Проповедь в Праздник Рождества Христова. 7 января 2017 г. (Литургия)

Дата: 
7 января 2017, суббота

Евангельское чтение:
Мф. 2:1-12

Дорогие братья и сёстры! С Праздником!

Задумываясь об этом событии, иногда хочется говорить тихо, а не громко. Мы только в пути с вами, потому что чем дальше рассуждаешь о Рождестве, чем дальше по жизни идёшь, тем больше понимаешь, что всё это – какая-то особая Божья тайна, замешанная на очень глубокой любви к человеку и дающая нам с вами потрясающий шанс. Это испытывающая Любовь: насколько готовы мы с вами поверить в эту тайну и чем для нас является событие Рождества Христова.

Невозможно вместить: как может Всемогущий быть среди отверженных? Как может Самый Сильный смириться до креста? Как может Тот, Кто был всегда, родиться? Но в том-то и дело, что всё это – правда, и войти в эту правду призван любой… но способен – не каждый. И только тому, кто ищет истину, Бог даст ответ, предназначенный для всякого человека, жаждущего встречи с Богом.

Когда-то очень давно первые люди, Адам и Ева, сделали свободный выбор: они решили, что смогут без Него. Вот о чём рассуждают отцы Церкви, толкуя нам о значении и смысле того плода, который был взят с древа и от вкуса которого потряслось человеческое состояние: уйдя от Божьего покровительства, человек заболел, изменился, испортился – воля, ум человека стали иными. Вернуться туда, откуда он ушёл, сам человек был не в состоянии. Если бы не это проявление Божьей любви, никогда человек домой не вернулся бы – так плотно была затворена дверь Небесного чертога. Открыть её мог только Бог, Который Всемогущ, здесь нужна была Его сила: не обычная сила, не та, которую сегодня нередко предлагают применить человеку при решении сложных земных задач. А та самая сила, которая явилась величайшей глубинной и внутренней Истиной, открывающейся только тогда, когда человек понуждает себя смиряться.

И Всемогущий Бог родился в пещере, изгнанный и не принятый не только ни в одной гостинице города, но даже ни в одном человеческом доме. Родился там, где живут звери. В этом – показатель нашего состояния, того внутреннего одичания, в котором находятся люди, когда они без Бога, ибо когда они Бога не принимают, в их сердце не рай – в их сердце холодно и неуютно, страшно, тоскливо и не спасительно. Это то состояние, которое знакомо всем нам с вами, потому что все мы срываемся, оступаемся и падаем. Но вот именно для нас с вами, вот таких оступающихся, Он и пришёл, чтобы поддержать нас в готовности подняться, чтобы дать нам возможность в это поверить. Поддержать, утешить и вдохновить, ценой Своей жизни открыть Небесные двери и создать все условия для того, чтобы человек захотел войти в Небесный рай, в обитель Света, на ложе Авраама, в Небесный чертог и Райский сад – столько земных слов пытаются приоткрыть для нас с вами завесу тайны того, что есть Царствие Божие!

Но земля этого Царства есть внутри каждого человека: она в его сердце. Именно там – средоточие того неземного, Божественного дыхания, которое именуется душой. Ибо человек был взят из земли, и имя ему было «Земля», то есть «Адам». В эту землю будет положен человек, его тело. Но его личность, душа, уйдёт отсюда в другой мир, и вот к этому нам с вами предлагают готовиться всей своей жизнью. И поскольку в этой жизни, как в лестнице, есть ступени, каждый год мы с вами вновь переживаем в том числе и возможность войти в состояние, позволяющее хоть как-то осмыслить тайну Рождества Христова. Перед ней сегодня и стоим, наполняя глубочайшим смыслом свою душу, а Божий дом, храм – красотою того лучшего на этой земле, что мы можем принести Богу.

Слово. Как много можно в нём выразить! Это слово тоже является Божьим даром, и чем крепче наше слово связано с Евангелием, тем сильнее оно отзывается в нашем сердце – вот почему на бранное скверное слово сжимается сердце человека, притупляется его связь с Небом и совершается иное соединение. Но когда звучит Божье Слово, когда настроен этот внутренний камертон и мы начинаем его воспринимать – тогда наши уши, наше сердце, глаза откликаются на призыв и мы ощущаем радость, даже порой не понимая, отчего она, но чувствуя, что это то настоящее и живое, что нам дарит мир. Так откликается человек на доброе слово, на хорошую новость, на благое дело. И если он сознательно борется с грехом, который есть в каждом из нас, и, работая над собою, пытается подняться, то Бог всегда ему поможет – вот почему до последнего дня этого мира Церковь будет жива и никогда не разрушится, вот почему мы с вами будем слышать слово о тайне Рождества Христова. Оно всегда будет собирать людей, и непременно кто-то будет готов пойти дальше от внешнего, земного (возможно, очень красивого) к внутреннему, глубинному, духовному, что ещё не изведано, но открыто перед всяким человеком – именно это преображение должно произойти в нашей жизни, потому что там, за гробом – постоянная служба и непрерывное Богослужение, к которому здесь мы с вами должны привыкнуть. Если мы себя к этому не приучим, то там оно, к нашему ужасу, может стать для нас невыносимым, как бы сладко об этом ни рассуждали мы с вами здесь, как бы много ни пели и ни читали.

Совсем немного – и мы с вами вновь войдём в чудо рождественской ночи. Здесь много того, о чём мы вообще не ведаем, но и того, что всегда согреет человека даже в большой мороз: если он ищет Бога, он знает, должен знать, что Бог всегда ищет его и никогда, никогда его, человека, Бог не предаст. А если накажет – то с любовью, если вразумит – то с надеждой, если взыщет – то с возможностью вернуться, если сам человек захочет и потрудится.

Осталось совсем немного времени, этих самых Богом заведённых для нашего мира часов. Они идут, они тикают. И как похожи их удары на удары нашего сердца, отмеряющие шаг за шагом, день ото дня и год от года и приближающие совершенно иное состояние, в котором будет не время, а вечность. В ней мы с вами сможем войти в полноту тайны Рождества Бога в этот мир, когда Всемогущий Бесплотный Дух умаляет Себя до границ тела и, движимый любовью к каждому из нас, спускается с Неба, чтобы мы с вами смогли подняться туда, где Он нас встретит, утешит и дарует нам мир и блаженство. Это правда, ибо в ожидании этой правды каждый из нас должен прожить и сегодня, и завтра, и, если Господь благословит, ещё. А пока давайте мы с вами вот сейчас, посреди этого Богослужения, сделаем маленькую паузу и хотя бы на время ничего друг другу говорить не будем, а просто помолчим.

Когда-то умирал один отец, сын которого утратил веру. Призвав своего сына, отец попросил того исполнить его последнюю волю. Сын колебался давать слово, потому что боялся, что отец понудит его пойти в храм. Отец обещал не завещать ему этого, хотя и очень хотел. Призвав Бога в помощь, он сказал сыну: «Я прошу тебя о другом: обещай мне, что, как бы ты ни был занят (а ты очень занятой человек), каждый день в течение сорока дней после моей смерти ты будешь приходить в эту комнату и просто молчать здесь 15 минут. Не отвечая на телефонные звонки, ни с кем не общаясь и плотно закрыв дверь». – «Это несложно, – сказал сын, – я обещаю тебе это». И каждый день после смерти отца сын приходил в ту комнату и просто молчал в ней 15 минут. Через сорок дней вера вернулась в сердце сына, и он пришёл в храм. Дай, Господи, нам с вами, утрачивающим в этой суете живую связь с Небом, умение помолчать. И, призывая Господа в помощь, задумываться о вечности, где откроется величайшая тайна и правда, которые соделают нас не просто счастливыми, но и блаженными, не просто вдохновенными, но и радостными. Не просто детьми, но Божьими.

С Праздником вас!

Протоиерей Андрей Алексеев