Проповедь в день праздника Входа Господня в Иерусалим. 9 апреля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
9 апреля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 12:1-18

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня очень трагическое событие, очень глубокое по своему духовному драматизму. Мы называем его праздничным, но ведь разными бывают праздники нашей жизни. Переход в вечность – это тоже некий праздник, поскольку когда душа покидает тело, обременение и немощи, если до этого они ощущались, уходят и многое в жизни меняется. Душа освобождается от тела – в этом освобождении тоже праздник. Но какими разными могут быть эти встречи с Богом!

Перед нами страшное событие, и вчера за всенощным бдением мы уже коснулись его. Продолжим сегодня. Кричащие люди, которые ждали земного царя и на завтра уже предполагали торжествовать, потому что исполнилось пророчество и пришёл Мессия. Богом избранный народ ожидал господства над миром. А затем наступило страшное разочарование и крики «Распни Его!». Мы скоро это услышим. Вы знаете, толкуя это место Священного Писания, рассказ об этом событии, святые отцы отмечают, что обращение ко всякому, отвергающему Христа, звучит так: «Се, оставляется дом ваш пуст». Из дома нашего сердца уходит Бог, точнее, Он изгоняется нами. Мы сначала кричим, что знаем Его, а затем от Него уходим.

В жизни каждого из нас есть события, когда очень трудно. Вместе с тем, всякое приближение к храму, к Церкви, ко Христу сопряжено с ощущением нашего недостоинства: мы непременно столкнёмся с теми трудностями, которые при приближении к Свету всегда несут в себе элемент уродства. Потому что пока мы в тени, это незаметно: мы можем припудриться и быть вроде бы ничего. Как ближе к Свету – так тут же вылезает наша грязь, и чем ближе мы к нему находимся, чем основательнее эта передовая перед нами встаёт, тем больше худого мы замечаем. Рассуждая на эту тему, преподобный Амвросий, Оптинский старец, говорит: «Не ужаснись, человек, а продолжи работу. Потому что в любом месте, куда ты придёшь, при более пристальном рассмотрении ты столкнёшься с грязью. Только в первую очередь свою грязь заметь, чужая нашему несовершенному глазу всегда заметнее, а что тебе в этом? Более того, не осуди того, что видишь, а посмотри, что нужно изменить в себе для того, чтобы и вокруг тебя что-то изменилось. Быстро это быть не может. Важно лишь быть неотступным». В этом – глубочайшее богословское раскрытие сути прихода Христа. Он предлагает человеку принять любовь. Не господство, власть, внешние почести и полномочия-привилегии, а другое. Со смирением – а только так возможно пустить любовь в сердце – открыть перед любовью свою душу.

Глубочайшее разочарование ожидало не только древних иудеев, оно ожидает и нас с вами, если мы приближаемся к Церкви, к Таинствам и не понимаем, с чем мы столкнёмся здесь. Вы знаете, как-то Святейший Патриарх, рассуждая об этом, сказал: «Мы столкнёмся с человеческой гадостью, в себе самих и в окружающих нас». И это правда, от этого не уйти никогда и никому, важно только остаться человеку и продолжать трудиться. Не сбежать для того, чтобы в себе это сокрыть или попытаться не заметить, уйти от самого себя, а продолжать трудиться, поступательно работая, потому что сказано: «На всяком месте владычество Его – благослови, душе моя, Господа!». Входя в пространство Света, мы учимся искусству любви. Как тяжело было спускаться с Фаворской горы ученикам от света Божьей славы в грязь равнины, так и христианину приходится сталкиваться с грязью в себе и с окружающей грязью, потому что это бывает больно и тяжко, а иногда просто невыносимо. Но в том-то и дело, что эту линию фронта покидать нельзя.

Был такой случай, многие из нас его знают. Когда в очередной раз в свете каких-то вот таких духовных событий его вспоминаешь – настолько он глубокий, живой и правдивый… Многие помнят эту историю про пришедшего в монастырь человека, который, войдя в обитель, в скорости обнаружил там нестроения. Там было не только благолепие, там было и уродство – ему стало тяжело. Он сталкивался с этим, это ранило его, и он сбежал в другую обитель. Прошло время – и там он узрел подобное. И в третью обитель – и там увидел. Тогда он задумался, пришёл к духовнику и спросил, что ему делать. А духовник сказал оставаться там, где тот находится, и терпеть Христа ради. И порекомендовал положить в пояс записочку с этим изречением, и когда очень тяжело, прижимать ладонь и молиться со словами «Терплю Христа ради». Этот мир из-за нас искажён, но даже в своём искажении он содержит элементы прекрасного, потому что так Богом всё устроено, что даже в проявлении своего несовершенства мир потрясает своей гармонией.

Когда мы ищем Небесного Царства, мы столкнёмся в первую очередь с непотребством, потому что для того, чтобы войти в свет, нужно преодолеть тьму в себе самих. И сегодняшние ветви – символ возрождения, мы их приносим не только для того, чтобы поднять над головою и принять Божью благодать в день праздника. Мы свидетельствуем, что не только природа оживает, но и мы с вами к Богу поднимаем свои души. Начатки этой возрождающей от смерти всё вокруг весны – символ воскресения. Поднимая эти ветви, мы свидетельствуем о своей готовности возрождаться и тянуться к свету, поднимаясь от той темноты, грязи, непотребства и мерзости, в которых каждый из нас находится. Будем, дорогие, внимательны к происходящему, потому что этот праздник – испытание для каждого из нас. И вот так,въезжая, не в славе, а во смирении, в святой град Иерусалим, Господь указует на Небесный град Иерусалим, в который и нам нужно будет войти. Не в славе наших земных достижений, а в готовности смиряться, чтобы через это войти в тайну искусства любви. Иного пути в Божий рай не существует. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев