Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (Литургия). 29 октября 2017 г.

Дата: 
29 октября 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 8:5-15
Мф. 27:33-54

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сёстры, предлагает нашему вниманию знакомую притчу о семени и сеятеле. Вот что интересно: неоднократно сталкиваясь с этим повествованием, вниманием своего сердца мы часто проходим мимо него. Господь говорит, что к одним Он обращается притчами, к другим же, к тем, кто способен слышать, Он говорит напрямую.

Мы часто воспринимаем происходящее и услышанное неглубоко. Притча рассказывает нам о том, что сердце может быть и глубоким, и не глубоким. Глубокое сердце, воспринимая Божье слово, принимает его в себя, и впоследствии из него произрастают христианские добродетели – не сами по себе, а как результат большого труда, Божьего и человеческого. Но если человек слушает только внешне, если то, что звучит, остаётся предметом его мысли, но не уходит в область сердца, – так рассуждают святые отцы, – тогда человек уподобляется тем, кто описан в данной притче: слышит, вдохновляется, воспламеняется, но…

Порой общаешься с приходящими в храм людьми, которые иногда заходят на исповедь или, прохаживаясь по храму, с вопросами чем-то интересуются. Видишь их искреннее желание иметь веру, но понимаешь, что это желание неглубоко. О таком сердце Господь и рассуждает, и степень его глубины Он предлагает нам определить, потому что это очень серьёзный, очень искренний вопрос совести. Подходя к Таинству, человек открывается своей лучшей стороной, но если после получения от Господа поддержки и помощи он продолжает жить по-прежнему, его жизнь превращается в вялотекущий процесс духовного малоделания, совершается то, о чём те из нас, кто не проспал сегодня, слышали.

На этой неделе я непременно постараюсь написать обращение к прихожанам в отношении их участия в Богослужении. Мы даём людям возможность прийти на исповедь и поговорить со священником в течение разного времени. Когда большая семья и много детей – это отдельная тема, таким людям мы внимание уделим в любой момент, конечно. Но есть взрослые родители, сознательные мужчины и женщины, отнюдь не дети, которые не приходят вовремя на службу, не слушают молитв к исповеди, опаздывают на евангельское чтение, пренебрегают началом Богослужения и приходят попозже, полагая, что это норма. Более того, они дерзают приступать к Таинству Причастия, почти к нему не готовясь или готовясь кое-как.

У апостола Павла есть такие слова: «Потому вы и болеете, что причащаетесь недостойно». Любой из нас причащается в плохом состоянии, но именно о необходимости неравнодушного приготовления писал святитель Феофан Затворник, о необходимости «не оравнодушиться». Здесь, конечно, вопрос духовного окормления человека, ибо только с духовником решает христианин, как часто ему надо причащаться Христовых Таин. Есть разные события в жизни, и они очень индивидуальны – ведь степень подготовки также может зависеть от ряда обстоятельств. Возгревать в себе готовность трудиться и иметь некую аскезу, воздержание, связанные с телесным постом и прочими моментами, мы действительно должны, иначе это всё окончится страшным состоянием, о котором сказано в притче: когда умом нечто понимаешь, а до сердца твоего оно не доходит: «Всё правильно, всё верно, я это вижу, слышу это, как-то к этому отношусь со всем трезвением, но неглубоко».

Мы не всегда готовы испытать такой духовный подъём, какой был в первые века, – вот почему на наши призывы Господь не всегда реагирует. У отцов есть удивительное поучение: они рассуждают о том, почему Господь не исполняет наших прошений и по нашим просьбам не являет нам нечто: потому что мы не готовы к этой встрече. Если Он к нам сейчас придёт и явит Свою милость, а мы не готовы, то мы погибнем от этой встречи. Он, щадя нас, даёт нам время для внимательной, основательной и скрупулёзной подготовки для встречи с Ним, иначе всё это может превратиться в прямое нарушение третьей заповеди, когда человек кощунствует, когда он не только всуе общается с Богом, но и к Таинствам приступает всуе.

Сегодняшний рассказ, притча о семени, – это разговор с совестью человека. Здесь есть очень интересное напоминание о том, что дьявол придёт непременно. Почему? Потому что Господь терпит его для нашего блага. Когда я впервые прочитал об этом у святителя Иоанна Златоуста, я, остановившись на этих словах, был смущён: как Бог может диавола терпеть для нашего блага? Потом, читая дальше, я был потрясён глубочайшим духовным рассуждением этого вселенского учителя Церкви. Господь открывал ему очень многое, оттого и назывался он «Хризостомос», «золотые уста». Он пишет о том, что человеку в борьбе со страстями нужен сильный соперник. И если борьбы не будет, человек проиграет и погибнет. А если он будет бороться данными ему Богом средствами, будет стараться преодолеть свою косность, остывание, он непременно будет побеждать. Сражаясь с сильным соперником, человек навыкает в мастерстве ведения боевых духовных действий. Чтобы знать, как их вести, нужно изучать тактику и стратегию, не только цитировать кого-то, но и пытаться так жить, не только пытаться так жить, но и понуждать себя делать это регулярно. С малого, но регулярно. Заставляя себя. Иначе – упало при дороге, попало в расселину в камне, взошло, но столько забот, столько вопросов, столько проблем, столько внешних обстоятельств, что духовно не хватает ни сил, ни времени, даже на службу прийти вовремя сил не хватает, прийти на исповедь времени тоже не хватает.

Конечно, Господь слышит и короткий вдох, и бывает, что и впрямь не получается: дела, работа, заботы – в любой ситуации мы внимание вам уделим, более того, сделаем это вежливо, корректно и доброжелательно. Но если человек не будет искать возможности рассмотреть с духовным доктором свои внутренние проблемы, не будет делать этого регулярно (раз в месяц – обязательно), если он не будет проходить эту духовную диспансеризацию часто, то связь с духовным наставником будет теряться. Обсуждение, внимание здесь должны быть непременно. Что изменилось в твоём внутреннем мире за этот месяц? В какую сторону изменилось и что делать дальше? Иначе эта бесхозность делает человека подобным флюгеру, вертящемуся из стороны в сторону. «Мне бы к Царству Небесному, это где-то там…». А вот куда идти, как жить, как действовать и думать правильно? Где же работа над собой между исповедями? Где эта самая работа над ошибками, где домашняя работа? Как часто я приношу эту тетрадь на проверку и как часто всматриваюсь в написанные в ней слова? Как часто я пытаюсь исправить ломаную линию духовной буквы? Цена этому – моя духовная и вечная жизнь.

Сегодняшнее евангельское чтение – очень известный рассказ, который часто пролистывают, потому что знают его едва ли не наизусть. Несмотря на это, каждого из стоящих сегодня здесь я очень прошу задуматься над тем, к какой категории описанных в притче душ он или она себя относят. Я прошу задуматься над тем, что можно и нужно сделать, чтобы встать в категорию тех, чья добрая земля принимает семя, Божье слово, и чьё доброе семя даёт всходы и приносит плоды. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев