Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице (Литургия). 3 сентября 2017 г.

Дата: 
3 сентября 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 21:33-42

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Притча о злых виноградарях, дорогие братья и сёстры, предложенная сегодня, вводит нас в понимание всей истории человечества. Рассказ этот – иносказание, предлагающее слушателю осознать событие, имеющее отношение не только к этому миру в целом, но и к каждому человеку, к смыслу его жизни. Когда Господь созидал этот мир, Он устраивал в нём всё необходимое для того, чтобы человеку было хорошо (мы читаем в Священном Писании о том, что видел Бог, что «сие есть благо»). И, имея благосклонность и любовь к человеку, Он устроил в этом мире всё так, чтобы было всё добро и мирно, и чтобы Царство Божие было человеком востребовано.

В этой притче мы читаем и слышим о тех, кому Господь вверил попечение о созданном: Он вверил это тем, кого именуют рабами. Кого-то подобные высказывания о рабстве возмущают, но это лишь от непонимания этимологии данного понятия. Духовный смысл и толкование понятий «рабство» и «раб Божий» строятся на глубокой и содержательной духовной основе. Это не зверское порабощение диктатором некой территории, не насильное насаждение, не призыв к тому, чтобы яростно чему-то подчинить, это иное состояние: речь идёт о том, что человек добровольно предаётся своему Господину, и это духовное рабство предполагает ступени к сыновству, важность которого не переоценить. Это приглашение к тому, чтобы духовно расти, взращивая в себе семена веры.

Посылая в виноград своих слуг, пророков, апостолов, Предтечу и Себя самого, с чем сталкивается Господин? Он сталкивается с тем, что, получив в пользование виноград, Его дети пожелали присвоить себе то, что Он им дал. Мы читаем в Священном Писании о том, как развивалась история человечества, что происходило не только в духовном, но и во внешнем мире. Читаем, что первый мир был уничтожен водами Потопа, что затем люди разошлись по миру и как открылось множество наречий и языков – нравственное состояние человека привело его к тому, о чём здесь сказано: к готовности присвоить то, что Бог ему дал, более того, Сына Божьего, пришедшего в мир, лишить наследства и взять себе Его имущество.

В этой притче представлена не только мировая история, перед нашим взором открываются не только огромные масштабы и границы, речь идёт и о жизни каждого человека, потому что каждый из стоящих здесь получил от Бога очень много. При этом мы видим нестроения, слышим стоны, видим страдания и скорби – лукавство, в которое впадает искушённый человек, несчастный человек, движимый нечистыми духами, приводит его к обвинению Бога. Не к обвинению себя, разрушающего внутренний и внешний мир, а к обвинению Бога, Который что-то «недосмотрел» и «не учёл». Подобное рассуждение нелепо, но насколько же в нём утверждаются слепцы, пытающиеся бесчестить Бога… «Как можно быть неверующим в этом мире?» – восклицает верующий человек, а неверующий восклицает обратное: «Как можно быть верующим?». Всё зависит оттого, насколько духовно зряч человек.

Бог дал величайший дар каждому из нас – свободу. Это одно из проявлений того, о чём пишется в Священном Писании, того, что «по образу и по подобию Бога создавался человек». По этому образу и подобию человек получил свободу, чтобы свободно отдать свою волю Богу, потому что Он сам знает, как правильно вести, распределять и управлять. Если соразмеряет по Божьему Закону свою жизнь человек, то постепенно это искусство любви становится для него маяком его жизни. Он стремится к миру, он оступается и падает, конечно, но поднимается и учится искусству веры, возгревая в сердце полученное от Бога, тот самый насаженный Богом виноград. Если человек этого не делает, пустым его сердце не остаётся: туда входит иная сила и наполняет его вначале помыслами, а потом и действиями. Рассказ о преступлениях виноградарей – это рассказ о жизни каждого из нас. Более того, мы, получив от Бога дары, часто не благодарим Его. Заметьте: благодарность – это не только короткое «Спасибо», не только заказанный благодарственный молебен. Благодарность – это образ жизни по Божьим заповедям с покаянием. Если этого нет, тогда сердце человека выхолащивается, если нет участия в таинствах, вера иссякает. А ум заражается помыслами, идущими из сердца, по слову апостола Павла. И потом ум принимает эти помыслы, а за этим следует действие. И вот уже осваивает жизнь по своему плану человек. Получив от Бога таланты, как он их реализует? На что он их направляет? Если человек не учится искусству жить по Божьему Закону, он их направляет на служение себе самому. Для себя. И чем больше утверждается в этом человек, тем больше деградирует его личность, потому что Богом вложено в человека стремление учиться жить для других. Это целое искусство, им невозможно овладеть быстро, вот почему из года в год мы читаем и слушаем одно и то же: чтобы хоть что-то вошло в нашу память, оросило наше сердце и возвысило наш ум.

Но если прочитанное и услышанное, очень короткое, и потом не возгреваемое образом жизни по Божьему Закону только на этом и остановится, тогда человек начнёт искать другую возможность. Получая от Бога, он будет требовать ещё большего, а вместе с тем желать, чтобы Бог его не тревожил, покинул его, не мучил его совесть. И чтобы дал ему ещё больше. Таковы правила, что на этом поприще остановиться невозможно. По Божьему Закону, если человек не учится искусству самоотречения и ограничения себя, если он не учится искусству, позволяющему общение с Богом, он непременно падает. И его желание, подхваченное нечистыми духами, вводит его в пространство служения только себе самому. Любая ситуация жизни, которая возникает вопреки желанию человека, вызывает в его сердце бурю негодования.

Виноградник – не только мировая история. Это история жизни каждой семьи. Бог дал дом человеку. В этом доме ископано точило, колодец. Кладезь благоденствия, тот домашний очаг и малая Церковь, которая должна благоухать подобно саду. И что мы видим? Вопрос: а почему это происходит? А по той же причине: каждый желает жить для себя. «Детей рожать не хочу, я хочу насладиться жизнью. Ты, Господи, дал мне столько, что хочется ещё. Дай мне – и уйди. Не мешай мне тратить то, что Ты мне дал. Я не хочу рожать». Но тогда другие придут на твою землю и возьмут её, потому что ты с ней не справляешься. Они рожают много, и они же будут возделывать твои нивы. «Я не хочу жить по Твоему Закону, у меня есть своя правда. Я придумаю нечто о том, как этот мир возник, внесу это в учебники и предложу это детям. Они будут учиться по этим учебникам, и их вера постепенно будет иссякать, потому что и я живу по другому закону».

По какому закону?

Как-то я пришёл в школу и спросил у детей начальных классов светской школы: «Скажите, ребята, а есть ли у диавола свои заповеди?» – «Да» – хором ответили мне дети из светской школы. «А какие это заповеди?» – «А это Божии, но наоборот». Свобода, предлагаемая сегодня как вседозволенность, – некое правило. Жить в угоду себе, брать от жизни всё, есть, пить, праздно веселиться и тратить впустую получаемое от Бога только на себя, негодуя на тех, кто мешает это делать. Даже в малом отступая от Бога, изнывая от того, что мучит чувство раскаяния: «Да убить Его нужно в себе, вывести за пределы сердца и убить!». Получив прежде всё: таланты, навыки, изобилие, большое и маленькое, не важно, любое. И убить в себе этого Бога, чтоб не мучил. И наслаждаться жизнью.

Вы знаете, есть много рассказов и пословиц о сидящем на ветке человеке, который пилит эту ветку. А потом падает с неё, и это падение бывает тяжёлым не только для него самого. Мы вчера говорили о семье, о детях, о внуках, о наследственности – это всё падает на потомков, рождающихся слабыми или вообще не рождающихся. «А потом, – сказано в Священном Писании, – отдам тебя народу жестоковыйному». Как же так, отдаст безжалостно? Да нет! Ты сам, своей жизнью, отдашь себя и во внешнее рабство, и тому народу духовному, который возьмёт тебя в плен, и ты будешь рабом того народа, которому присягнул, убивая в себе Хозяина винограда. Тебе кажется, что это свобода. Нет, это тотальное рабство, потому что истинная свобода возможна только в Боге, Он максимальная свобода, и Он знает, что нужно человеку, и никогда не предложит Своим детям того, что плохо. Мы своим детям стараемся дать лучшее, а ведь мы не совершенны. Порой наши желания искажены, наша любовь слепа, а здесь – Совершенная Любовь. Он предлагает нам войти вот в это духовное состояние сыновства и дочерней признательности к Нему, чтобы учиться искусству жизни в Его винограднике. Даёт таланты и учит направлять их на созидание мира, семьи, государства и общества. Если этому искусству не учиться, можно войти в рабство к другой силе. Человек присягает ей, живёт по её закону, полагая, что услаждает себя, но при этом разрушается. В каждого из нас Богом вложено то, что называется «свобода». И вот от того, как мы ей распорядимся, кому мы её вручим, Богу или диаволу, зависит самое главное.

Вот мысль, предложенная сегодня в Священном Писании. Дальше каждый решает сам. А одного решения мало, потому что после этого решения будут некие действия. Вот почему апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру из твоих дел, как ты живёшь». Насколько твои слова сочетаются с делами, покажи, что ты сделал для другого. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Твоё – только то, что ты отдал». И когда жизнь закончится, Бог посмотрит, что мы отдали, а наша совесть подсчитает отданное и присвоенное. И если присвоенного будет больше, ни о каком Царстве Небесном речи быть не может. «Как же так, это несправедливость!». Безумный, ты своим маленьким умишком споришь с Богом о несправедливости? Ты всю жизнь прожил не так, ты изначально исказил в себе представление о правде и Богу протест объявил, ультиматум поставил: «Не мешай мне жить! Уйди. Я убью Тебя в себе. Выведу за приделы виноградника и убью, а потому буду жить, как хочу». Ну, вот и получишь.

В очередной раз – рассуждение о суде, о перспективе и об ответственности в этом отрывке. Мы называем суд Страшным. Как же у Бога может быть Страшный суд, если Он – сама Любовь? Нет, он справедлив, этот суд, а страшен он для того, кто жил страшно, и страшно будет увидеть там, как ты здесь жил, как потратил полученное от Бога. В Писании сказано, что тот, кто получает этот виноград, питается от него и должен питаться, но не может есть его только сам, присваивая себе данное Богом. Искусство самоотвержения и готовность отдавать нужно постепенно стяжать в сердце с готовностью не останавливаться.

Пожалуй, всё. Здесь можно бы поставить то самое «истинно так», «аминь». Но знаете… Каждый из слушающих здесь выйдет отсюда с этим словом. Насколько в его сердце есть готовность о нём думать и способность его воспринимать, станет заметно, если сегодня вечером вы об этом слове вспомните, отходя ко сну, думая о том, что будет завтра. Вступающему в новый день человеку нужно поставить какую-то задачу. И если услышанное сегодня не станет основанием для того, чтобы что-то изменилось, тогда оно прозвучало напрасно. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев