Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2016 г. (Литургия)

Дата: 
4 декабря 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 12:16-21
Лк. 10:38-42; 11:27-28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! В жизни каждого из стоящих здесь есть события, сподвигающие нас задуматься о важности целостностного. Есть понятия раздробленности и целостности. Бывает раздробленной Божественная Литургия, когда священник невнимателен к тем моментам Богослужения, которые имеют начало и конец. Бывает несогласование между поющими, служащими и молящимися, и это все сразу ощущают. Начинается всё ещё до того, как служба открывается возгласом: начинается всё с той нашей внутренней чистоты, к которой мы должны стремиться и которой мы не соответствуем. Когда нет целостности в семейной жизни, это тоже ощущается: тогда нет аккуратности в прихожей, тогда грязно на кухне, тогда смрадно в спальне, тогда уныло в детской и так далее. Нет-нет, бывает порой нечисто в какой-то комнате, но это не означает ещё, что там так всегда; речь идёт о другом, я говорю о состоянии. Его можно сломать неловкими движениями и самим невхождением в некое сакральное, священное пространство. В то, что созидается, можно внести деструктивное – и тогда ломается ощущение праздника. Всего лишь на всего, малая толика – и ломается семейный уклад, обстановка в учреждении, атмосфера на клиросе, мир в сердце.

Сегодня воскресный день, и мы с вами празднуем Введение во храм Божией Матери. Рождение в мир этого человека было особым событием, имеющим отношение как к земле, так и к небу. Её жизнь – это постепенное собирание той целостности, о которой мы сейчас говорим: того мира в сердце, к которому можно никогда не приблизиться; того благоговения, которого можно никогда не испытать; того состояния праздника, которое можно никогда не ощутить; тех событий, которые можно никогда не вместить в своё сердце. Никогда, даже если о них рассуждать и говорить.

У священномученика Кронида Радонежского, последнего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, расстрелянного здесь, в нескольких километрах от нашего храма, на полигоне, есть очень интересное наблюдение: собирая необычные истории, этот удивительный пастырь Церкви их рассказывал и записывал. Одна из них к сегодняшнему дню имеет прямое отношение. Он рассказывает о некой девушке, в жизни которой совершилось удивительное событие: будучи ещё юной отроковицей, а потом и незамужней девицей, эта раба Божья стремилась раньше прийти в храм и украшала иконы Царицы Небесной цветами. Она делала это постоянно, не принимая платы за свои труды, – это была лепта из глубины её сердца. Вот так, входя в храм и будучи водима Божественной силой (поскольку всякое доброе дело совершается только с помощью Божией), эта вначале отроковица, а потом и девица занималась своим делом, тем, которое определила в своём сердце и в душе как важное и значимое, как то, в чём она может быть полезна Церкви, храму и Пресвятой Деве. И вот описывает архимандрит такое событие: как-то раз, под день Введения во храм Пресвятой Богородицы, является этой девушке Пречистая Дева и говорит: «За твою ревность и бескорыстное служение Я устрою твою семейную жизнь: у тебя будет благонравный супруг и благочестивые послушные дети». Сегодня есть столько программ, столько схем и моделей воспитания детей! Написаны диссертации, читаются лекции, приезжают местные и заморские преподаватели, чтобы научить русских людей воспитывать своих детей…

Нынче день Введения во храм Пресвятой Богородицы. И те средства, которые использовали благочестивые Иоаким и Анна, нам известны. Они столь просты, что многие их вообще не замечают, а кто-то считает это мракобесием, ретроградством и пыльной старостью, уходящим в прошлое христианством. Вы знаете, каждый из нас решает сам, кого себе избирать учителем, с кем советоваться и из какого колодца и источника зачерпывать живую воду, но вот последствия от того, что именно налито в сердце, непременно будут. И если стоящие сегодня в храме люди, возможно, очень мало знают об этом событии, собирающем многих и многих (пока ещё, слава Богу) в нашем Отечестве в Господни храмы, то им стоит почитать об этом событии и вообще о жизни Пречистой Девы. Это, и правда, яркий пример. Пример простоты, целомудрия и святости, к которым призван каждый живущий в этом мире: Она ведь не богиня, Она подобна нам с вами. И в Её жизни родители привели Её в храм, именно здесь совершилось чудо введения во Святая святых. Это событие многогранно, оно не только внешнее, но и глубоко внутреннее, потому что войти в общение с Богом призывается каждый человек. Готовность двигаться в эту сторону, начиная с детства (а сегодня день и праздник детства) должны воспитывать в детях их родители. И, как пишет святитель Иннокентий Московский, «Если в ранние годы будет налито в детское сердце церковное вино жизни по заповедям, то запах от этого вина непременно останется на стенках сердца. И после гроз и бурь, когда начинают бушевать страсти в детских душах, то, что было вложено в них, обязательно проявится».

