Проповедь в день Димитриевской родительской субботы. 5 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
5 ноября 2016, суббота

Евангельское чтение:
Лк.7:1-10
Ин. 5:24-30

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В день субботы Родительской – а сегодня одна из таких особенных суббот года – традиция Церкви вводит христиан в понимание «вселенскости» и приглашает нас задуматься над тем, что каждый из нас рано или поздно родится для другого мира.

Мы находимся в том пространстве, где «кожаные ризы» человека, если они очень плотные, не дают ему задуматься над тем глубоким, проникновенным и возвышенным, к чему он призван. Ведь тело человека, по словам многих Святых Отцов, является темницей. И хотя оно не является ненужным, а является важным – и Господь подчеркнул значимость тела, родившись в нем для того, чтобы его обновить, воскресить и дать в Причастии, – но вместе с тем, тело – это узница. И когда мы вынуждены ухаживать за ним, мы испытываем много неудобств, а если во главе нашей жизни становится плотской человек – тогда о духовных областях вообще трудно рассуждать, поскольку не вмещает сей несчастный глаголы вечной жизни.

У преподобного Максима Исповедника есть такие слова о свободе. Он пишет (в ранние века Церкви): «Свобода – это когда человек с Богом, ибо Бог есть максимальная свобода».

Есть иная свобода, дьявольская, когда в качестве нормы жизни человеку предлагается вседозволенность. Но это страшно, когда живущее этом мире чадо Божие принимает подобную свободу. Мы с вами имеем тело, попечение о котором вменяется в послушание человеку. Но не поклонение телу. Конечно, тело значимо для человека, но чем дальше от веры, от правды, от Бога живущий в этом мире человек, тем больше внимания он может уделять именно телу, служа этому сосуду, мало или почти совсем не беспокоясь о своём внутреннем мире, об ином человеке, новом человеке.

Сколько сил и средств полагает человек для того, чтобы умножить заботы о внешнем! Времени на духовное он почти не оставляет себе, и чем больше он входит в это состояние, тем страшнее его жизнь, потому что он боится смерти. Он боится смерти как плотской человек. Она пугает его. Он держится за этот мир как за что-то очень значимое.

Но так ли это? По духовному закону, если не понуждать себя войти в иные, внутренние сферы, причём двигаясь в верном направлении изучения основ христианской веры (а только Церковь в традиции православия указывает человеку глубину этого колодезя), человек прозревает. А не двигаясь – слепнет. Избегая готовности жить по Божьему закону, человек созидает идола – из чего угодно, но чаще всего из себя самого. И этому идолу он служит, и восприятие смерти для него – что-то очень своеобразное, но совсем далёкое от правды.

В христианской традиции есть понятие Успения. Нет конца – есть продолжение и рождение, а именно так именуют смерть Святые Отцы: рождением в новый, иной для нас мир, третьим рождением. Первое, плотское рождение, – это рождение от родителей в этот мир, второе – в духовную жизнь в Таинстве Крещения, а третье – это смерть как переход в мир вечный. И христианин должен бояться уйти без Христа. Но он только тогда без Христа может уйти, если он жил без Христа. А если он жил с Христа – он не может уйти без Него. Бог не даст ему уйти без Себя, ибо Он есть Любовь, ибо Он хочет всякого человека ввести в радость общения с Собой, освободить его и от дьявола, и от смерти, и от греха. И от этого тела, которое так значимо для многих живущих в этом мире.

Мы все двигаемся к дню свободы. Но только как мы к этому относимся и что полагаем для себя в понятии свободы? Какова наша забота о внешнем и внутреннем? Каковы мотивы наших действий? Каковы наши помыслы? Как мы не только действуем, но как мы думаем? И как понуждаем мыслить себя?
Каждый шаг нашей жизни – это ещё одна ступенька к вечности, к моменту встречи, которая будет поразительна в том мире. Встреча с Ним. С Творцом. И если мы ничего кроме телесного здесь не стяжали – мы не сможем быть возле Него там. Не будет части нашей с ним. Вот это будет беда.

Есть у некоторых известнейших Отцов Церкви рассуждения о рае и аде как об одном и том же месте, где одним будет радостно от общения с Богом, а другим – невыносимо. Потому что меч Божией любви посекает только того, кто не разделил здесь, в этом мире, радость встречи с Богом.

Вспомним рассказ о несчастном богаче и праведном Лазаре. Это очень близко было – и ложе Авраамле, и страдания. «Ты протяни только палец и омочи губы духовные – и тут же жажда прекратится!» Но – «бездна, пропасть между вами и нами» – сказано. Это, конечно, очень условные слова, мы в современном нашем мире вынуждены подбирать только подобия выражений, потому, что там всё иначе.

И вот сегодня мы молимся о тех, кто там, за этой границей. Есть те из них, которые уже со Христом. Есть те, которые там, в том мире, но им очень тяжело, потому, что они здесь были без Него и там теперь страдают. А мы можем им помочь. Мы можем и тем, и другим дать возможность напитаться от нашей молитвы чем-то очень важным, и сегодняшняя служба – это трапеза, которую мы с ними разделяем. Вот почему важно об этом помнить и стараться возгревать в сердце верное отношение и к смерти, и к нашей ответственности и за свою жизнь, и за души тех, кто были до нас и ожидают наших усилий и решимости здесь быть с Богом и помочь им там. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев