Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (Литургия). 21 сентября 2017 г.

Дата: 
21 сентября 2017, четверг

Евангельские чтения:
Лк. 10:38-42, 11:27-28

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, в день праздника Рождества Божьей Матери, мы с вами можем задуматься над тем, насколько значимо было событие, вместившее в себя понимание рождения в мир Бога.

Рождение юной Девы было фактом приготовления человечества к Божьей милости. Знаете, бывает, испачкается дорогая вещь – и становится её жалко. Хозяйка ищет возможность привести её в порядок: стирает, отбеливает, бережёт… Когда удаётся эту дорогую вещь восстановить, она радуется, а если не удаётся – печалится, потому что жалко. Когда человек оступился и ушёл с Неба, лишившись небесного рая, постоянного общения с Богом, это было страшно, и, слава Богу, мы с вами этого в полноте испытать не можем: мы уже в ином состоянии. Но вот человечество, которое жило до прихода Христа, испытывало состояние страха, уныния и угнетённости. То лучшее, что мир дал Богу, преподнёс Ему как дар, – это рождение Пречистой Девы.

Если почитать о Её роде, то можно увидеть, что в числе Её предков присутствуют очень разные люди. Но постепенно, выбеливая и очищая наследственность сродников Пречистой Девы, Господь готовил этот Сосуд к принятию Себя Самого. Вот почему, когда мы рассуждаем о здоровье детей, мы должны понимать, что должны учиться жить праведно. Между пониманием того, что нужно учиться, и началом работы над собой лежит большая дистанция. А от начала работы над собой до изменений – ещё одна дистанция. От малых изменений до больших – ещё время и ряд событий. Иногда человек не вмещает этого, бросает: «Как это вообще возможно?!». Это возможно, важно лишь начать делать это осознанно и глубоко, с применением тех средств, которые предложены нам Богом. День Рождества Божьей Матери – одно из событий, призывающих нас задуматься о важности системной работы над собой – конечно, постепенной. Но постоянной. С понуждением себя делать то, что делали благочестивые предки Божьей Матери, готовясь к событию, которое они предощущали. Предощущали – и потому берегли себя, возделывая нивы своих сердец, видя через столетия, прозревая сквозь тысячи лет для того, чтобы утроба девичья заключила в себе Невместимого Бога. Это богословское понятие, но когда оно звучит, в сознание человека входит хотя бы малое понимание произошедшего. Вместе с тем, человек должен осознать, что и он также есть тот сосуд, в который Божественная сила может войти – или не войти, в зависимости от того, как живёт, как мыслит и что делает человек. Если я не стремлюсь к чистоте и не понуждаю себя хоть в некоторой степени двигаться в сторону света, я непременно буду вмещать в себя другое, не светлое, но тёмное.

Перед нами раскрыта книга родства Божьей Матери, в которой люди, Её благочестивые предки, объявили войну себе самим. Они воевали сами с собой. «Как же так – с собой? Я так себя люблю, я так себе нравлюсь… Я такой хороший человек!..». Но, присмотревшись внимательнее, я узнаю себя совершенно другим. Если не присматриваться и не применять данные Богом средства, в состоянии самообольщения можно повредиться очень сильно. Нанести себе страшный урон, а потом передать по наследству испорченную природу, и рождающиеся затем дети и внуки до седьмого колена будут нести на себе последствия моего безразличия к духовной жизни и моего распутства. Понятие распущенности – духовное понятие, как и понятие разврата. Это понятие связано с отчуждённостью души от Бога, с внутренней распущенностью, в первую очередь: я не собрался, я распустил. Я не потрудился для того, чтобы моё сердце вместило Бога, не создал в нём обстановку, в которую Богу приятно войти.

Бывает, мы входим в некое помещение, где находиться бывает неприятно: так там смрадно, так там пахнет дурно! Бывает, придёшь куда-то – и не хочется есть. Всё накрыто, всё в норме, но есть не хочется, вот не идёт. Почему? Речь идёт о духе, который царит в том месте. Или в человеке: общаешься с ним и чувствуешь, как тяжко с ним говорить. Он не вмещает Божьего Слова, ему тяжело – и ты понимаешь, с кем имеешь дело, и понимаешь, что поднимается в тебе нечто нехорошее, понимаешь, кто именно стучится сейчас в твоё сердце.

Сегодня День рождения Божьей Матери, когда праведные Иоаким и Анна, понеся суровое испытание бездетности, испытали радость (долгие годы они были вне возможности родить чадо). Испытали радость, которую сегодня имеет весь мир, но он же может её не ценить. Как важно ценить эту радость, как важно захотеть в неё войти! Это духовное понятие предполагает, что человек будет иметь готовность сам принять Божественное Слово. Когда это происходит – внутренний мир перерождается и возникает потребность напитаться нечеловеческим.

Сегодня День рождения Небесной Царицы, Которую называют Матерью всего мира. Есть среди нас те, кто ещё не выстроил своих с Ней отношений. О Ней слышали, говорили – наверное, каждый внутри имеет почтение к Божьей Матери, но личные отношения с Ней имеет не всякий. Если такого в вашей жизни ещё не произошло, личного, – важно поторопиться. Это правда. С Царицей Небесной важно выстроить личные отношения, тогда и здесь, в этой жизни, мы почувствуем Её заботу, и там непременно, принимая нас после земной жизни, Она утешит нас, как мать. Небесная Мать всегда утешит и там нас примет, приведя в особое состояние встречи с Богом, к Которому Она имеет самую близкую привязанность, поскольку пришёл Он в этот мир через Неё.

Будем внимательны, дорогие братья и сёстры, к тому, что событие сегодняшнего дня предлагает нам задуматься над тем, как мы живём и что для нас само это событие. Как мы, услышав о внутренней работе, будем готовы реализовать получаемое от Господа. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев