апостол Павел пишет: «Если раздам всё имение, если и тело своё отдам на сожжение, но любви не имею – нет мне в том никакой пользы».

Невозможно получить любовь сразу. Этот процесс совершается постепенно, когда человек доказывает Богу, что он готов идти в Его направлении, проявляя решимость и усилие. И тогда Господь от Своей любви даёт нам часть, как дар. Входя в наше сердце, эта любовь очень сильно отличается от той любви, о которой рассуждает человек, не вставший на путь жизни по Евангелию.

Сегодняшний евангельский рассказ об исцелении женщины в глобальном понимании охватывает всю библейскую историю, всю историю человечества, потому что каждый человек имеет возможность в этой жизни сделать свой личный выбор, ответив на вопрос, желает ли он научиться искусству любви, желает ли познавать Священное Писание и воспринять Бога как центр жизни и источник доверия. Если да, то Он Сам постепенно всё в нашей жизни поставит на свои места. Если мы к этому ещё не пришли, нам трудно рассуждать о сегодняшнем маленьком отрывке, потому что мы превозносим своё мнение. Или имеем трусость не идти в этом направлении, предполагающем большие неудобства, связанные с понуждением себя к тому, что болезненнее всего сказывается на душе человека и на его жизни как таковой, потому что смиряться трудно. Но вновь и вновь звучат слова преподобного Исаака Сирина о том, что воздаяние, милость Божья, Царство Небесное, бывают следствием не добродетели, не труда ради неё, а рождающегося от них в человеке смирения. Если этого нет, если покаяние и смирение не поставлены как цель, тогда «бесплотны наши труды», – восклицает преподобный.

Порой мы проходим мимо правды, даже не замечая её. Мы не ценим и не осознаём, где наше сокровище. Увлекаясь внешним, полагая это силой своей жизни, мы переживаем много того, что лишает нас мира и радости. Духовные мир и радость тоже являются Божьими дарами тому, кто имеет готовность их стяжать. Поэтому сегодняшнее евангельское чтение призывает нас начать с малого: начать учиться искусству любви, мира и единства. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев