Проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. 7 мая 2017 г. (Литургия)

Дата: 
7 мая 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Ин. 5:1-15

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В эту неделю, четвёртую по Пасхе, которая именуется Неделей о расслабленном, мы с вами читали Евангелие, для многих из нас хорошо знакомое, потому что рассказ о расслабленном человеке, лежащем в недуге в течение тридцати восьми лет, нередко произносится в храме, а особенно часто мы слышим его во время водосвятного молебна.

В этом чтении говорится о Силоамской купели, вокруг которой лежали страждущие – слепые, хромые, сухие – в ожидании движения воды, потому что в этом месте в Иерусалиме совершалось чудо. Ежегодно Ангел сходил в это место, в котором лежало древо – то самое древо, которое когда-то процвело, потом находилось в храме в Иерусалиме, а затем, по преданию, было положено в Силоамскую купель, и, напитавшись водою, оно было очень тяжелым. Именно это древо и нёс на Себе Спаситель, и потому и упал по пути: от его тяжести.

Так вот в эту самую купель сходил Ангел, и всякий, кто первым сходил после этого в купель, исцелялся. А у этого человека, который тридцать восемь лет лежал у купели, не было близкого, кто мог бы его погрузить первым, потому что желающих исцелиться было много, но только один опускался первым и поднимался после этого здоровым. И вот, обращаясь к этому человеку, Спаситель спрашивает его: «Желаешь ли быть целым?». Глубочайший вопрос, который звучит и для каждого из нас. Желаем ли мы быть целыми, то есть не только обрести полноту в здравии, но измениться?

Мы все находимся в раздробленном состоянии, духовно расслабленном. Обращаясь к каждому из нас, Господь не случайно вопрошает, хотим ли мы измениться, потому что желание измениться предполагает изменение образа жизни. Не просто «я хочу выздороветь», нет-нет! Господь спрашивает глубже: желаешь ли ты стать другим, обрести то здравие, которое нужно направить в верное русло? Вот и сегодня этот отрывок звучит для каждого христианина, чтобы он осознал, хочет ли он стать другим. И пока он не хочет стать другим, Господь не даёт ему этой целостности. Не потому, что он не хочет её дать, а потому, что человек обесценит эту целостность и втопчет её в грязь, как свинья втаптывает бисер. Это – состояние нечистоты, и поэтому в еврейской традиции есть сравнение с этим нечистым животным, чтобы мы осознали, что мы находимся невысоко.

Обращаясь каждый день к Богу с каким-то прошением, мы нередко даже не задумываемся над тем, что мы просим. Обращаясь к Нему с просьбой о милости, мы должны понимать, что приход Его милости сопряжен с неудобством для нас с вами, так как чтобы принять Его милость, мы должны смириться. Это больно, это понуждение себя к тому, чтобы вести иной образ жизни. Причём, заметьте, это не касается больших подвигов – речь идёт о простом, элементарном: о послушании мужу, о любви к жене, о послушании детей родителям, в целом о нашем послушании Богу. Если мы не задумываемся о том, что есть послушание, а просто слово полагаем в сердце, мы можем ничего не понять. Послушание Богу предполагает, чтобы каждый наш день был выстроен по Его правилу, по Его закону. И когда что-то не получается, то с нашей стороны должно быть укорение себя и вновь попытка построить этот день по Божьему закону, то есть чтобы он тоже был целым – не сам по себе, но чтобы мы в нём имели цельность: как мы встали, как мы пошли по этому дню, как прошла его середина, окончание, как мы отошли ко сну, какое место в течение этого дня и вообще в нашей жизни занимает Бог.

Каждый из нас расслаблен в духовном делании, и потому мы и немощи имеем телесные – потому, что мы духовно не укреплены. В сегодняшнем отрывке Евангелия Господь говорит о том, что человек должен захотеть стать другим. Он не заставляет его – Он предлагает ему, и более того: Он отдал жизнь за него, Он умер и воскрес для каждого из нас. А вот дальше – нам предлагается иметь готовность жить по Его закону после Его смерти и Воскресения, чтобы иметь целостность, духовную полноту и высоту. Но если мы, обращаясь к Нему с просьбами, вопрошая Его о чем-то значимом и важном, не имеем готовности меняться, тогда как Он может нам дать то, чего мы просим? Мы же можем это не во благо для себя использовать…

У меня вчера был интересный эпизод. Пришла молодая семья. Они пришли, потому что у них родился второй ребёнок и они просили меня его крестить. А первого их ребёнка я крестил в канун моего назначения сюда настоятелем. Это было пять лет назад, и их старшей девочке пять лет сейчас. Я с тех пор их не видел. И вот они пришли и говорят: «Батюшка, мы считаем вас своим духовником и просим вас покрестить нашего второго ребёнка». А мы пять лет не встречались! Столько произошло всего за эти пять лет… Но они пришли с такой искренностью! Я когда-то читал в течение года лекции в военном университете министерства обороны, и глава этой семьи – бывший выпускник этого курса. Они тогда всем курсом пришли на выпускной в храм святой Параскевы Пятницы, чтобы затем разъехаться по большой стране. А он уже был женат тогда, и у него уже был ребёнок; тогда он и попросил покрестить свою дочь. Это было пять лет назад, и вот вчера мы снова встретились… Я попросил матушку проводить их по нашей школе, и, что интересно, девочка, впервые пришедшая сюда, сказала: «Я не хочу отсюда уходить». Подошла ко мне, обняла меня… Я с тех пор её ведь не видел, ведь крестил её младенцем. Так мы долго стояли, пока общались с родителями, рассуждая о целостности и расслабленности.

Давайте и мы, дорогие, задумаемся о том, как пройти следующие пять лет нашей жизни так, чтобы не было стыдно. Чтобы слово, звучащее в Евангелии, не осталось только ветром, который колеблет воздух, но не входит в наше сердце. Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Алексеев