Проповедь на праздник Вознесения Господня. 27 мая 2017 г. (Литургия)

Дата: 
27 мая 2017, суббота

Евангельское чтение:
Лк. 24:36-53

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Что за событие, дорогие братья и сестры – Вознесение Господне? И как нам с Вами подойти хотя бы к малому пониманию того, что случилось? Давайте начнем немножко издалека…

Испуганные, погрузившиеся в состояние маловерия, сомневающиеся апостолы – разбежались. Божественный Учитель – Тот, Который говорил о Себе как о Боге, – распят, и как дальше жить? Разбежавшиеся ученики не могли вместить, как же это возможно: Всемогущий – и Его схватили! Всесильный – а Его связали, оплевали, предали самой позорной смерти, самой позорной! Римских граждан усекали мечом – это считалось честью, это была быстрая смерть. А на кресте – позорная, долгая смерть, на солнце, ты истекаешь кровью – мухи, слепни, птицы… И ты постепенно умираешь. Как это возможно? Бог – на кресте? Могущий уничтожить всё, но терпящий и движимый любовью. Вот как это возможно вместить? И состояние было страшное у апостолов, они разбежались. А потом при море Тивериадском Он является к ним. Они плывут, они ушли снова рыбачить; состояние удрученное, вышли в море, ничего не поймали, всю ночь работали – и ничего! Вообще ни одной рыбы.

Представляете, какое состояние? И тут все плохо, и здесь отвратительно. Возвращаются – утро, дымка на озере – оно такое большое, что называется морем Тивериадским, Галилейским. И – Он стоит. Это состояние невозможно передать. Возрождение надежды, всего… Это прорыв какой-то! Они к Нему обращаются: «Так плохо!» И Он им говорит: «Забросьте сети!» Они забрасывают – и не могут поднять это количество рыбы. И пребывают в состоянии ужаса и радости, и у них не укладывается в голове – как это возможно?

Несовершенен человек. И, воистину, велик Господь. И вот сорок дней Он им рассказывал о том, о чём нам с вам ещё надлежит узнать. И если мы с вами сюда не спешим в воскресенье, если мы не понуждаем себя, чтобы открывать, через силу порой, молитвослов, а через сон не понуждаем себя идти на праздник в храм, если Евангелие не читаем – тогда вера уходит, сердце остывает, и эти истины становится вместить невозможно.

Мы сегодня читали в Евангелии – вдумайтесь! – что Бог открыл им ум разуметь Писание. Почему открыл? Потому, что видел их решимость идти. Бог не даст тому, кто не готов, не хочет. Он не желает – значит, не получит. Но надо не просто хотеть, а и понуждать себя. И без послушания, без смирения и покаяния войти в это состояние невозможно. Без труда, как сказано в Писании, не войдешь в Небесное Царство. Потому что Царство Божие силой берется, и прилагающие усилия восхищают его. И вот сорок дней Он им рассказывал, приходил, являлся в новом теле. Мы читаем о том, что Иисус вошел в горницу затворенными дверями, то есть двери были закрыты, Он сквозь стену прошел. У Него тело было такое же, какое мы обретем после воскресения – новое тело. Но это не самоцель – пройти сквозь двери. Цель в другом: обновиться и вознестись. И вот, взяв их на Елеонскую гору, Он обещает им вернуться вновь и послать с неба Духа Утешителя, и поднимается к Богу Отцу. И они, наблюдая за этим, радуются обещанию, что Он придет. Веря в это и утверждаясь в глубине того, с чем потом пошли по миру и проповедовали Божье слово. Но это будет после Пятидесятницы.

Пока ещё нужно «дозреть», подготовиться и, находясь в Иерусалиме, по слову Христа, быть в единении и молитве. Невозможно, выйдя из единения Церкви, создать что-то вечное. Потому что временное – оно разрушается, а вечное – оно никогда не иссякнет.

И вот эта радость, с которой они вернулись в Иерусалим – радость не животная, не плотская, а очень глубокая духовная радость. Мы порой, когда желаем кому-то радости, должны задуматься, какой мы радости желаем. Нас Господь не лишает наших земных радостей, но призывает нас к большему. И эту духовную радость может испытать только тот, который понуждает себя учиться жить по Божьим заповедям. А это всегда трудно. Неудобно, сложно, и во всякой сложности есть испытания твоей готовности: будешь ли ты иметь готовность и решимость приложить усилия, а дальше Бог наполнит твои усилия силой и даст результат решимости. Даст плод тому старанию, которым ты должен доказать Ему, что ты готов идти. Это условие. И апостолы, вкусив от этого, испытали состояние, которое передаётся через века. И почувствовать его можно только тому, кто сам стремится, понуждает себя войти в это пространство веры и Церкви, жизни по Божьему Закону. Порой сквозь насмешки и неприятие, отчуждение людей внешних, слепых, не понимающих, что такое христианская вера, а по внешнему пытающихся судить о том, как здесь, в Церкви.

И вновь вспоминаются слова преподобного Максима Исповедника о свободе – наверное, лучше него о свободе никто не написал. Он пишет, что многие рассуждают о свободе. Что же есть свобода? И дальше этот достигший бесстрастия человек восклицает: Бог есть свобода! И все, кто с Богом, освобождаются от власти греха, от дьявола и от смерти. Есть мнимая свобода, которая именуется вседозволенностью: я хочу и буду делать то, что я хочу! Но это не свобода, это кабала, это рабство тому греху, который постепенно обуяет человека. И если не знаком человек с азами духовной жизни, то он не в состоянии постичь, он не в состоянии вкусить от этой духовной радости.

Вот сегодняшний праздник – это призыв к духовной радости, это колокольчик в сердце, призывающий подняться на более высокую ступень – попытаться взойти, потому, что если не пытаться этого сделать, ничего не произойдет. Этот путь – он всегда сопряжен с неудобством, с тем, что бывает трудно, сложно.

Есть такой рассказ-притча об одном царе, который наблюдал за тем, что происходит в городе, из окна дворца. Он смотрел на эти улицы, на людей, и вдруг увидел карлика – нищего. Все шпыняли его, кричали, щипали, били, издевались над ним, и несчастный плакал, а всем было весело. И сердце царя дрогнуло, и он приказал своим воинам пойти туда, в эту узкую улицу, взять этого карлика и во дворец его пригласить. Воины пошли исполнять приказ государя, но было одно условие: подняться во дворец нужно было по очень высоким лестницам, по ступеням. И вот, карлик поднялся на первую, обдирая свои локти и колени, лохмотья – ступени высокие, а подняться можно было только самому, – ему было тяжело, он пытался вцепиться ногтями, как-то подтягивался и почти достиг искомого, но еще нужно было преодолеть несколько ступеней. Он попытался подняться на ещё одну и с трудом взял и её, потом остановился, посмотрел наверх – ещё нужно было пройти немного, но всё же преодолеть что-то. И потом посмотрел вниз, махнул рукой и спустился обратно. Скатился вниз туда, где его подхватили и снова с гиканьем и хохотом стали глумится над ним.

Вот так и душа человека. Встречает её Господь на паперти, как пишут святые, подобно грязной нищенке, в лохмотьях, а постепенно, через труд, через внутренние усилия, преображает её, облачает в подвенечное платье и ведет к алтарю. И никому никогда труда не избежать, и усилий тоже не избежать, потому, что без них, без усилий, не достичь этого Царства. Именно об этом Царстве радуются апостолы, ибо Господь открывает двери в это Царство и приглашает каждого войти в него.

Всех вас с праздником! Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев