Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице. 15 января 2017 г. (Литургия)

Дата: 
15 января 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Мк. 1:1-8
Лк. 6:17-23

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами вступили в ту часть церковного года, которая именуется Неделей перед просвещением. Перед тем просвещением и Божьим словом, которое принес в мир Спаситель – Тот, Которого мы исповедуем и Которому учимся служить.

Рассматривая рассуждения святых отцов об этой неделе, давшей нам возможность понимания значения этого понятия – «просвещение» – я вот на что обратил внимание. Мы с вами живем в период, который называется в традиции Церкви «последними временами». Для апостолов это понятие было настолько живым и глубоким, что в этом трепетном ожидании Второго пришествия Христа они были настолько уверены, что Он вот-вот придет, что не сомневались – так что некоторые из последователей даже переставали работать. Зачем сеять, если вот-вот всё закончится, потому что Господь вот-вот придёт… Но шло время, и это не происходило, и понятие «последних времён» и до сегодняшнего дня остается актуальным.

Просвещение человека, пришедшего в этот мир… Каждый из нас в этой жизни имеет некое представление о внешнем и внутреннем. И вот богатство этого внешнего и внутреннего мира определяется готовностью открывать дверь нашего сердца перед Богом. Здесь в храме стоят люди, в жизни которых были разные события – причём это и взрослые, и юные, и ещё только начинающие свою сознательную жизнь люди. Вместе с тем, в их жизни были годы, когда они не учились этому искусству служения Церкви. И как священник словом Божьим преображает человека, так и вхождение в это состояние просвещения Божьим словом преображает весь уклад жизни.

Есть иное понятие просвещения, которое в своё время возобладало в Европе, а потом и у нас – направление, называемое гуманизмом. Эпоха Просвещения, которая поставила человека на место Бога, страшна не сама по себе: она страшна тем, кто стоит за этими убеждениями, ибо это отец лжи – дьявол. И провозвестники мнимого «просвещения», искажающего слова Евангелия – безбожия, вольнодумства, отречения от основ веры – наносили тем самым страшные удары и по себе, и по тем, кто их поддерживал.

Вы знаете, в этом мире каждый человек постепенно решает для себя, на чьей он стороне: с Богом или без Него. И что говорить: внешний мир постепенно становится всё менее религиозным, и степень религиозности определяется глубиною внутреннего понимания слова «религия», то есть «связь» (связь человека с Богом). Главная внутренняя составляющая религиозной жизни – это вера, образ жизни по Божьим заповедям. И вот здесь и выявляется степень нашей просвещённости. Если мы просвещаемся Евангелием, тогда это один уклад жизни и соответствующие ему ориентиры. И заметьте: в отношении нашей готовности жить по Божьему слову, по просвещённости Им мы устраиваем весь обиход нашей жизни: мы устрояем закон нашего дома, это входит во все сферы нашей деятельности… Мы не позволяем себе чего-то такого, что прежде могли позволить. Если мы отдыхаем, то мы учитываем некоторые обстоятельства – куда мы едем и летим, что вкушаем, что смотрим, читаем, куда идём: нас обязывает наше положение. Как, бывает, обязывает публичного человека его положение, связанное с одеждой, поведением, общением с людьми… Вот и христианина обязывает его просвещение Божьим словом к определённому образу жизни и мысли. Он, может, по привычке и хотел бы чего-то, но… совесть не дозволяет.

Сегодняшнее Евангелие в конце приводит нам восклицание пророка Иоанна Предтечи: «…Сей будет крестить вас Духом Святым, а не водою». А если человек просвещён не Святым Духом, тогда он ведёт совершенно иной образ жизни. Знаете, позавчера я возвращался домой в третьем часу утра. У нас около дома открыли ночной клуб. Такая картинка… Из этого заведения вышли люди, сели в машину, потом окрыли окна машины, подъехали к тем местам, где более людно, где домов побольше, и на всю силу динамиков включили музыку. Постояли вот так какое-то время и уехали. Зачем? Кто их сподвигает к этому? Третий час… Глубокая ночь… Кто их сподвигает вести себя так, чтобы разбудить побольше людей?… Просвещённые неким духом, они включили некую скабрезную музыку, не «Царю Небесный»… Включили, побыли и умчались, потому что боятся пока ещё некого наказания.

Вот в зависимости от того, чем живёт человек, и образ его жизни тоже меняется: одежда, общение, музыка, праздники, застолья, будни, встречи. День за днём совершается то, что называется историей, и вот мы, вступив в этот новый год, являемся каждый в своей семье провозвестником Того Духа, Которому мы с вами сознательно служим. Давайте постараемся осознать степень нашей личной ответственности. Это мы организовываем в нашей жизни большие и малые дни – праздники и будни. Это мы наполняем содержанием то пространство семейного очага, где мы встречаемся с близкими, готовим трапезу, украшаем жилище нашими добродетелями… Как по-разному можно праздник организовать, как по-разному можно его провести, чем наполнить своё сердце – и как мы потом будем за это отвечать. Ведь Господь может нас отсюда забрать и из буднего дня, и из праздничного. «В чем застану, в том и буду судить», – сказано в Писании. Всё это может произойти внезапно.

Сегодня подали записку с просьбой помянуть тех людей, которые погибли в авиакатастрофе. Они поднимались в воздух, и никто не предполагал, что это последнее их движение в земном мире. Как закончится для нас этот день, этот год? Давайте и мы, дорогие, в эту Неделю просвещения ещё раз для себя осознаем: перед нами есть наш выбор. Вступая в новолетие, готовясь ко дню Крещения Господня, посмотрим, как мы служим делу просвещения Божьего слова, что мы сделали, чтобы засвидетельствовать нашу готовность быть со Христом. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев