Документальный фильм о гонениях на Русскую Православную Церковь в период хрущевской «оттепели»

Дорогие друзья!

В продолжение начатой серии предлагаем вам документальный фильм «Холодная оттепель 61-го» о гонениях на Русскую Православную Церковь в период хрущевской «оттепели».

Аннотация к фильму:

В конце 50-х в стране началась «оттепель» – так назвали новое время после выхода романа Ильи Эренбурга. Перемены в стране очевидны, ещё больше обещают и ожидают.

Русскую Православную Церковь иногда называют «церковью белых платочков», ведь большинство верующих – вдовы и матери погибших на войне. Операторы снимают только стариков и старушек: такой образ устраивает Никиту Сергеевича Хрущева. Он только что разоблачил Сталина, распахал целину, затеял жилищное строительство, запустил первый спутник в космос. Главное для Хрущева – встряхнуть страну, увлечь народ к новым свершениям, он собирается строить рай на земле без Бога. И Церковь в этот момент выглядит как нечто отжившее: подтолкни – и она рухнет.

В 1959 году Никита Сергеевич впервые официально заявляет о скором построении коммунизма в нашей стране – это ХХI съезд так называемых строителей коммунизма. Вся страна в стройках, идет освоение космоса, покорение советскими учеными атома и использование его в мирных целях, наблюдается поразительный подъем в науке и искусстве. Впрочем, на оперативных съёмках спецслужб картина церковной жизни выглядит иначе. Внешнее наблюдение за церковной жизнью подкрепляет тайный контроль изнутри: начиная еще с 20-х годов в Церковь внедрялись секретные осведомители: священники, монахи преподаватели и студенты. Кроме доносительства они могли быть использованы и для провокаций, их час вот-вот пробьёт. А пока власть вполне осознает, что на деле церковная жизнь серьёзно отличается от образа, созданного пропагандой, а её руководство, во главе с Патриархом Алексием (Симанским) и митрополитом Николаем (Ярушевичем), реально оказывает влияние на верующих.

Положение Церкви в эти годы представляется внешне гораздо более прочным, чем перед войной. Если в 1914 году в стране насчитывалось 55 000 храмов, а в 1937 году их было всего около 1300, то в 50-е – свыше 13 000. Действовали 63 монастыря, 9 семинарий, где готовили новых священников, и три Духовные академии.

Международная деятельность Русской Церкви, её авторитет в христианском мире позволяют советскому государству выглядеть более пристойно и в глазах мировой общественности. Патриарх пытается укрепить статус Русской Церкви в глазах сограждан. В 1955 году Кремль, ранее недоступный для посетителей, был открыт, и Патриарх обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви с просьбой, вернув Церкви заветную святыню государства российского, совершить богослужение в Успенском соборе Кремля. Митрополит Николай (Ярушевич) ставит перед властями ещё один принципиальный вопрос о выдвижении русских церковных деятелей на соискание Государственной премии и возможности избрания священнослужителей в органы власти. Эти просьбы вызывают у Хрущева лишь раздражение, его намерения в отношении Церкви однозначны, он даёт ясно понять, что уступок больше не будет.

Народное просвещение, распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в Бога. Всё готово к началу акции, которая, по замыслу организаторов, должна поставить точку в истории Русской Православной Церкви. Операцию по разгрому Церкви Хрущев доверяет надежному сподвижнику – Леониду Ильичеву. Именно этот человек должен организовать дело так, чтобы получить в обществе широкую поддержку, или, как минимум, не встретить ни сопротивления, ни протеста. Беззащитная перед властью Церковь ясно видит неотвратимость расправы. Митрополит Николай (Ярушевич) идёт в Совет по делам Русской Православной Церкви и говорит о том, что сверху дано указание в течение 7 лет «прижать» Церковь так, как это было сделано перед войной.

В адрес духовенства и верующих допускаются выпады оскорбительного характера, которые по количеству и степени выражения затмевают всё, что было известно ранее. Печать оскорбляет религиозные чувства не только тем, что называет имя Патриарха, профессоров академии, но и тем, что рассказывает в специальных брошюрах и статьях о религиозных таинствах. Церковь приговорена к уничтожению, план, разработанный Ильичевым, по указанию Хрущева начали выполнять по пунктам. Прежде всего, надо поколебать авторитет Церкви в глазах самих верующих. С этой целью Ильичев дает команду на рассекречивание тайных агентов через их открытый уход из Церкви. Расчёт точен, эффект от такого скандала стоит потери части агентуры, даже самой ценной. Отбросив всякие церемонии в отношениях с Церковью, власть идёт к своей цели напролом. Начинается массовое закрытие храмов. 16 октября 1961 года правительство принимает секретное постановление о возможности ликвидации храмов по решению местных органов власти. Особенно сильный удар был нанесен по церквям Белоруссии, в особенности восточной, и на востоке Украины. В Минске была прямо поставлена задача сделать Белоруссию первой атеистической советской республикой, без единого храма и без единого верующего. Тотальное наступление на Церковь должно было окончательно изолировать её от общества. В эти годы было опасно не только быть верующим, но и даже просто заглянуть в храм из любопытства. Крещение, отпевание, венчание стали абсолютно недопустимы для членов партии, комсомольцев, да и просто лояльных граждан. И всё равно отчуждение народа от Церкви таким выглядит только внешне: многие продолжают веровать тайно.

После ухода в отставку главного гонителя Церкви, Хрущева, новый лидер страны Леонид Брежнев предпочитает оставить Церковь в покое, у него другие планы и приоритеты. Очередные жестокие гонения на Церковь уходят в историю вместе с «оттепелью», хотя лёгкой жизни для верующих ждать по-прежнему не приходится…

Русская Православная Церковь выстояла и на этот раз, сохранив своё достоинство и живую кровную связь с народом, хотя всё, казалось, было против этого. Но – пути Господни неисповедимы…

Режиссер: Виктор Беляков