Вот почему каждому из нас нужно над чем-то постараться задуматься – если мы, конечно, имеем к этому готовность, потому что если такой готовности нет, то ничего не получится. Священник ведь никому не приказывает, он только напоминает, стучит в сердце, приглашая задуматься о целостности и о красоте. Потому что если что-то не получилось сейчас, то в следующий раз это нужно исправить. Целостность созидается нами в том служении, где мы Богу отдаём свои силы, время и где мы учимся благоговеть, научая этому состоянию и окружающих нас. Это выражается в том числе и во внешних наших действиях: в нашем стоянии в храме, в наших действиях в алтаре, на клиросе, в средней части храма, в церковной лавке и на улице близ храма – это всё различные формы поведения, где мы либо встречаемся с Богом, либо отвергаем Его в нашем состоянии неблагоговения. И тогда всё рушится. Тогда можно дверь в алтарь открыть ногою (и я это видел, это страшно). Тогда можно и церковное облачение надеть в состоянии, которого и у сапожника не бывает, я и это видел. Тогда неподобающие разговоры идут в храме – и я это слышал. Тогда и храм пустеет, и вера скудеет, тогда и праздник не в праздник, и радость не в радость.

Почему люди святой жизни уделяют внимание понятию благоговения? Они порой так бывают к себе беспощадны. Говоря о своём состоянии, преподобный Серафим назвал себя блудником, лжецом и вором. Чем ближе к свету – тем больше видна грязь, и пост для того дан человеку, чтобы он научился в этом состоянии, новом для него, работая с Богом, меняться. В нашей жизни всегда были и будут разные примеры, и для себя мы выбираем ту модель поведения, которая нас приведёт либо к Царству Небесному, либо в преисподнюю – всё очень просто. Начав некий путь, мы не можем достичь цели в одночасье, но перспектива перемен впереди должна просматриваться, а если этого нет, то тогда зачем мы живём? Ведь если в храме будет как в хлеву, а в нашем сердце – как на помойке, тогда о каком введении во храм может идти речь? Если мои помыслы далеки от службы, сердце мыслит о совершенно других перспективах и в уме иные ориентиры, то как там привиться Божественному Слову? «Вот, служба уже закончилась, давай, вперёд, там есть что-то поважнее!» Вы знаете, стоит поймать себя на этом, потому что, если честно, это есть в каждом из нас. Вопрос в другом: что дальше? Если мы доживём с вами до будущего года и войдём в храм в этот день, что переменится в нас с вами? Мы поставим перед собой задачу что-то сделать в нас лучше или не поставим такой задачи?

Сегодняшний день – день особый. Кто-то из присутствовавших вчера за Богослужением, вероятно, обратил внимание на то, что пелись ирмосы Рождественского канона: «Христос раждается, славите!», и начинаются они именно на утрене введенской службы, потому что именно через вхождение в храм Матери Божией открывается перспектива того лучшего, что даст земля Небу в лице Пречистой Девы, от Которой родится Нерожденный и Нерождаемый, воплотится Тот, Кто умалит Себя до тела, чтобы отдать его на крест и распятие, а затем и нам в Причастии, после Своего воскресения. Во всём этом есть огромная тайна: это нам с вами предлагается войти во Святая святых, зачать Христа, родить Его из сердца своего и пройти с Ним по пути нашего земного странствования вплоть до Царствия Небесного. И с нашей смертью в ином состоянии родиться там, в духовном мире, чтобы никогда с Богом не расставаться – вот перспектива сегодняшнего дня, вот она, эта целостность, к которой призван каждый человек. А начинается она с малого и совсем простого. Если что-то важное у нас сегодня не получилось, то завтра оно должно нами быть сделано лучше, а после – ещё лучше.

Если не ставить перед собой таких задач, то будет звучать уже другая музыка – в том числе и в храме. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев