Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. 8 января 2017 г. (Литургия)

Дата: 
8 января 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 2:13-23
Лк. 18:35-43

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, неделя, именуемая Неделей по Рождестве Христовом. И события этой недели дают нам некую перспективу понимания глубочайшего изменения, которое совершилось в мире. Нам трудно представить, что испытывал человек в то время, когда Христос ещё не пришёл. Состояние это было страшным. Переживать это состояние было трудно, потому что болезнь греха, поразившая человечество и носящая глобальный космический характер, была неизлечима человеческими средствами.

По тому закону, который лежит в основании этого мира, человек должен был страдать, нести горечь болезни и умереть в муках. И при этом – никогда не войти в небесный дом. Произошедшие события Рождества Христова – это глубочайший прорыв Божественной любви в смерть.

Если посмотреть по-простому, то нерадивые дети, оскорбив отца, унизив себя, не оценив данного им удела – небесного чертога, – решили сами, без Бога строить свою жизнь и покинули Рай.

Ощутив утрату всего и последовавшие за этим страшные муки, страдания и скорбь, изменившись так сильно, что ужасались от собственного состояния, и в потомках своих найдя смерть, боль, предательство, убийство, зависть – они испытывали отчаяние.

И вот– совершается событие вселенского масштаба. И вот что удивительно и непостижимо для нашего ума: с каждым из нас Христос заключает завет, некий договор. С каждым. Более того, у каждого из нас есть своё имя. Мы с вами его пока не знаем, но оно откроется там, по окончании времён. Это особое имя и некое сугубое предназначение в той жизни, которую надлежит нам с вами вкусить за гробом. Но развитие этого направления нашей деятельности начинается здесь, и нет ни одной случайности в этом мире. Но есть те, кто не пытается даже в малой степени войти в возможность постижения тайны своей связи со Христом, своей миссии в этом мире, своего предназначения и служения в вечности. Это очень интересно, но – можно отдать своё сердце совершенно иному и настолько мелко погрузиться в состояние суеты, что не испытывать потребности подниматься выше.

Неделя по Рождестве. Мир стал другим. В мир влили жизнь, Христос пропускает через Себя всю боль, возлагает на Себя болезни, скорбь и смерть, а нам даёт Своё новое Тело, чтобы, вкушая от Него, мы изменились. Как больному переливается кровь – и он выздоравливает, так и человечеству и каждому человеку Господь даёт всего Себя, чтобы поднять его до неба. В этой тайне домостроительства (а именно так называется особое действие Бога в отношении каждого из нас есть) глубокий смысл того, что имеет отношение к высоте предназначения человека. Мы с вами через Христа, пришедшего в этот мир, через Бога, родившегося на земле, спустившегося с неба, соделываемся Божьими детьми. Что это такое?

Помните Евангельскую притчу о блудном сыне? Промотавший и проблудивший данную ему часть имения человек, сын, возвращается к отцу и желает быть хотя бы одним из наемников, чтобы питаться вместе с нечистыми животными. Он голоден. Он только делает движение к Богу, к отцу – но отец не слушает его оправдания. Он знает его признания, он ведает его сердце и он принимает его в полноту отеческой любви.

Как только мы с вами делаем движение к Богу с готовностью Ему доверять и выказываем своё желание учиться жить по Божьему закону, мы обретаем полноту Его Отеческой любви. Приобщаясь к ней постепенно, мы начинаем совершенствоваться, меняться. И для внешних людей, которые не вступили на этот путь, мы можем быть очень непонятными в этом нашем проявлении. Потому что законы Евангелия сильно отличаются от законов этого мира. Показав пример вот этого уничижения и готовности любить до смирения, Господь предлагает нам войти в то же состояние. Оно болезненно для нашего больного самосознания, ибо каждый из нас горд, и в себе не замечать гордыню – это неправильно. А вот, замечая, бороться с нею – это верно. И ежедневно, заметьте – ежедневно пропускать через себя Божье слово, искать в себе и понуждать себя к стремлению работать, чтобы с помощью Божией выдавливать из себя этот гной греха.

Более того, если мы сознательно встаём на этот путь, Господь Сам нам даст тех людей и те обстоятельства, которые нам нужны для того, чтобы измениться, чтобы выйти из этого состояния, из этой внешней шкуры нашего несовершенства. Это болезненный процесс, но Христос родился для того, чтобы показать, как это делать.

И пример Его – рождение в пещере, то есть даже в гостинице, не в доме: Ему места ни в одном доме не хватило, Его все отвергли. А Он всё равно пришёл и всё равно прощает. И находит таки во многих людях готовность учиться действовать таким же образом. Но ни один из нас не останется без возможности сделать свой сознательный и добровольный выбор.

Вот я хочу измениться, я желаю и решаю, с кем мне быть: с Богом или без Него. Но вот только если без Него – тогда совершается нечто очень глобальное, страшное, трагическое. Человек стирает своё имя из книги жизни своим образом действия и мыслей. Ставит себя вне Божьего закона. Бог терпит, ждёт, пытается исправить ошибки человека, но он сознательно и добровольно губит сам себя.

Мы не знаем полноты тайны любви Божьей и меры Его терпения и снисхождения. Но будем внимательны с вами, потому что мы призваны к радости, и даже здесь, в мире земном, вкушая от малой радости праздников церковных, мы испытываем внутреннее состояние (если входим в него) мира, покоя и вдохновения. Будем беречь и приумножать его, потому что пред нами – именно состояние, и в него можно войти или не войти. А если в него войдёшь – его нужно приумножать. Именно в Церкви есть средства по уходу за душой. Постарайтесь внимательно изучить инструкции и пользоваться, согласно тем правилам, которые не человеком, но Богом написаны для нашего блага, радости и спасения. А нам нужно только научиться.

Дорогие, всех вас поздравляю с праздником, с воскресным днём, а также с днём Попразднства Рождества Христова!

Протоиерей Андрей Алексеев