Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. 13 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
13 ноября 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 8:26-39

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Столь знакомое Евангельское чтение, которое для ходящих в храм и регулярно посещающих Богослужения хорошо известно: несчастный человек, имеющий в себе легион бесов; встреча его с Господом, изгнание бесов, вхождение их в стадо свиней; бездна, пропасть, куда бросаются нечистые духи; жители города, которые боятся за имущество своё и просят Христа уйти, поскольку жалко стадо…

Просматривая святоотеческие поучения к сегодняшнему дню, я для себя обратил внимание вот на что. Речь идёт о каждом из нас. Удалось ли каждому из нас за эту неделю оставить свое сердце закрытым для темной силы? Каждому из нас служит это евангельское назидание, потому что это мы пускаем в двери и окна нашего сердца нечистых духов. И чем дольше мы не боремся, тем больше этих духов посещает наше сердце. Это нас они гонят из семьи, нас лишают готовности потерпеть на ближнем. Это именно они сподвигают нас хамить родителям, быть невежливыми друг с другом, жестокосердными с окружающими. И чем дольше в этом состоянии пребывает человек, тем страшнее для него. К состоянию этой одержимости можно привыкнуть, обозначая общими понятиями свои несовершенства на исповеди: «Каюсь, Господи…» и дальше по тексту, без сокрушения, без борьбы со страстями, без чтения Евангелия, без поста, почти без молитвы. Прихожу, рассказываю – ничего не трогает сердце… И снова в эту бездну, как свинья. Потом – глоток воздуха, и – едва успел выйти из храма, и снова скотское состояние.

Вы знаете, так нельзя… Мы совсем недавно читали в будний день Евангельское чтение о том, что если горница не будет выметенной, – то есть если наше сердце не будет укрепленным и очищенным, – тогда еще злейшие бесы в большом количестве войдут в наше сердце и будут править нами и руководить. Что рекомендуют люди святой жизни? Гасить это состояние средствами, которые нам дал Господь. Они одни и те же и для священников, и для мирян: молитва, пост и покаяние. Просматривая последнюю неделю, я, грешный нашел в себе те состояния, о которых сегодня воздохнул у Престола Божьего и исповедался собрату в том, что мне во мне не нравится.

Читая дневники святого Иоанна Кронштадского, обращаешь внимание на его искренность. Он пишет о том, что он бывает искушаем нечистым духом и, падая в эти сети, увлекаясь лукавым бесом, грешит. Это рассуждает праведник, святой жизни человек, не достигший бесстрастия по духовной лестнице, но обретший святость и имевший духовные дары, – а вместе с тем, искушаемый нечистый духом, но боровшийся с ним. У святого Иоанна Златоуста есть такие рассуждения: «Дьявола Бог терпит в этом мире, чтобы у нас был сильный соперник, борясь с которым, можно преодолеть трудности и достичь высоты».

Для спортсменов в их практике тренировок очень важно наличие сильного соперника. Если слабый соперник – ты всегда будешь перед ним силен и непременно станешь легко побеждать. А если сильный соперник – ты будешь тренироваться, дабы достичь большего умения и совершенства. И когда ты будешь среди самых сильных, ты будешь достойно выглядеть и сможешь и их победить. Но если ты тренируешься со слабыми, ты непременно проиграешь на больших соревнованиях, потому что там – только самые сильные. Вот почему Господь нас ставит перед сильным соперником.

Только тогда можно побеждать дьявола и бесов, когда ты практикуешь жизнь по Евангелию. Правда, твоя жизнь может быть непонятна другим людям, вообще не понятна, если они Евангелие имеют на столе, на полке где-нибудь, но не пытаются по нему жить. Это тяжело, больно и трудно. Но если пытаешься это делать, тогда обязательно с бесом встретишься. Ты можешь его не увидеть, но ты его почувствуешь, и вот здесь важно с ним бороться данными от Бога средствами. Если их не использовать – тогда мы обречены на поражение. Если вообще об этом не думать, то это, по меньшей мере, беспечно, потому что у нас сильный соперник. Наш союзник – Сам Христос, но если человек не участвует в Таинствах, если главное место для него занимают другие дела, заботы, учеба, работа, семейные вопросы, тогда данные от Бога средства, испытания и условия, поставленные Господом, чтобы ты подготовился к вечности, оказываются пренебрегаемы тобою. Ты не работаешь, ты в самом главном деле беспечен. А зачем ты живешь? Ведь тебе нужно подготовиться к встрече с Богом, а она может произойти неожиданно.

Я сегодня утром выезжал из дома и видел страшную аварию. Я не знаю, живы ли люди. Возвращался я около полуночи – на этом месте уже никого не было, всё ночью произошло. Дорогая машина – раскурочена, нет людей. Где эти люди? Живы ли они или готовятся к погребению? Они ехали, думали, о чем-то размышляли, планы строили… Но для меня, для священника, было очевидным, что это еще одно напоминание: «Будь внимателен, ты ведь тоже можешь вот так неожиданно встретиться с этой чертой. Куда ты едешь? Нет, нет, пора домой, с отчётом, как ты прожил, как ты боролся, что ты успел... Ты слышал Евангельское чтение? Ты вошел в него умом, в сердце положил, душою объял? И сделал что-то после услышанного?»

С этим вопросом хочу и себя, и вас оставить. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев