Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. 11 декабря 2016 г. (Литургия)

Дата: 
11 декабря 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 13:10-17
Мф. 10:23-31

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, кому-то из присутствующих не удалось попасть на Евангелие. Очень скорблю об этом, причём не преувеличиваю своей скорби и не преуменьшаю. Я очень прошу вас, дорогие! Есть то, что называется духовной пищей, есть воздух, которым мы дышим с вами. Одно дело, когда речь касается совсем юных, ещё не готовых, но взрослые, приходящие после Евангелия – это неправильно. Мы не судим этих людей, просто очень сочувствуем им. Потому что, вы знаете, вся грядущая неделя будет идти под знаком этого чтения, под наполнением духовным смыслом того, что извлекается из духовного источника и наливается в сердце.

Я вспоминаю из детства – а тот, кто вышел из советской эпохи, хорошо это помнит, – с каким вниманием мы, дети, слушали тогда рассказы о Великой Отечественной войне, о той бывшей недавно беде, которую переживали наши родители, бабушки, дедушки… И всё было свежо в памяти – поэтому и рассказы, и фильмы, и передачи и фотографии об этом времени были яркими. И одним из самых ярких впечатлений была блокада в Ленинграде, когда, получая малую пайку, человек нуждался в большем – и умирал от голода. А кто-то из людей порой вообще не получал ничего, и тоже умирал.

Здесь, в храме, раздаётся на неделю то, что необходимо человеку для его души, и это в первую очередь связано с Божьим словом.

Сегодня было повествование о том, как Господь исцеляет женщину, которая 18 лет пребывала в тяжком страдании. И старейшина синагоги, который, уйдя от духовного понимания Божьего слова, соблюдая только внешнюю его канву, в очередной раз, как и многие прочие, осуждает Спасителя за чудо, совершенное в день субботнего покоя. Осуждает, искажая глубокий внутренний смысл того, о чем на самом деле говорится в Божьем слове. Можно искаженную правду отстаивать до смерти – не своей, а чужой. Искажённую правду.

Если мы с вами посмотрим на священную традицию, мы обратим внимание на такое интересное обстоятельство, которое из духовной жизни пришло в обиход будней простого человека. «Шесть дней трудись, а седьмой – Господу Богу Твоему». День покоя переносился крестьянами и на их поля – не только в понимании глубоком внутреннем, но и внешнем: шесть лет подряд поля засевали, а седьмой год поле было без посевов, отдыхало. Причём, что интересно, когда в советские годы эта традиция была нарушена – урожаев в седьмые годы не было. Когда большие знатоки, агрономы, засевали поля в седьмой год, поля не давали плодов.

Женщину Христос исцеляет в субботний день, и Его за это осуждают, потому что не понимают. Как можно совершить благое дело, уйдя от глубокого внутреннего смысла значения доброго дела? И, обличая несчастных слепцов, духовно заблудившихся водителей израильского народа, Христос обращается сегодня и к каждому из нас. Обращается с очень глубоким призывом.

Что такое и кто такой человек? Плоть его взята от земли, наше тело создано Богом из праха земного. Мы с вами, стоя на земле, являемся частью этой земли, и будем положены в землю, и наше тело станет землёю. Но душа человека – она нездешняя. Она вдунута в это тело, и её родина не есть земля.

Исцеляя эту женщину, Господь вдыхает в неё, в её скрюченное тело, дух жизни, и женщина восстанавливается: она исцеляется, выпрямляется. Сгорбленное, изуродованное тело – обновляется.

Пришедший с неба Бог, спустившийся на землю Спаситель пришёл в мир для того, чтобы восстановить наше скрюченное тело. А вместе с тем – вдохнуть в нас дух жизни, чтобы каждый из нас распрямился. Это мы с вами многие годы скорчены в слепом порыве добиться чего-то только во внешнем мире, забывая о главном. Если человек не работает над своим внутренним миром, тогда он привязывается только к земле, и это обессмысливает значение его жизни. Он ведь имеет ещё и душу! А если за душой нет ухода, если нет благих посевов в эту душу, если к Богу человек не обращается – он не меняется в сторону неба. Его жизнь приземляется, его интересы – внешние, цели – земные. И все силы, в том числе и силы души, отдаются для того, чтобы достичь чего-то внешнего. Но ничто здесь на земле не вечно. Бессмертной является только душа.

Исцеляя эту женщину, Господь показывает нам, что в каждом из нас должен быть порыв от земного к небесному, желание подняться и распрямиться, прикоснувшись к Богу, подойдя к Нему, обращаясь к Тому, Который может всё.

Тело человека. Несовершенное, больное, смертное. Сколько же сил человек полагает для того, чтобы его обиходить! Как он его умащает, как он его лелеет, сколько средств тратит, чтобы его восстановить. Это тело. А если серьезная немощь? Сколько приходит сюда людей после обследования, где выявляются страшные цифры, проблемы в каких-то органах! И вот уже жизнь человека меняется, и он усиленно лечится, восстанавливая тело. Огромные деньги платит, даже занимает их, продавая многое, всё отдавая. Только бы тело восстановить! На каждом углу аптека. Святым местом в доме стала тумбочка, ковчег с лекарствами, на которую молится человек. Прописывают, сколько раз в день нужно выпить, съесть, с чётким указанием – до или после еды. Но ведь это тело будет положено в землю и сгниёт!

Священная традиция, воздавая должное телу, указывая его значение для человека (значение! но не первенство) говорит о том, что уход за телом, безусловно, должен быть, но вместе с тем, если мы почитаем Святых отцов, мы там одновременно с этим найдём рассуждения, что тело – это узница, оковы для души. Ибо если человек становится рабом своего тела, своей человеческой плоти, то его бессмертная душа оказывается в темнице этого тела, как красавица из сказки в плену. И человек почти совсем не заботится об этой пленнице – ни шесть дней в неделю, ни в седьмой день. И она уродуется, превращает себя в нищенку, в слепую, в глухую, немую, скрюченную – и вот это самое главное в человеке, бессмертное, пойдёт на небо с ответом: как жил человек? С записью в памяти, сколько сил было потрачено на уход за внешним, за тем, что сгниёт в могиле. Столько сил и времени тому, что будет смердеть…

Как-то мне довелось отпевать покойника в часовне на кладбище несколько лет назад. Об этом событии я хорошо помню, потому что тогда была страшная жара, для Москвы – аномальная. А покойного везли с западной Украины в эту жару, и потом поставили на ночь в душную часовню, наглухо её закрыв. И когда в воскресенье после Литургии я приехал туда и открыл дверь, то родственники покойного выбегали из часовни, только зайдя. Но священник должен был отпевать. И я молился, чтобы только успеть закончить. А потом заставил себя слово говорить, став спиной ко гробу, а лицом к народу, стоящему на улице, потому что никто не выдержал этот смрад. Никто.

И вот этому смрадному телу – столько чести. И такое нерадение о душе! Все силы, все средства – на тело! «Надо в отпуск поехать, пополоскать грехи. Надо шубу подороже надеть: как же оно, родное? Замёрзнет!»

Давайте будем аккуратны. Бог не запрещает внимание к здоровью, благословляет его поддерживать. Но как? Ценой ли беспечности в отношении своего духовного человека?

Очень хорошую пропорцию предложил преподобный Амвросий Оптинский: он сравнил человека с колесом от телеги. Хорошее сравнение. Только одна малая часть его стоит на земле, а бОльшая часть обращена к небу. А если человек своей жизнью к небу не повернётся, если не начнёт понуждать себя в эту сторону мыслить, действовать, чувствовать, стремиться – тогда вся жизнь его будет напрасно прожита. Всех вас с праздником! Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев