Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 9. 02.02.2016

Дата: 
2 февраля 2016, вторник

Братья и сестры, мы продолжаем наши занятия по книге Деяний святых Апостолов, и сегодня мы займемся изучением восьмой главы этой книги, которая начинается словами: «Савл же одобрял убиение его» – то есть убиение архидиакона Стефана.

«В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Гонения тогда особенно усилились, но Бог опять избавил их, оградив знамениями. Так как смерть Стефана не укротила ярости, но еще более усилила ее, то учители и рассеиваются, чтобы учение более распространилось. Но вот, обстоятельства их опять делаются благоприятными, и они получают радость. И была радость великая в том городе, хотя был и великий плач. Так обыкновенно Бог всегда делает: соединяя радость со скорбями, чтобы быть еще более достойным удивлению».

Действительно, Господь хочет уравновесить наши чувства и может радость соединять со скорбями, а скорби превращать в тихую радость, в нечаянную радость.

В начале восьмой главы говорится о Савле, о котором мы читали ранее, что он одобрял убиение камнями архидиакона Стефана. Савл был очень жестокий человек, но жизнь Савла для нас имеет огромное значение, потому что потом он станет первоверховным Апостолом Павлом. И четырнадцать его посланий составляют как бы сердцевину книг Нового Завета. В древней Церкви вот этот жанр – описывать обращения неверующего в веру – он был очень распространен. И в житийной литературе мы находим жития очень многих святых, которые до обращения ко Христу вели греховный и даже аморальный образ жизни – как Мария Египетская, Вонифатий Многострадальный и многие другие. И христиане всегда с таким живейшим интересом изучали подобный материал, потому что он приносил утешение людям и надежду на то, что их теперешнее состояние – может быть, не вполне достойное, – может измениться во что-то лучшее. Мы все ожидаем и ищем перемен от Бога. Мы нуждаемся в переменах от Бога, в обновлении нашей веры, в обновлении нашего религиозного чувства, и в Новом Завете говорится, что Бог имеет нечто против таких людей, которые оставили первую любовь. Ведь когда человек приходит к Богу, он переживает состояние первой любви от встречи со Христом, но потом, когда это все превращается в некую рутину: раз в неделю человек ходит в храм, раз в месяц исповедуется и причащается, – то происходит как бы потеря остроты восприятия Бога и Христа, восприятия чудесного, когда будничное как бы выдавливает из нас всё чудесное, надмирное, духовно-радостное. Поэтому Златоуст дает такой интересный комментарий.

А в самой книге Деяний сказано: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме…» И сразу возникает вопрос: а почему Господь попускает такие гонения? С одной стороны, как учат святые отцы многие трудности, которые посылает нам Бог, имеют педагогическое значение, воспитательное значение для каждого из нас. С другой стороны, Бог послал эти гонения с целью, чтобы верующие рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии, как мы прочитали здесь. То есть христиане очень засиделись здесь в Иерусалиме. Было всё очень здорово: Апостолы, Дева Мария, бесконечное число количество проповедей, наставлений… И возникла некая критическая масса. Это не могло продолжаться слишком долго. И Бог посылает гонения. Помните, как в Апокалипсисе сказано: «Если не покаешься, я сдвину твой светильник». Когда Бог видит, что мы слишком благодушествуем в настоящем положении, Он может сдвинуть светильник нашего благодушия и через скорби сделать нас более подвижными, более способными к распространению Его благой вести.

У меня был духовник, отец Димитрий Дудко, который уже умер, и он рассказывал, что в советское время его переводили с прихода на приход. Когда советская власть за ним следила, они видели, что он на приходе создает приходскую жизнь нормальную, и они сразу его переводили в другой храм. Они думали, что от этого он будет испытывать дискомфорт. А он так радовался каждому такому новому назначению, он мне говорил: «Надо же, у нас в стране запрещена пропаганда религии, а меня советская власть всё время отправляет на новое миссионерское поле. Так это же так важно! Я общаюсь с разными людьми – и община растет». Вот эта такая реальность. И больше всего надо опасаться благодушного состояния – когда всеё спокойно, всё хорошо, когда тебя никто не трогает. Потому что такое благодушное состояние может расслабить человека, и от духовно малоподвижной жизни человек может обрести духовную дистрофию. И вот для того, чтобы мы прибывали в некотором движении, Господь посылает гонения, скорби, переживания, потому что без этого некоторых из нас совершенно невозможно как-то растормошить.

Беда Достопочтенный в своем «Изложении на книгу Деяний святых Апостолов» пишет: «Это есть то, что заповедал Сам Господь: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ведь именно по Его мановению случилось так, что горестное событие стало причиной к распространению Евангелия».

Действительно, казалось бы, с одной стороны – гонения, а с другой стороны – через рассеяние гонимых Евангельская весть достигает сердец новых и новых людей. Многие христиане сейчас в России избалованы вниманием светской власти, мы избалованы тем благодушием, в котором мы оказались. И Господь не хочет, чтобы так продолжалось всегда. Известно, что сейчас очень активную миссионерскую деятельность ведут мусульмане – они проповедуют даже в местах заключения. И когда они готовят своих проповедников, они говорят: «Пойди там ларёк ограбь, сколько тебе дадут? 5 лет. 5 лет будешь проповедовать в тюрьме – там людям нечем заниматься. Вот садись туда на 5 лет, на 10, и будешь там работать». И люди идут, совершают преступления, садятся, создают там такие умы, мусульманские общины. Как в Евангелии сказано, что «люди века сего», нехристиане, иногда бывают догадливее в роде своем, чем сыны света. Но это не значит, что надо идти и ларьки грабить, садиться в тюрьмы и там благовествовать. Но если мы не будем делать что-то доброхотно, то Бог нас понудит исполнять свой христианский апостолат недоброохотно. Если человек не несёт свидетельство о Христе своей жизнью, то Христос начинает действовать в нашей жизни так, что возникает необходимость в переменах нашего жизненного опыта через скорби, потрясения, искушения и гонения.

«В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии».

Здесь мы обратим внимание на слова «все, кроме Апостолов». То есть Апостолы проявляют стойкость в вере, и они неподвижны, как боевой отряд во время сражения, который не могут обратить в бегство, рассеять, сместить куда-то в сторону. Пример Апостолов – это пример тех людей, которые находятся на своём месте и совершают свой апостолат добросовестно, и Богу не надо брать их и куда-то там отправлять. Разбежались слабые христиане, и Бог сделал их сильными, этих слабых христиан, потому что где бы они ни оказывались, они свидетельствовали о своей вере. А апостолы на своём месте занимались мощнейшей миссией в Иерусалиме, и, конечно же, они помнили, что Христос заповедовал им идти дальше и проповедовать. Иными словами, есть два формата проповеди – естественная и вынужденная. Вынужденная – это когда обстоятельства тебя выдавливают с насиженного места и, ты, хочешь – не хочешь, оказываешься в новом окружении.

«Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем».

Мужи благоговейные – это, прежде всего, Иоанн Богослов, законоучитель Гамалиил и другие Иерусалимские христиане, которые очень почитали архидиакона Стефана за его ревность. Как мы с вами помним, диаконов избрали, чтобы они занимались хозяйственными делами и были такими завхозами в христианских общинах. Но у этих хозяйственников обнаружилась такая ревность по вере, что даже летящие в них камни не могут остановить их молитвы и их проповеди.

«Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».

Когда Апостол Павел (Савл) будет описывать свою прежнюю жизнь, он будет говорить о себе как о самом плохом человеке. Он будет говорить о себе: «Я гонитель, я враг Евангелия». Действительно, его образ жизни был полной противоположностью того, кем или чем он потом стал в Иисусе Христе.

Феодорит Кирский о погребении Стефана пишет: «Однако, только тело удостоилось погребения. Душа же не была погребена вместе с телом, но только тело получило общее имя. Также и блаженный Иаков сказал своим сыновьям: похороните меня с отцами моими, но он не сказал: похороните мое тело».

То есть, есть два типа смерти: смерть тела и смерть души. Смерть души наступает в этой жизни, когда человек отрекается от Бога, Его закона и ведёт Антихристианский образ жизни. Это как бы смерть души. Смерть тела – она существенно в состоянии души ничего не меняет, как пишет Иоанн Попович, известный богослов XX века, Сербский святитель. Физическая смерть не останавливает состояния своей души, но то, до чего достигает душа в момент смерти – такой она и остается в вечности. В Библии сказано: «Кого в чём застану – в том и буду его судить». Но в течение одного дня мы можем быть христианами, а можем оказаться и безнравственными людьми. Например, утром вы помолились, выпили святой воды, скушали просфору, очень благочестиво и по-христиански. Пошли на работу, поругались, очень не по-христиански, почти по-язычески. Вечером вспомнили о Боге, забежали в храм на исповедь, а, вернувшись домой, переругались со всеми домашними. И возникает вопрос: а что если мы всю жизнь живем по-христиански, а умерли нехристианами, в состоянии, например нераскаянного греха? Как избежать такой ситуации? Церковь молится о каждой такой ситуации, за каждой службой вы слышите эти молитвословия. Мы просим Бога, чтобы Он послал нам христианскую кончину. И мы должны с доверием относиться к Богу. Если мы сделали религиозный выбор и шли по этому пути какое-то время, едва ли Бог попустит нам какую-то неправедную кончину. Он позаботится о нас, как царь Давид молился: «И в старости моей не оставь меня. В сединах моих позаботься обо мне». Многие пожилые люди опасаются, что когда они станут ещё более пожилыми, с ещё большим числом болезней, то некому будет заниматься ими и они будут выброшены на периферию человеческого внимания. Но обратите внимание на то, что многие пожилые более активны, чем молодые. Пожилые, которые получают мизерные пенсии, они что-то копят и делают подарки своим внукам, детям, которые зарабатывают на несколько порядков больше. Они успевают нянчиться с внуками, они успевают ездить по святым местам. Они регулярно участвуют в Богослужении. И вот такая старость, посвященная Богу, должна иметь уверенность в том, что Бог не оставит нас в эти дни и не пошлет нам в старости испытаний сверх наших сил, а если и пошлёт испытания, то в этих испытаниях пошлёт нам и некое облегчение, то есть, духовное уврачевание.

«Савл терзал церковь».

Иоанн Златоуст пишет: «Великое исступление, как потому что он был один, так и потому, что входил в дома. До такой степени он отдал душу свою за закон. “Влача”, говорит, “мужчин и женщин”. Посмотри и на смелость, и на озлобление, и на исступление. Всех попадавшихся ему он подвергал бесчисленным бедствиям, как будто после этого убийства сделавшись дерзновенным».

Действительно, состояние души Савла – это было состояние, которое описал Христос, когда говорил верующим: «некоторые, убивая вас, будут думать, что через сие самое они служат Богу». И вот Савл имел абсолютную уверенность, что, преследуя христиан, молодую Церковь он служит Богу Авраама, Исаака и Иакова. И как такой дерзновенный законник, этот молодой человек активизировался во зле. Но мы знаем, что архидиакон Стефан молился за тех, которые участвовали в его побиении камнями, и его молитва была услышана именно на Савле, который по малолетству хотя и не мог побивать камнями, но караулил одежды тех, которые, разгорячившись ненавистью, сняли свои одежды и кидали камни в архидиакона Стефана. И далее мы читаем:

«Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа».

С одной стороны, рассеявшиеся являются противоположностью Апостолов, про которых сказано, что они оставались стойко в Иерусалиме. Поэтому рассеявшиеся по разным селам и городам – это слабые христиане. Но слабый христианин может оказаться настоящим богатырем веры, если он не впадёт в уныние, в отчаяние и воспримет своё вот это состояние как некую Божию данность или Божественное попущение.

«Филипп» – этот служитель Христа, – «пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа».

Самаряне уже слышали о Христе. Все мы помним об истории, которая описана в Евангелии от Иоанна, как Христос беседовал с Самарянкой у колодца и она потом бежала в свой город и рассказывала Самарянам, как она беседовала со Христом, и весь город вышел послушать Христа, и Христос два дня провел в их городе. И Филипп, который не отличился мужеством других Апостолов, который, по сути дела, сбежал из Иерусалима, – он используется Христом для того, чтобы закрепить то, что Сам Христос посеял в сердцах Самарян. И он начинает проповедовать им о Христе.

«Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса».

Кто-то скажет: «Ничего себе, слабый христианин, напуганный христианин! Он не просто проповедует, он еще и чудеса творит». Действительно, сила Божия, как известно, часто в немощи совершается, и проповедь Филиппа – это пример того, как, преодолевая собственную немощь, человек открывает для себя новые духовные горизонты. Проповедь первых Апостолов Иисуса Христа и их последователей, как правило, сопровождалась чудесами и знамениями. Чудеса и знамения были совершенно необходимы в той ситуации, потому что мир Святой Земли был слишком закомплексован в законничестве. И достучаться, докричаться до этих людей без чудес было практически невозможно. Но иногда у нас возникает такое чувство, что в какой-то момент чудеса прекратились. Мы читаем Новый Завет – там говорится о многих чудесах, мы читаем жития святых – там тоже говорится о чудесах, мы даже слышим, что кто-то и в наше время переживает чудо, но создается впечатление, что в какой-то момент всё это стало прекращаться. На в самом деле, это не совсем так. Чудеса окружают нас со всех сторон. Сама вера, которую мы сохраняем в окружении неверия и скептицизма, является чудом. То, что наши дети, сохраняют чистоту веры, что нам самим Господь даёт крепость сохранения чистоты веры – это чудеса веры, которые имеют значительно большее значение, чем какие-то механические чудеса. Как Макарий Египетский говорил, что чудо – это не мёртвого воскресить, чудо – это язычника сделать христианином, неверующего сделать верующим, еретика сделать православным. И вот таких чудес веры, настоящих чудес мы должны искать для себя и для других. И для нас, уже воцерковленных людей, очень важны нравственные чудеса, чудеса нравственного преображения, когда мы можем очищаться от каких-то дурных пристрастий, с чем не могли справиться на протяжение длительного времени, но благодатью Господа Иисуса Христа мы получили всё-таки исцеление. А об этих чудесах, какие творил Филипп, далее говорится:

«Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе».

Здесь есть опасность, что вот эти внешние чудеса в подвиге Филиппа заслонят для нас чудеса духовные. Подлинное чудо – это то, что Самаряне становятся христианами. Вот это подлинное, настоящее чудо! А то, что там духи нечистые выходят, расслабленные, хромые исцеляются – это уже некие обстоятельства, которые не столь ценны в глазах Бога и в церковном понимании, как чудеса обращения к Богу. В древней Церкви был целый литературный жанр, который описывал, как тот или иной человек обращался к Богу.

Беда Достопочтенный пишет: «И настоящая глава, и рассказ о Самаритянской женщине из Евангелия показывают, что этот народ состоял из душ, готовых уверовать».

Самаряне, которые считались изгоями в еврейском обществе, оказались народом, который состоял из душ, которые могли уверовать. Хотя мы с вами знаем, что Самаряне были сектантами того времени, это была секта внутри Иудаизма, которая конфликтовала с Иудеями, и иудеи с Самарянами не сообщались. И действительно, у Самарян было много религиозных заблуждений. Но их общность очень охотно воспринимала проповедь Христа, а теперь, как мы видим, и проповедь Филиппа. И далее мы читаем о колдуне, который жил в этом городе, где проповедовал Филипп:

«Находился же в городе некоторый муж, именем Симеон, который перед тем волховал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхованиями» – то есть колдовством и теми ложными чудесами, которые происходили от этого колдовства.

Мы видим, что чудеса творит Филипп и чудеса – правда, в кавычках, – творит и Симон-волхв. То есть чудо – оно не является чем-то решающим. Есть серьезная опасность, что те православные христиане, которые гоняются за чудесами, – они добегаются, потому что настанет время, когда придёт самый главный чудесник, и это будет антихрист. Он покажет каскад чудес. Он будет огонь с неба сводить на землю, он будет воскрешать мертвых, он будет ходить по воде и летать по воздуху. И вот те, которые строят свои вероубеждения на чудесах – они пострадают в первую очередь. Чудо ничего не решает, ничего не значит для верующего человека. Чудо веры, личной веры, которую мы имеем в себе, – вот это чудо значимо.

Чудеса, как я часто объясняю, – это костыли для сомневающихся, для духовных инвалидов. Вот для кого эти чудеса. Христос это выразил словами: «Если вы Мне не верите, верьте Моим делам». Оказывается, это для неверующих! Но мы веруем во Христа не потому, что Он убедил нас каскадом чудес, а потому, что мы возлюбили Христа, и вот это чудо веры имеет гораздо большее значение, чем когда какие-то события имеют место в жизни какого-то человека. Чего надо опасаться: иногда мы сталкиваемся с чудесами, которые выглядят как чудеса Божии. И мы не знаем, как реагировать. В таких случаях Церковь советует: «Не принимай и не отвергай». Что значит, «не принимай и не отвергай»? Относись равнодушно. Спокойно. Не принимай, и не отвергай. Поэтому когда нам говорят, что где-то икона зарыдала, где-то крест кровоточит, где-то еще что-то происходит – мы не должны сразу все оставлять и отправляться куда-то в погоню за чудесами. Потому что в этом есть великая опасность, и если человек хочет укрепить свою веру, ему не надо гоняться за чудесами. Источник веры – это само Священное Писание, Библия, потому что здесь сказано: «вера – от слышания, от слышания слова Божия». Поэтому чудо веры и чудо нравственного перерождения имеет для нас большее значение, чем какие-то эффектные фокусы, чудеса или непонятно что. Может быть, это чудо, настоящее от Бога, но не для тебя, а для того, кто сомневается, который потерял веру, растратил свои нравственные качества. Может быть, для него это будет надежный костыль, но нормальный православный христианин переживает чудо веры и чудо нравственного обновления как что-то более значимое, чем нежели какие-то яркие впечатляющие события в жизни.

Иустин Мученик писал про этого Симона-волхва: «После вознесения Христа на небо демоны вселялись в некоторых людей, говорящих, что они боги. Эти люди говорили о себе, что они боги. И эти люди не только не преследовались, но и удостоились почестей. Например, некий Симон Самарянин из деревни Гифон, который во время правления Клавдия-кесаря с помощью демонов совершал магические действия в вашем городе, царственном Риме, был сочтен богом и ему как богу воздвигли статую на реке Тибр между двумя мостами. На статуе была латинская надпись: «Симону – святому богу». И почти все Самаряне, и некоторые представители других народов считают его первым богом и поклоняются ему. И они говорят, что некая Елена, ходившая с ним в то время, а прежде бывшая блудницей, первая подала им в этом пример».

Оказывается, Симон был не локальный колдун, который колдовал в одном месте: его слава распространилась по всей империи! И даже в Риме ему поставили статую как новому языческому богу. Но что происходит далее? Мы видим, что ему внимали все от малого до большого, говоря: «Сей есть великая сила божия!»

В наше время, без сомнения, таким богом для молодых и взрослых являются средства массовой информации в разных потоках. Это, прежде всего, телевидение и интернет – то, что завладевает сознанием не только молодых, но и людей в возрасте, и люди впадают в зависимость от этих информационных потоков. И создается впечатление, что некоторые люди превращаются в какую-то приставку для игр. Они как бы подключены к этим программам и не могут оттуда вылезти. А когда вылезают из этих программ, они испытывают ломки от тех зависимостей, которые возникают. Конечно, очень важно, когда происходит единение людей, но иногда единение возникает не во имя чего-то хорошего и светлого, праведного и благочестивого, а во имя какой-то другой неведомой цели. И сейчас в паутине Интернета оказалось множество людей, миллионы и миллионы людей, молодые и старые, мужчины и женщины, дети и старики. Они заблудились в этой паутине интернета. Сейчас дети уже не просто перестали читать книги, они перестали смотреть фильмы. Вот это новая волна напугала мир. Об этом пишут в Америке, в Европе, что ребенок не способен читать книгу несколько дней, но он не способен даже час сидеть и смотреть один и тот же фильм. Ему нужны мигающие потоки информации. Вы, наверное, обращали внимание, что младенцы любят смотреть рекламу. Они ещё ничего другого не смотрят, но когда начинается реклама, младенцы, которые не умеют говорить – они взвизгивают, и смотрят, у них так глаза расширяются. И происходит в результате этих информационных выбросов то, что можно назвать состоянием мозговой дистрофии. Потоков информации так много, что человек не может ее переваривать, он не может ее усваивать. Он становится очень примитивным в своем мышлении, в своем восприятии. Посмотрите, как пишут сейчас дипломные работы: заходят в интернет, тут слепили, тут скачали, тут, тут. Какая-то эклектичность такая слепленная и в голове, и в сознании, и на бумаге. На принтере распечатали – и отнесли, получили ученую степень.

И этот виртуальный мир является современным вызовом христианству, но кто-то может сказать – да, но на просторах интернета есть христианские площадки. Есть интересные сайты, интересные лекции, выступления, книги. Почему? Давайте вспомним, что Христос сходил в ад. И облистал ад сиянием Божества. Некоторые христиане включаются в этот ад интернет-паутины, чтобы на просторе этих информационных хаотических потоках делать христианские стоянки. Для того чтобы засвидетельствовать людям, которые там заблудились и, может быть, случайно выйдут на ту или иную нашу площадку.

Апостол Павел писал: «Все мне позволительно, но не все полезно и ничто не должно обладать мною». Что значит «ничто не должно обладать мною»? Мы не должны оказываться в зависимости от чего-либо. Любая зависимость – это некая опасная болезнь. Например, люди, которые очень любят спорт, они говорят: «мы болельщики». Но славянское слово «болельщик» – от слова «болезнь, больной». И если мы бы на вид им поставили этимологию этого слова – «болельщик»: я болею за Спартак, я болею за ЦСК, я болею за Динамо. Болеть. Болеть – это значит, надо лечиться, и от любой зависимости надо освобождаться. И время поста – это время, когда мы должны отвечать на эти вызовы и угрозы тех или иных зависимостей. Конечно, пожилые люди не лазят в интернет-пространства, но они очень любят сериалы, и иногда это приобретает какие-то даже трогательные формы. У меня был друг священник, очень уже пожилой, и у него матушка очень любила смотреть сериал, который назывался, по-моему, «Просто Мария». И когда шёл этот сериал, она садилась и смотрела. Я решил посмотреть, что же там такого интересного. Я увидел, что эта Мария – не просто Мария… Она там ругается, какие-то интриги плетет. Это не просто какая-то Мария, не простушка, а агрессивная такая фурия, как бы страдающая от всех, но она там всех ставит на свое место. И эта матушка заболела и была при смерти. И она говорит своему мужу: «Отче, отче, я умираю. Досмотри этот сериал, потом ты придешь, мне расскажешь». И она умерла. Мы очень любили матушку, мы ее похоронили. И отец нам рассказал о ее просьбе. И он, который не смотрел этот сериал, ему было неинтересно, – он стал регулярно садиться и смотреть. Но эта не та ситуация, когда критически можно оценивать этих людей. Я смотрел на это как на такую вот детскую веру, чистую, непосредственную. И он говорил нам: «Я через год умру, я должен досмотреть. Я к матушке приду – может, она уже там отвлеклась от всего этого, а может быть и спросит, что там с этой “Просто Марией”».

И вот этот Симон-волхв, этот Симон-колдун, он был проблемой для тех людей. Ведь активность его деятельности приходится на период уже после Вознесения Христа, и, возможно, он отвлек своими чудесами и тех Самарян, которые ранее приняли Христа. То есть, он мог исказить мышление тех, которые видели Христа в своем городе и в течение двух дней наблюдали Его. И Бог посылает Филиппа – Филиппа, который ведет себя как дезертир, который во время гонений разбежался так, что прибежал в Самарийский город, сотворил массу чудес и обратил многих людей ко Христу. Немощь наша иногда оказывается нашей силой, когда, переживая разочарование в самом себе, мы начинаем всецело возлагать надежду исправления только на Бога. И мы читаем, что происходит далее.

«Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся».

Так здесь мы видим, что Апостол Филипп сумел переломить ситуацию, он ее в корне поменял. Сила Божия совершается в немощи этого служителя Христа, но в каком смысле уверовал и сам Симон?

Иоанн Златоуст пишет: «Когда же крестили его, также как и Христос избрал Иуду, он, Симон, видя совершающиеся знамения, изумлялся, но еще не смел испрашивать благодати знамений, так как видел, что и прочие еще не получили ее». То есть чудеса творил только Филипп. Златоуст пишет далее: «Почему же не лишили его жизни, подобно Анании и Сапфире?» То есть, почему Ангелы не остановили его? «Потому что и в древности собирающий дрова в субботу был лишен жизни в научение других, но никто другой уже не подвергался тому же самому».

Симон – это пример человека двоеверного. С одной стороны, он крестится, с другой стороны, он остается внутри колдуном, волхвом, каким он и был. Серьезной перемены он не пережил. И крещение он принимал с одной целью: чтобы стать носителем благодати, с помощью которой Апостол Филипп совершал чудеса. Его привлекают в христианстве вот эти внешние моменты, внешние атрибуты: присутствие силы Божией, силы Духа Святаго среди народа Божия. Он видел, что действия Филиппа более эффективны, чем его, Симона-волхва. И он хотел этот эффект перетащить на свой личный опыт, и он внешне заявляет о своем христианстве.

Августин Блаженный писал: «Добрые крестили злых – как, например, святым Филиппом был крещен Симон-волхв. Значит, братья мои, известны четыре следующих случая. Вот я опять это повторю, запоминайте это, перечисляйте, используйте это: остерегайтесь злых, держитесь добрых. От добрых рождается доброе, когда святые крестятся святыми, от злых – злые, когда и те, кто крестят, и те, кого крестят, все вместе живут нечестиво. От злых – доброе, когда те, кто крестят, злые, а кто крестятся – добрые, от добрых злые, когда те, кто крестят добрые, а кто крестятся, злые».

Августин так говорит, что очень трудно разобраться. Если священник не живет праведно, но крестит, он может покрестить человека, и человек крещеный будет добрым и праведным, а может быть, и наоборот. Священник святой и праведный крестит человека, а тот лучше не становится. А бывает и так: тот, кто крестит, нечестив, и тот, кого он крестит, тоже нечестив. А бывает так, что святые крестят святых: тот, кто крестит, в благодати, и тот, кто принимает крещение, в святости и духовной радости. То есть оценить и распознать искренность приступающего к тому или иному таинству мы не можем, это очень сложно. Есть такой дар – дар различения духов, но это очень редкий дар и мало кто его имеет.

Беда Достопочтенный пишет: «Он либо воистину уверовал в Господа побежденный словом и добродетелью Блаженного Филиппа, либо, что более вероятно, притворился до той поры, когда будет крещен, дабы он, кто был до такой степени жаден до похвалы, что, как рассказывают, провозглашал себя Христом, изучил у Филиппа те искусства, с помощью которых, как он предполагал, он сможет творить чудеса. То же самое, как передают, творили его преемники, которые, обучившись злым искусствам своего родоначальника и с помощью всяческих уловок входя в Церковь, навыкли обманным путем получать крещение».

То есть Симон-волхв – это неискренний христианин. Да это и не христианин: это человек, который ищет в Церкви неких преимуществ, связанных с человеческой славой, с деньгами, с хорошим положением. И Симон-волхв дал название вот этому греху – симония. Симония – это когда торгуют благодатью Божией или за деньги хотят приобрести какое-то положение среди народа Божьего.

И мы читаем, что происходило далее:

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса».

То есть Филипп был диаконом, он не мог совершать Таинства Миропомазания, и он совершал только Таинство Крещения. Таинство Крещения может совершать и любой мирянин, если рядом нет священника или епископа. Любой мирянин может взять чистую воду, выяснить намерения крещаемого и крестить во имя Отца, и Сына и Святого Духа. И Церковь потом восполняет такое крещение Таинством Миропомазания. Так, например, в советское время очень многих людей крестили бабушки, простые русские женщины. И Церковь признает это крещение, потому что крещенный человек может крестить. Это общее такое определение, точно так же, как монах может постригать в монахи, не будучи диаконом или священником и т.д. И Филипп как бы выполнил свою часть работы, и затем посылает за Апостолами. В древней Церкви то, что у нас называют Таинством Миропомазания, совершалось как конфирмация, когда Апостолы или их преемники епископы возлагали руки на крещеных и через возложение рук им подавались печати Духа Святаго. И мы читаем:

«Тогда возложили руки на них» – то есть на крещеных Самарян, – «и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги…» Он приносит деньги Апостолу Петру и Иоанну, «говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго».

Симон понял, что то, что получают люди в христианской Церкви, приносит людям больше утешения, чем, нежели, его магия, шумное колдовство, гремящие чудеса. И он видел, как люди плачут от радости, умиляются, насколько более крепкими становятся семьи. И он хочет делать свой бизнес – на новой площадке, уже на площадке христианской Церкви. И он не довольствуется положением рядового христианина – он хочет стать Апостолом, и он считает, что эту благодать можно купить за деньги. А так как он был очень богатый, если даже в Риме ему поставили статую, у него было много почитателей и последователей, мы можем предположить, что это была очень значительная сумма денег. Может быть, он предложил эти деньги как пожертвование для поддержания нищих в Иерусалиме. Это могло быть облечено в любую форму, но это, безусловно, без сомнения, была взятка, или грех симонии, когда за деньги хотят получить некое положение в Церкви, некие привилегии среди народа Божия.

«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами».

Итак, здесь мы видим, что Апостолы обличают этого человека в его желании приобрести благодать Духа Святаго за деньги. Ладно, а если не за деньги, то как человек может приобрести такое служение в Церкви, достичь такого служения в Церкви? Тем более, что в послании Апостола Павла сказано: «Кто епископства желает – хорошего дела желает». В те времена эти слова, как я вам уже объяснял, означали следующее: кто епископства (то есть мученичества) желает, тот хорошего дела желает. Потому что когда начинались гонения, то первым хватали и казнили епископа. И каждый, кто становился служителем Церкви, совершал апостолат епископа – он был всегда первым кандидатом на мученичество. Это Поликарп Смирнский, Игнатий Антиохийский. Мы знаем этих древних епископов, которые становились первыми мучениками в своих христианских общинах. Благодать Духа Святаго дается Самим Духом Святым, этим Духом любви, когда Он видит, что сосуд, воспринимающий эту благодать, сам исполнен любовью и не исполнен в себе каких-то серьезных изъянов. Мы не можем сказать про тех священнослужителей, которые рукополагаются и получают эту благодать, что все они – идеальные люди. Идеальных людей нет. Проблемы были у самых великих людей: мы видим сомнения Петра, отречение его от Господа, мы видим колебания Павла уже после того, как он стал Апостолом, когда он не может решить проблемы, связанные с какими-то личными нравственными переживаниями. Например, Павел говорил: «Чего хочу делать, того не делаю, чего не хочу делать – то делаю, бедный я человек. Да избавит меня от сего греховного тела смерть». То есть уже будучи первоверховным Апостолом, он имел вот такие переживания в своей душе. То есть благодать – она всегда немощное врачует и оскудевающее восполняет. Поэтому действие благодати, даже когда человека возводят на высоту духовного положения, это уврачевание, это попытка помочь ему достичь того, чего человек не может достичь самостоятельно, но по благодати он может к этому приобщиться.

Положение Симона оказалось печальным. Первый историк Церкви Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» пишет: «Сразу же чародей, о котором мы говорим, что умственные очи его были словно поражены божественным светом, чудесно воссиявшим еще раньше в Иудее, когда Апостол Петр изобличил все его гнусности, пустился в далекое заморское путешествие, бежал с востока на запад, думая, что только там сможет он жить по-своему. В Риме оказана была ему величайшая помощь от власти. Там утвердившись, в короткое время он настолько преуспел в своих делах, что был почтен тамошними жителями, но везло ему недолго. Сразу же после него, в то же царствование Клавдия, всеблагой и человеколюбивый промысел привел в Рим того же борца с этим развратителем людей, мужественного и великого Апостола Петра, за свое мужество именуемого первым среди остальных Апостолов. Он, как благородный вождь Божий, облаченный в божественные доспехи, принес жителям запада драгоценные сокровища духовного Света, самый Свет и слово, спасающее души: проповедь о Царствии Небесном».

Те есть судьба Симона будет очень печальной судьбой. Он хотя и попросил Апостолов помолиться за него, чтобы не пережить то, что ему предрекли Апостолы, но он не переживает раскаяния, он убегает в Рим. Он начинает свою деятельность развивать там. И когда Петр оказывается в Риме – а Петр был первый Римский Папа, то есть первый епископ Рима, – Петр своею проповедью и там останавливает действие этого Симона, который уже приобрел статус чуть ли не бога в глазах язычников.

Таким образом, образ этого Симона-волхва – это образ метущейся души, которая не смогла упасти себя в жизнь вечную. Ему не отказали ни в чем, его огласили, его крестили, он должен был принять Духа Святаго через возложение рук Апостолов Иисуса Христа, но он утонул в собственных коммерческих каких-то инсинуациях и потерял все, а главное – бессмертную душу, и его дух приобрел некое нарицание – «симония» – то есть попытка решать духовные вопросы чисто материальным путем.

Что происходит далее?

«Они же» – то есть Апостолы, – «засвидетельствовав и преподав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедовали Евангелие».

То есть Апостолы, после того как они сообщили Дух Святой крещеным, они пошли дальше.

«А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел».

Казалось бы, очень странный призыв: «иди на дорогу, которая пуста». А что делать на пустой дороге? Нам не всегда понятна логика духовных людей. Например, про Иоанна Крестителя сказано: «И он проповедовал в пустыне Иудейской». И Блаженный Феофилакт в своем истолковании пишет: «А это очень трудно понять, почему это он проповедует не в Иерусалиме, не в другом городе, не в селениях, а в пустыне Иудейской?» Зачем он ушел в пустыню для проповеди там, где и люди то не живут? Но как сам блаженный Феофилакт поясняет: «Через пустоту пустыни Иоанн Креститель хотел напомнить людям о временах, когда еврейский народ, выйдя из Египта, сорок лет водился боговидцем Моисеем по пустыне. И там Бог дал заповеди в Синайской пустыне».

И здесь Ангел Божий говорит: иди на ту дорогу, которая пуста, и он встал и пошел. Почему? Потому что если Ангел говорит – это весть от Бога. Он не пытается оспорить это послушание Бога, данное ему через Ангела, он не спрашивает, не переспрашивает: «а почему я пойду на дорогу, которая пуста?» Иди! Если тебя посылает Ангел, ты должен идти. Иногда нам дают послушания в Церкви, в той или иной общине, духовник даёт какое-то странное послушание. И мы иногда думаем: «Зачем это?» Древние считали так: если есть какая-то заповедь, которая дается нам, но смысл ее исполнения нам не ясен, мы должны исполнять ее с большим усердием, чем нежели если нам дается заповедь, смысл которой нам понятен, ясен. Ну, например, заповедь – «Не убий». Она охраняла дар жизни человеческой, и всем был понятен смысл этой заповеди. А была заповедь: «Не носи одежду, где волокна разного происхождения»: лен там, шелк или что-то еще вперемешку. Ну, была такая заповедь. Христиане уже не придерживаются строго этой заповеди, но чему она могла научить верующего человека? Она учила верующих святости обособления от мира, она как бы показывала верующим через их одежду, что как в моей одежде только однородные нити, только лен или только шелк, так и в нашей общине религиозной не должно быть посторонних элементов. А в голове нашей не должно быть посторонних мыслей. Должна быть одна общая ткань, цельная и повторяющаяся.

«Он встал и пошел» – идет на пустую дорогу. – «И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию».

Евнух – это кастрат. Мужчин кастрировали, когда поручали им заботу о женщинах высокопоставленных. Евнухи были в гаремах. В те времена они занимали такое серьезное положение в разных языческих структурах. Мы видим, что этот евнух читает книгу пророка Исаии, то есть он был прозелитом. Прозелиты – это были не евреи, которые принимали иудаизм, веру Авраама, Исаака и Иакова.

«Дух сказал Филиппу» – Дух Божий, Дух Святой, – «подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал…»

Тогда было принято читать вслух. Про себя в те времена не читали. Считалось, что очень важно не просто читать, но и слышать свой голос. Считалось, что такое чтение лучше воспринимается и умом, и сердцем.

«Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним».

Вот это очень важный текст из Священного Писания, который свидетельствует о том, что человек не может сам по себе, сам из себя правильно истолковать слово Божие. Потому что всегда существовали две формы Божественного откровения: это Священное Писание и Священное предание. Священное предание – это система правильного истолкования Библейского текста. На еврейском языке слово предание – это «масора», и вне масоры, то есть вне традиции, по понятиям древних иудеев читать слово уже было невозможно. Необходимо было давать и правильное истолкование этого текста. И в нашей христианской традиции мы источником вероучения имеем не только Священное Писание, но и Священное предание.

О Священном предании говорится в первом послании к Коринфянам, 11:2, Апостол Павел пишет: «Хвалю вас братья, что вы все мое помните и держите предание так, как приняли от нас». Во втором послании к Фессалоникийцам, 2:15, Апостол Павел пишет: «Твердо держитесь предания нашего, которому вы научены или словом, или посланием нашим», а во втором послании к Фессолоникийцам, 3:6, Апостол Павел пишет: «Завещеваем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас».

Для Апостольской Церкви очень важно было опираться и на Библейский текст, и на правильное понимание этого текста. Эта традиция уходит корнями в древность, и ее надо было придерживаться. И вот то, как отвечает то евнух на вопрос: «разумеешь ли, что читаешь?» – это урок для тех людей, которые пытаются сами истолковать Писание вне традиции. Этот мудрый мужчина-евнух говорит: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» И очень важно, что, когда мы изучаем Писание, мы смотрим на истолкование Святых Отцов, смотрим, чтобы наше истолкование святых Отцов было более точно. Итак, евнух попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

«А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? Ибо вземлется от земли живот Его».

Это известное пророчество об Иисусе Христе из книги пророка Исаии. У пророка Исаии, который жил до рождества Христова, за несколько столетий, столетий, содержится масса таких пророчеств об Иисусе Христе. Их столь много, что древние христиане назвали Исаию пятым Евангелистом, потому что по книге Исайи мы можем изучать жизнь Христа. Там же содержится и известное пророчество: «Се Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил».

«Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе».

То есть, когда мы читаем Писание, всю Библию, то главная задача и цель – от любого текста в Писании научиться благовествовать об Иисусе, нашем Господе.

«Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?»

Вот здесь для нас такой хороший Библейский урок, что не надо терять время в дороге с попутчиками на пустые разговоры. Если Господь посылает нам попутчиков, мы должны обращать внимание на их скучающее состояние и попытаться разговорить их на духовную тему.

Однажды в моей жизни был случай. Я покаюсь перед вами. Я поехал в Турцию – мне сказали, что Мраморное море очень полезно для диабетиков. И там была экскурсия в место, где родился святитель Николай и где было его древнее захоронение. Туда мы поехали на автобусе и назад ехали на автобусе. И у меня был один попутчик. А я в отеле развел такую бурную деятельность: я один поехал в Турцию, на целый месяц, и со многими беседовал о Боге – так, что ко мне стали приходить люди, а многие любили приходить только в подвыпившем состоянии. И когда я их видел трезвыми, они проходили мимо, а как только они выпивали (выпивали они часто), они приходили с духовными вопросами, и я стал от них уставать. И вот я еду с мужчиной. Он сидел слева от меня, а я – прямо у окна. А там же страшная жара, и в автобусах там можно включать кондиционеры, направлять струи холодного воздуха на себя. И этот мужчина начинает меня спрашивать:

– Ну, нам долго ехать, может, мы о чем-нибудь поговорим? На какую-нибудь тему?

А я так уже устал. Думаю: мы сейчас приедем, там потом будет какой-то обед, он выпьет, всю дорогу будет мне задавать какие-то вопросы не такие, и лучше я не буду с ним разговаривать. И вот принял такое решение вообще не говорить, что я священник. Ну, а как видно, что я священник? У меня шорты были – ниже колен, правда, бриджи, – маечка свободная, ну крест. Там многие русские с крестами. И я думаю: промолчу, приеду, помолюсь у гробницы святителя Николая и потом назад. Едем назад. Он уже был подвыпивший и более настойчиво мне говорит:

– Ну, расскажите, как там у вас в Москве, вы же москвич. А что там, а как там жизнь?

И вот была у меня возможность поговорить с этим человеком, но я не говорил. В результате кондиционер застудил мне ухо. Причем так застудил, что потом я месяц лежал в московской больнице и обдумывал эту ситуацию. Было очень болезненное лечение: накручивали вату, пропитанную каким-то раствором, засовывали в ухо воспаленное, крутили, вертели, слезы лились, сопли, там все на свете. Дикость была. Но я понял, почему болело ухо, причём воспаление среднего уха: потому что я не услышал этого человека, которого специально, может быть, Господь Бог отправил в Турцию, специально побудил его через его Ангела увидеть рекламу поездки на родину святителя Николая и усадил его рядом со мною. И для меня это был урок. И я понял, что теперь любого человека, которого я буду встречать в своей жизни, я буду воспринимать как поручение от Господа, адресованное непосредственно ко мне. Я должен со вниманием относиться к каждому человеку.

И вот действия Апостола Филиппа – это для нас урок, который мы должны выучить: урок, что мы не должны терять время, особенно в дороге, особенно с неизвестными людьми на пустые разговоры. И если есть возможность засвидетельствовать о нашей вере, мы должны сразу же этим воспользоваться.

«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?»

Да, мы знаем, что некоторых готовят к крещению месяц, а в древности это было практически год – подготовка к крещению. Крестили оглашенных, как правило, на Пасху или на Рождество в древней Церкви. Оглашение – это был длительный процесс. Но сам проповедник решает, готов человек креститься или нет. Этот евнух – не просто человек с улицы. Это человек, любящий слово Божие и читающий слово Божие. Он едет с книгой пророка Исаии. В те времена книга – это свиток, такое громоздкое устройство, которое надо перекручивать. Сейчас в любой смартфон, в маленький телефон можно загрузить всю библиотеку Святых Отцов, все, что есть на русском языке: разные тексты Библии, комментарии и так далее. И все это у нас в дороге. Тогда все, конечно, было сложнее. Но Филипп увидел, что этот человек воспринял эти слова, которые он ему говорил о Писании, об Иисусе Христе, с верою.

И когда евнух говорит: «…вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно».

Вот главный критерий, когда можно человеку приступать к таинствам тем или иным – ко Крещению или ко Причастию: если веруешь от всего сердца, то можно. Но это и предостережение: не подпускать к таинствам Церкви людей, которые еще не поверили в святость таинств от всего сердца. Нельзя людям говорить: «Пойди, исповедуйся, причастись». А человек спрашивает: «А зачем мне это?» – «А тебе полегче станет» – «А, ну ладно». Человек должен знать, что такое исповедь. Он должен знать, как отпускаются ему грехи. Он должен знать, что такое Святое Причастие и как эта благодать Святого Причастия преображает, обожает каждого причастника. Как святыня, предлагаемая святым.

«Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».

Помните, когда в Кесарии Филипповой Христос спросил Апостолов: «Одни почитают Меня как Иеремию, другие как другого пророка. А вы за кого почитаете Меня?» Тогда от лица всех Апостол Петр исповедует: «Ты Христос, сын Божий». И что после этого говорит ему Христос? «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, который на небесах». Дар этой веры во Христа как Сына Божия, чудо веры – это самое важное чудо. Есть очень много людей, которые хотят быть верующими, но у них никак не получается. Я знаю одного мужчину – я его с детства знаю, мы учились в одной школе, – когда мы с ним встречаемся, он мне говорит: «Как я завидую верующим. Я хотел бы иметь эту веру. Я хотел бы верить в то, что смерти нету, что небо надо мной не пустое, там Отец Небесный. Но у меня нет этой веры. Как я завидую верующим».

Таким образом, чудо веры – это самое главное чудо. И вот этот евнух обнаружил эту веру в своем сердце, когда он говорит: «… верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». Это значит, Бог Отец прикоснулся к нему.

«И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его».

Апостол Филипп крестит этого человека во имя Отца, во имя Сына, во имя Духа Святого. Как и Христос заповедовал совершать крещение.

«Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию».

Итак, после крещения, в самом Таинстве Крещения Дух Святой, Дух Божественной Любви, сходит на этого крещеного человека, а сам Филипп был восхищен Духом Святым. Что значит «восхищен Духом Святым, и евнух его уже не видел»? Ангел Божий взял его, поднял его и унес. Как пророка Даниила, как описано в Библии, Ангел брал за волосы и переносил с одного места на другое. Ангелы Божии – это существа, которые так стремительно исполняют Божие послушание, что для каждого дела Бог посылает отдельного Ангела. Потому что они так стремительно делают все, что Господь говорит, они сразу это исполняют.

Но евнух – да он едет в эту глубь Африки, но он не одинок, он исполнен Духа Святаго. Он едет с радостью. У него книга пророка Исаии с собой, это пятое Евангелие. И по преданию этот евнух станет первым христианином православного вероисповедания, который будет оглашать Эфиопию светом Евангелия. Эфиопия – это страна в Африке, в наше время в окружении мусульманских стран, но единственная страна, где христианство сохраняется достаточно устойчиво. Это чудо. Потому что когда были исламские войны, то мусульмане всю северную Африку, спускаясь к югу, обращали в свою веру. Почему же мусульмане оставили Эфиопию в покое? Потому что когда возник ислам в Саудовской Аравии, там было многобожие. И вдруг появляется религиозное течение ислам, которое говорит, что Бог един. И язычники начинают гнать мусульман. И мусульмане стали вести переговоры: какая страна их примет? И все отказывались их принимать. И только Эфиопия, христианская страна, сказала: «Если их гонят за веру в Единого Бога, мы их примем, пусть у нас поживут, а потом возвращаются к себе в свою Аравию». И мусульмане всего мира до сих пор это помнят – что христиане Эфиопии оказали им добро, когда их вырезали язычники, уничтожали их, сжигали живьем, отрезали головы и т.д. И хотя они поработили многие земли христианские, но добро Эфиопии сохранило Эфиопию в истинной религии. А кто принес эту истину? Кастрат, евнух. Как бы и не мужчина, но крещеный, просвещённый Духом Святым, исполненный благодатью, знающий слово Божие.

Итак, сегодняшний урок – очень интересный. Мы изучали опыт двух групп: первая группа – это христиане, которые разбежались из Иерусалима и совершили какую-то Евангельскую революцию в окрестностях: Филипп обращает целый населенный пункт к Иисусу Христу, то ли с испугу, то ли … трудно понять, как это происходило, но не без благодати Божией. Дух Святой совершал великие чудеса и знамения. А потом мы видим евнуха – человека, который не принадлежал к еврейскому народу, но который был прозелитом, который любил Писание и который ездил в святой город на праздничные дни. Скорее всего, он возвращался после Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов. Помните, тогда многие пришедшие на Пасху и оставшиеся на Пятидесятницу слышали Апостолов, говорящих на их языках и на их наречиях. Об этом говорится во второй главе книги Деяний святых Апостолов. И для нас формат проповеди перепуганных христиан и этого евнуха представляется чудесным, потому что сила Божия действительно совершается в немощи.

Я, помню, читал в советское время запрещенную книгу о гонениях на Русскую Церковь. И там было написано: «Русскую Церковь отстояли от сталинских штыков белые платочки русских бабушек». Это написал один американский исследователь-историк. Действительно, немощные простые женщины могли защищать целые храмы от взрыва, от уничтожения, от разрушения. Мужчины боялись возвысить свой голос. Иногда в самые тяжелые и трудные времена простые женщины в своей немощи преодолевали такой натиск, где любой мужчина сломался бы. Поэтому христиане – это всегда народ Божий, когда они твердо стоят на своем – как Апостолы, не покинувшие Иерусалим и тогда, когда все разбежались, в единстве с Божией Матерью. Но христиане остаются христианами и тогда, когда какая-то слабость проявляется: кто-то убежал, кто-то испугался, а потом, оказавшись где-то, вспомнил, что он христианин и начал совершать свой апостолат. Христианами становятся, казалось бы, и случайные люди, как этот евнух, который огласил ту землю – и она просияла святостью, и до сих пор удивительным образом среди мрака и заблуждения агарян Эфиопия несет весть о Христе, как сказано: «Свет во тьме светит, и тьма не может объять его».

Постараемся эти уроки выучить и запомнить для того, чтобы и наш апостолат был тоже более эффективным.