Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. 20 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
20 ноября 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 8:41-56
Мф. 4:25-5:12

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В VI веке у преподобного Иоанна Лествичника, в его бытность игуменом Синайской горы, спросили: «Авва, как распознать, душа человека растет или оскудевает?» Преподобный отвечал: «Братие, если человек не участвует в Богослужении, то душа его правильно развиваться и раскрываться не может».

Одним из главнейших элементов участия в Богослужении не только в дни церковных праздников, но и в дни ежедневных будней, является чтение Священного Писания. Если человек не читает Евангелие – его вера слабеет, его сердце охладевает, а в холодное сердце Бог войти не может.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о двух событиях, произошедших в земные дни Спасителя. Некий человек по имени Иаир имел больную двенадцатилетнюю дочь, которая в то время, пока он просит Христа о помощи, умирает. И пока Господь идет по городу в дом Иаира, к нему прикасается женщина, которая много лет была больна, была в нечистоте, поскольку исходила кровью. Две страждущие: одна юная, другая уже в годах; отроковица и жена. Два события… Но Господь связывает их в Евангелии, поскольку истинным и единственным евангелистом является Сам Христос. И главное в этом рассказе для нас с вами, – это вера двух людей: отца девочки и больной женщины. Когда Господь находится на пути к немощной отроковице, то, узнав о смерти этого ребенка, люди Его останавливают. Женщина прикасается ко Христу – и люди её осуждают, так как она не должна была прикасаться к Учителю в нечистоте.

Мы с вами в нашей жизни, имея неширокие духовные горизонты, регулярно осуждаем других людей. Они совершают неблаговидные поступки подобно нам, но мы их осуждаем с такой яростью, с такой нелюбовью… Мы не жалеем, не сочувствуем людям, которые находятся в состоянии одержимости нечистым духом. Мы не по-христиански к ним относимся: мы посчитали, что это люди не в состоянии подняться. Но, по Божественному слову, «пока жив человек, у него есть шанс». Первым в рай вошел разбойник, заслуживший смерть на кресте… страшный человек, негодяй, мошенник, вор, душегубец. Он первым вошел в рай, так как на кресте в последний момент своей жизни он покаялся – и Бог первым ввел его в рай.

В нашем падшем состоянии мы тяжело воспринимаем Божью любовь, замечая за ближними (причем порой не без оснований), их беззакония. И особенно если мы сами стараемся жить более праведно, то мы яростно осуждаем таких людей: «Это конченные люди, с них ничего не возьмешь, шансов нет подняться». Дела их страшны, но пока они живут, незримо для нас с вами Господь идёт к их сердцу, Он стучит, беспокоит, Он неравнодушен к ним, потому что Он стремится всякого спасти и ввести в Небесное Царство. А мы с вами не такие.

Как-то старец Порфирий Кавсокаливит общался с двумя девушками, одетыми очень современно, столь нецеломудренно, что прихожане, пока они общались, так этих девушек «обсудили», что остатки одежды на них были явно сняты. Старец же девушкам не сказал ни слова упрека. Он общался, говорил, и потом ласково проводил их из храма. А когда шёл обратно, проходя мимо прихожан, сказал: «Простите, я не настолько строг, как вы, но если бы я им сказал, как вы сейчас, больше бы мы их тут не увидели, а у них пока ещё очень слабая вера, они не готовы слышать. Не переживайте: пройдет время – и они услышат, как и вы в своё время услышали. Вы ведь тоже не всегда были такими».

Мы должны учиться наблюдать за собою. Чужие недостатки всегда заметнее. Причем, чем выше стоит человек, тем больше заметен его недостаток. А мы, не зная его внутреннего мира, его покаянного чувства, настолько бываем жестокими – и собираем уголья на свою голову, потому что осуждаем и раздражаемся. Учиться не осуждать – это целое искусство, которое требует ежедневной практики. Наши олимпийские чемпионки по синхронному плаванию тренируются 10 часов в день. И это – чтобы добиться земных благ. Что уж говорить, если мы хотим небесных. Ведь в том мире Литургия будет бесконечной, непрерывной, и если мы не привыкнем к тому, чтобы быть готовыми обнять друг друга, сказав от сердца эти самые слова: «…возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» – то есть друг другу всё простить – тогда какие мы христиане?

Это, конечно, трудно. Особенно, если тебя сильно обидели – тем более, когда наблюдаешь беззаконие, преступление. Но в том-то всё и дело, что Господь нам показал, куда нужно идти: грешника прости, человека оправдай, грех осуди, дьявола осуди – а человека пожалей. Он ведь несчастный, его мучают бесы, там же их легионы! А ты осуждаешь этого несчастного, ты взял право осудить вместо Бога. Ты и себя истощаешь, осуждая, испепеляешь себя, мертвишь всё вокруг себя, сам угасаешь – и другие от тебя сохнут. Ты же сам умираешь! Избрав вроде бы путь жизни по правде, ты осуждаешь другого, ты взял на себя оружие, которым действует сатана, и по духовному закону ты несёшь последствия – ты истощён. Разве этого Евангелие от человека требует? Нет: требует простить с любовью. Простить. Когда человек прощает, в его жизни многое меняется. Когда он поднимается в жизни и находится на ступенечке, где его многие видят, его слово становится значимым, от этого слова многие могут заразиться либо добрым, либо злым.

Вы знаете, когда Святейший Патриарх провожал меня и напутствовал перед Олимпиадой, он просил находить нужные слова для русских спортсменов. Он такое тёплое отеческое слово произнёс, так глубоко говорил, проникновенно, было ощущение, что я беседовал со Христом. И когда потом наша известная спортсменка Елена Исинбаева сказала, что «не прощает» людей, отстранивших часть нашей сборной, я патриаршие слова вспомнил. Это его назидания, его напутствия сподвигли меня ей напомнить: «Если Вы заявляете на весь мир, что не прощаете, Вы тем же оружием действуете против себя самой, против сборной, против страны, и тогда Вы не с нами, и Бог не с Вами. Тогда Вы – с врагами, и без Бога, и не с Россией». И она отказалась от своих слов, она передумала, сказала, что прощает и оставляет всё Богу, на Его суд. После этого ведь груз падает с плеч. И она признаётся, что и у неё «как будто гора с плеч упала», и затем её избирают в Международный Олимпийский Комитет.

Вы знаете, это всё события нашей внешней жизни. Святой Иоанн Златоуст нам советует посмотреть вокруг и увидеть, как здесь происходит действие Божьего закона: есть и сегодня люди, которые пытаются и стремятся жить по Божественному закону, и когда они решаются на это, их жизнь меняется, и тот ад, в котором они находятся, осуждая, от них отступает. Можно, вроде бы стараясь жить хорошо и праведно, осуждать – и пребывать в аду. Важно учиться этому противостоять, учиться не осуждать, не останавливая Бога, Который хочет поднять мертвое… «Девочка уже умерла. Не ходи туда, там нет шансов». Но Он идёт – и поднимает девочку из мёртвых. Вот так и любого из нас или из тех, кто пока не с нами, Он может поднять. Он к нему идет, пока жива возможность и он дышит, и можно постучать ему в сердце, и он может, как разбойник, откликнуться и войти в рай – а ты в осуждении пропадёшь.

Вот такое сегодняшнее Евангельское чтение нам предлагается для назидания. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев